Гость

Покаяание Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари

Рекомендуемые сообщения

Гость

Покаяание Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари


Для тех кто не знает, что признанный имам Абу Хасан аль-Аш'ари отказался от своих му'тазилитских убеждений и полностью был на пути ахлю-Сунна уаль-джамаа во всех вопросах акъиды, хочу привести по этому поводу слова имамов. Однако его последователи, именующие себя аш’аритами не приняли его труды, как «аль-Ибана ‘ан усули-ддияна» и «аль-Люма'», в которых содержится акъида ахлю-Сунна, заявив, что эти работы ему приписали приверженцы Сунны. Вот слова имамов различных мазхабов об этом:

Имам Ибн ‘Асакир в книге “Табайин кизб аль-муфтара” писал, что Ибн ‘Азара рассказывал: “Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом и сорок лет придерживался воззрений му‘тазилитского толка. Он был большим ученым этого толка, а затем удалился от людей на пятнадцать дней. После этого он вышел к людям и отправился в соборную мечеть Басры. После пятничного намаза он поднялся на кафедру и сказал: “О люди! Меня не было с вами некоторое время, потому что я размышлял над шариатскими текстами. Доводы казались мне одинаково убедительными. Мне не удавалось отдать предпочтение истине перед ложью и лжи перед истиной. Тогда я обратился к Всевышнему и Всеблагому Аллаху и попросил Его наставить меня на прямой путь. Аллах наставил меня на путь, который я изложил в этих книгах. Я отказываюсь от своих предыдущих воззрений, как отказываюсь от этой накидки”. Он снял с себя накидку и бросил ее, а затем передал книги людям”.

Это подтверждали многие имамы:

Имам Ибн Халькъан говорил: "Абуль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но позднее раскаялся в этом". См. “Уафайат аль-а‘йан” 2/446.

Хафиз Ибн Касир говорил: “Аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но затем публично раскаялся в этом на кафедре в Басре и начал разоблачать порочные убеждения му‘тазилитов”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 11/186.

Имам Таджуддин ас-Субки сказал: "Абуль-Хасан аль-Аш‘ари - величайший ученый среди приверженцев Сунны после имама Ахмада ибн Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Аш‘ари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его акъида совпадает с убеждениями имама Ахмада ибн Ханбаля. Именно это высказывание шейха Абуль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах". См. “Табакатъ аш-шафи‘ия аль-кубра” 2/246.

имам аз-Захаби в своей книге “аль-‘Улую лиль-‘Али аль-Гъаффар” говорил: "Вначале Абууль-Хасан был му‘тазилитом и обучался у Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он расстался с ним, опроверг его воззрения и стал разделять воззрения ахлю-Сунна и знатоков хадисов. И было бы замечательно, если бы все ученые, которые придерживаются религиозно-философских воззрений, последовали путем Абу аль-Хасана. Однако вместо этого они вдаются в пространные размышления, уподобляясь древним философам, и следуют своей логике!"

Имам Бурхануддин ибн Фархун сказал: "Поначалу Абууль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но впоследствии он стал придерживаться воззрений истинных приверженцев Сунны. Это вызвало много удивления, и когда его спрашивали об этом, он рассказывал, что в месяце Рамадан он увидел во сне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который повелел ему вернуться к истине и отстаивать ее. Все так и произошло, и хвала за это надлежит только Всевышнему Аллаху". См. “ад-Дибадж аль-Музаххаб” 193.

Ханафитский имам аз-Забиди в комментарии к книге аль-Гъазали "Ихъя аль-‘улум ад-дин” писал: “Абууль-Хасан аль-Аш‘ари обучался религиозно-философским взглядам у му‘тазилитского шейха Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он увидел сон, после которого расстался со своим учителем и публично отрекся от му‘тазилитских воззрений. Поднявшись на кафедру мечети в Басре в пятницу, он громко сказал: “Некоторые из вас меня знают, а для тех, кто меня не знает, скажу, что меня звать так-то. Ранее я говорил, что Коран сотворен, что люди не увидят Аллаха воочию в будущей жизни и что рабы Аллаха являются созидателями своих деяний. Сейчас я раскаиваюсь и отрекаюсь от му‘тазилитских воззрений, будучи убежденным в их ошибочности”. Затем он начал опровергать взгляды му‘тазилитов и сочинять труды, посвященные опровержению их воззрений.
Ибн Касир рассказывал, что воззрения Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари формировались в течение трех этапов. На первом этапе он исповедовал воззрения му‘тазилитского толка, от которых впоследствии отказался, и в этом нет никаких сомнений. На втором этапе он уверовал в семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом: “аль-хайат” (жизнь), “аль-‘ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-ирада” (желание), “ас-сам'” (слух), “аль-басар” (зрение), “аль-калям” (речь). В то же время он продолжал истолковывать такие качества Аллаха, как “аль-уаджх” (лик), “аль-йадан” (две руки), “аль-къадам” (стопа) и “ас-сакъ” (голень). На третьем этапе он уверовал во все божественные качества, не придавая им форму и не отождествляя их с качествами творений.Тем самым он последовал по стопам своих праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге “аль-Ибана” (“Разъяснение основ вероисповедания”), которую он написал в последние годы своей жизни
".

Уа-Ллахи цитировать слова имамов о том, что Абуль-Хасан аль-Ашари отказался от своей заблудшей идеологии можно еще много. Но процитированного вполне достаточно, поскольку тут упоминались имена известных имамов всех мазхабов, и ханафитов и шафиитов и маликитов.
 
Кстати о том, что книга "аль-Иабана ‘ан усули-ддияна" принадлежала самому аль-Аш'ари говорил и имам аль-Байхакъи. Так вот, аль-Байхакъи писал: "Имам аш-Шафи‘и, да смилостивится над ним Аллах, говорил, что Коран, который мы произносим своим языком, слышим своими ушами и записываем в свитках, именуется речью Великого и Могучего Аллаха, который обратился с этой речью к Своим рабам и отправил к ним своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). То же самое говорил ‘Али ибн Исма‘иль (Абуль-Хасан аль-Аш'ари) в книге “аль-Ибана”». См. “аль-И‘тикъад уаль-хидайа иля Сабиль ар-Рашад” 31.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты