dauraonline

Хадис о превосходстве между чернилами ученых и кровью шахидов

Рекомендуемые сообщения

Был спрошен шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах: «Достоверен ли следующий хадис. Посланник да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „В день суда будут взвешены чернила ученых и кровь шахидов, и не будет превосходить одно над другим“. И до конца хадиса».

Ответ: «Мы не знаем достоверность этого хадиса, очевидно, что он вымышлен и из тех, что выдумали лжецы, и нет ему основы. Но ученые разногласят относительно этого, некоторые ученые предпочли чернила ученых над кровью шахидов, другие же наоборот. И у каждой из сторон есть достоинства, чернила ученых, которыми записывается знание и приносится польза людям, у них есть значимость. И кровь шахидов, которая была пролита на пути Аллаха, у нее есть значимость. А что касается этого хадиса, то это не хадис».

См. Собрание фетв Ибн База «Фатауа нурун ’аля д-дорб», стр 486.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хасан аль-Басри сказал: «Чернила учёных перевесят кровь шахидов». См. аль-‘Аджлюни в «Кашфуль-хафа» 2/262.

Некоторые мусульмане рассказывают эти слова, приписывая их Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. На самом же деле эти слова принадлежат Хасану аль-Басри, а как хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он является недостоверным. См. «аль-‘Иляль» 1/80 имама Ибн аль-Джаузи. Поэтому нельзя это рассказывать как хадис, но можно передавать эти слова от имама Хасана аль-Басри.

Также подобные слова приводят от 9 сподвижников, но они все также не достоверны. См. «аль-’Иляль аль-мутанахия» 1/80, «Мизан аль-и’тидаль» 3/517, «Тахридж аль-Ихья» 1/15, «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 4832.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Ученый лучше, чем постящийся, выстаивающий ночную молитву и муджахид». ад-Думьяты в «аль-Матджуру-ррабих» 1/16.

Аль-Азди рассказывал: «Однажды я спросил Ибн ‘Аббаса о джихаде, и он сказал мне: «Разве ты не хочешь, чтобы я известил тебя о том, что лучше, чем джихад?» Я сказал: «Конечно!» И он сказал: «Построй мечеть и обучай в ней обязанностям (фард), суннам и фикъху религии». аль-Фасауи в «аль-Ма’рифа» 3/503, Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами’» 1/31.

Имам аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем постижение Его религии». См. «Тухфату талибиль-‘ильм» 24.

Имам Ахмад говорил когда его спросили: «Что лучше для человека, у которого есть пятьсот дирхамов, потратить их на джихад или потратить их на требование знаний?» Он ответил: «Если этот человек является несведущим, то для меня предпочтительней требование знаний». См. «аль-Адабу-шшар’ия» 2/40.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Абу Хурайра говорил: «Изучить один раздел знания из числа обязательных и запретных дел для меня любимей, чем совершить семьдесят военных походов на пути Аллаха!» Ибн Раджаб в «Уарасатуль-анбия» 1/36.

Хасан аль-Басри говорил: «Нет ничего, из того что сотворил Аллах и величайшей награды, чем требование знаний! И это лучше чем и Хадж, и Умра, и джихад, и садака, и освобождение рабов!» Хатыб аль-Багъдади в «аль-Факых» 1/16.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Шейх Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«В отношении этого вопроса — превосходства чернил ученого над кровью мученика, или наоборот — существует много разногласий. Каждая группа привела свои доказательства и возвысила одного из них.

Однако чтобы разрешить спор и вернуть вопрос к позиции единогласного мнения (иджма‘) в этом вопросе нужно:

— говорить о том, что существуют степени совершенства; 

— упомянуть лучшую из них; 

— рассмотреть: что из них (мученичество или знание) ближе к этой степени совершенства. 

Эти три основы помогут выявить верное мнение и окончательное решение.

Что касается степеней совершенства, то их четыре: пророчество, праведность (или правдивость высшей степени), мученичество за веру и угодничество. Всевышний Аллах упомянул их в Своих словах:

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники! Такова милость от Аллаха, и довольно того, что Аллах ведает о всякой вещи» Сура «ан-Ниса», аяты 69-70.

Наивысшая степень — это пророчество, за ней следует — праведность (или наивысшая правдивость). Правдивые мужи — предводители последователей посланников, поэтому их положение наивысшее после пророчества.

Если перо ученого будет писать наивысшей правдивостью, и чернила будут расходоваться на этом поприще, то его чернила станут ценнее крови павшего мученика, который не достиг степени высшей правдивости.

Если же мученик прольёт кровь за наивысшую правдивость, то его кровь станет лучше чернил ученого, который пренебрег ею. Более достойным из них будет тот, кто будет более придерживаться наивысшей правдивости (сыддикыйа).

Если же они равны в наивысшей правдивости, то они равны и по положению. А Аллаху ведомо лучше.

Наивысшая правдивость — это полная вера во всё, с чем пришел посланник, а также знание, подтверждение и исполнение этого. И она зависит от самого знания: насколько ученый более знающий о том, с чем пришел посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, насколько полнее подтверждает это, настолько же будет полнее его наивысшая правдивость. Наивысшая правдивость — это дерево, корни которого — знание, ветви — подтверждение, а плоды — деяния.

Таковы в вкратце слова о том, кто лучше: ученый или павший за веру (мученик)».

См. Мифтах дар ас-са‘ада, 1/297-299.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Те, которые постигают религию Аллаха, один в один подобны сражающимся на пути Аллаха». См. «Уисая уа тауджихат ли-талябатиль-‘ильм», 1/175.

Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине, твоё распространение знания, является распространением религии Аллаха Всевышнего, и по этой причине ты будешь из числа муджахидов на пути Аллаха. Ведь тем самым ты открываешь сердца посредством знания, как муджахид открывает города посредством оружия и имана (веры)!» См. «Шарх ду’а аль-къунут», стр. 12.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты