Абу Идар аш-Шаркаси

О поношении сподвижников

Рекомендуемые сообщения

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Поношение сподвижников не только поношение их как личностей, но это и поношение пророка (мир ему и благословение Аллаха), порочение законов и установлений Аллаха и порочение самого Всемогущего и Великого Аллаха.

Если говорить о поношении сподвижников, то это наглядно.

А если говорить о том, что это также является порочением посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то получается, что сподвижниками Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его доверенными лицами и его преемниками для мусульманской общины являлись наихудшими людьми.

Поношение сподвижников является поношением посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также и с другой стороны, а и именно то, что порочение сподвижников подразумевает лживость сообщений посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, об их достоинствах и похвальных качествах.

Также этот поступок представляет собой порочение законов и установлений Аллаха, с той стороны, что посредниками в передачи законов и установлений Аллаха между посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и нами, были сподвижники. А если они являются людьми недостойными доверия, то и недостойно доверия то, что они передали — законы и установления Аллаха!

Порочение сподвижников также является порочением Аллаха (пречист Он и возвышен), поскольку это означает, что отправив своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Он окружил его наихудшими людьми, и их же выбрал в качестве сподвижников для него, чтобы они перенимали и передавали Его законы и установления последующим поколениям.

Посмотри же, какие пагубные последствия имеет ругань и порочение сподвижников, да будет доволен ими Аллах!

Мы отрекаемся от пути этих рафидитов, порочащих и ненавидящих сподвижников, и мы убеждены, что любовь к сподвижникам является обязательным, что удержание от упоминаний их недостатков является обязательным.

Наши сердца полны любви к ним, и хвала за это лишь Аллаху, за их степень веры и богобоязненности, за помощь пророку (мир ему и благословение Аллаха) и распространение знаний" См. «Маджму’ фатауа уа расаиль Ибн ’Усаймин» 8/616.

Шейх также разъяснил другой важный вопрос, связанный с руганью сподвижников, да будет Аллах доволен ими:

«Порочение сподвижников делится на три вида:

Первый вид: порочить и обвинять сподвижников в таких поступках, которые влекут за собой неверие большинства из них, или же влекут обвинение в том, что большинство из них были нечестивцами. Этот вид порочения является неверием, поскольку тем самым объявляется ложными слова Аллаха и Его посланника, в которых содержатся похвала и довольство ими. Более того, кто сомневается в неверии подобного человека, тот сам впадает в неверие, ибо (испытывает сомнение в неверии тех, чьи слова) означают, что передатчики Корана, или Сунны были неверными, или нечестивцами.

Второй вид: взывать на них проклятия и дурно отзываться о них. Относительно этого у ученых два мнения, и согласно мнению, что поступающий таким образом не впадает в неверие, обязательным является наказание такого человека ударами плетью, и заточить его в тюрьму до самой смерти, или же пока не откажется от сказанного им.

Третий вид: порочить их в том, что не имеет отношения к религии. Например, обвинять их в трусости, в скупости. В этом случае человек не впадает в неверие, но он должен быть наказан тем, что удержит его от подобных высказываний.

Смысл этого упомянул шейх аль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, в книге „ас-Сарим аль-Маслюль“, и передавая слова Ахмада, да смилуется над ним Аллах, сказал: „Никому не дозволено упоминать об их (сподвижников) плохих качествах, упоминать их изъяны и недостатки, а тот, кто поступил так, должен быть наказан, и если он не покается, то запереть его в тюрьму до самой смерти, или пока не откажется от сказанного“» См. «Маджму’ фатауа уа расаиль Ибн ’Усаймин» 5/83-84.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Существует немало хадисов, указывающих на запрещение их поносить. В частности, хадис, приведенный обоими шейхами в их  «Сахихах», со слов Абу Са‘ида аль-Худри, который сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (на пути Аллаха) столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда, пожертвованного любым из них!» «Сахих аль-Бухари», хадис № 3673, «Сахих имама Муслим», хадис № 2540.

Этот хадис предостерегает от поношения сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ясно указывает на категорическую недозволенность подобного мерзкого деяния. Некоторые ученые причисляют поношение сподвижников к самым тяжким грехам. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 16, с. 93.

Благородный сподвижник Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр, один из десяти обрадованных Раем, услышав, как житель Куфы ругает одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, одно сражение, в котором участвовал человек вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запылив лицо своё, лучше дел любого из вас, даже если он проживёт так же долго, как Нух  (мир ему)». Ахмад, «Муснад», т. 1, с. 108. Абу Дауд, № 4650. Ахмад Шакир назвал его иснад безупречным в своих комментариях к  «Муснаду», т. 3, с. 108.

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто станет поносить моих сподвижников, на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» Ас-Суюти, «Аль-джами‘ ас-сагир». Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим в  «Сахих аль-джами‘», хадис № 6285.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда поминаются мои сподвижники, молчите». Аль-Хайсами, «Маджма‘ аз-зава‘ид», т. 7, с. 294, (11850). Иснад этого хадиса аль-Албани назвал достоверным в  «Сахих аль-джами‘», хадис № 545.

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Не поносите сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Один час, проведенный ими с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, лучше деяний любого из вас, совершаемых на протяжении всей жизни его». «Сунан ибн Маджа», хадис № (161); Ибн Батта, «Аль-ибана аль-кубра», с. 119. Иснад предания достоверен. Аналогичное предание приведено от ибн ‘Умара. Его приводит Ахмад в  «Фадаиль ас-сахаба», т. 1, с. 61. Аль-Албани в  «Сахих сунан ибн Маджа», т. 1, с. 70, хадис № (133), назвал его хорошим.

Он также сказал: «Не поносите сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ведь Аллах приказал просить для них прощения, зная, что они будут сражаться друг с другом». Имам Ахмад, «Фадаиль ас-сахаба», хадис № (18).

От Са‘ида ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу Абза передают высказывание: «Я спросил своего отца: „Как, по-твоему, следует поступить с человеком, поносящим Абу Бакра?“ Он сказал: «Его казнят». «А если (он поносит) ‘Умара?» — вновь спросил я. «Его казнят» — ответил отец».  Аз-Захаби, «Тахзиб ат-тахзиб», т. 6, с. 132-133.

Малик ибн Анас сказал: «Тот, кто поносит кого-либо из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будь то халифы, Му‘авия или ‘Амр ибн аль-‘Ас, и говорит: «Все они пребывали в заблуждении и неверии», предается смертной казни. Тот же, кто заявляет, что поношение сподвижников — то же самое, что поношение других людей, подвергается сильному наказанию». Аль-Кади ‘Ияд, «Аш-шафа би-т-тариф би хукук аль-Мустафа», т. 2, с. 267.

‘Абд ар-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза‘и сказал: «Кто поносит Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, тот отступил от веры, и его жизнь перестала быть неприкосновенной». Аль-Кади ‘Ияд, «Аш-шафа би-т-тариф би хукук аль-Мустафа», т. 2, с. 267.

Малика ибн Анаса спросили: «Кто есть презренные?». «Те, кто поносят сподвижников» — ответил он. Аль-Куртуби, «Тафсир аль-Джами ли-Ахкам аль-Кур‘ан», т. 9, с. 24.

Бишр ибн аль-Харис не разговаривал с Сулейманом ибн Харбом из-за того, что тот однажды нелестно отозвался о Му‘авии.[1]

Имам Харб, соратник имама Ахмада, в своей книге «Аль-Масаиль» сказал: «Говоря обо всех сподвижниках, надлежит вспоминать их прекрасные качества и воздерживаться от обсуждения их проступков, связанных с произошедшим между ними. Тот, кто поносит всех сподвижников или кого-либо из них, умаляет их достоинство, порочит их или хулит, есть мерзкий еретик, рафидит, враждебный Исламу. Аллах не примет от него никаких деяний. Напротив, любовь к сподвижникам — сунна, а молитва за них — деяние благочестия. Следование за ними — способ приблизиться к Аллаху и честь. Лучшие представители этой общины после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — Абу Бакр, затем ‘Умар, затем ‘Усман, затем ‘Али. Эти четверо являются праведными халифами, которых направлял Аллах. Лучшими людьми после них являются остальные сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Никому не дозволено упоминать что-либо   из их недостатков или чернить кого-либо из них. Правитель обязан подвергнуть взысканию и наказанию всякого, кто посмеет совершить подобное, и не имеет права простить его. Правителю надлежит наказать преступника и потребовать у него раскаяния. Если он раскается, то следует принять его покаяние, если же нет, — вновь подвергнуть его наказанию и держать в заточении до тех пор, пока он не умрет или не раскается». Это высказывание приводится у Ибн аль-Каййима в  «Хади аль-арвах», с. 294, и Абу Йа‘ла в  «Табакат аль-ханабиля», т. 1, с. 24.

Имам Абу Ну‘айм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Доискиваться до ошибок сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их промахов и припоминать то, что было совершено ими в минуты гнева и чувственного порыва, может только отвращенный от веры». Абу Ну‘айм, «Аль-имама», 344.

Имам ан-Навави сказал: «Да будет тебе известно, что поношение сподвижников запрещено и является мерзостным грехом. Не имеет значения при этом, участвовал ли тот или иной сподвижник в имевших место размолвках или нет, потому что каждый из тех, кто принял участие в произошедших военных конфликтах, руководствовался своим религиозным заключением, к которому пришел в результате искреннего и усердного поиска (иджтихад). Аль-Кади сказал: «Поношение кого-нибудь из сподвижников относится к величайшим грехам. Такой человек, согласно нашему мазхабу и, по мнению большинства ученых, должен быть подвергнут наказанию, хотя и не убивается. Некоторые же маликиты считают, что он должен быть казнен». Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 5, с. 400.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Мы разделим ответ на вопрос о поношении сподвижников на два пункта:

1. Суждение об их поношении вообще;

2. Подробности законоположений, связанных с их поношением.

Что касается первого пункта, то следует сказать, что поношение сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещено Кораном и Сунной. Доводом из Корана являются слова Аллаха: «Не злословьте друг о друге», поскольку тот, кто ругает сподвижников, по меньшей мере, совершает злословие. Также Всевышний говорит: «Горе всякому хулителю злословящему». Ибн Таймийя, «Ас-сарим аль-маслуль», с. 567.

Далее, Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, приводит ряд доводов из Корана и Сунны, указывающих на запрет поношения сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и упоминает наказание, предусмотренное для хулящего. После этого он перечисляет доводы тех ученых, которые считают, что совершающий подобное подвергается взысканию, но не смертной казни. Затем говорит о том, что кто злословит на сподвижников, тот порочит самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и разбирает этот вопрос очень подробно, вследствие чего приведение здесь его слов полностью не представляется возможным.

Затем он говорит: «Если некто нелестно отзывается о сподвижниках, но при этом не подвергает сомнению их справедливость, правдивость и набожность, говоря, к примеру, о скупости кого-либо из них или недостаточности знаний, отсутствии аскетизма и тому подобном, то в таком случае он заслуживает взыскания. Его наказывают, но совершенное им не является основанием для объявления его неверным. Именно этот случай подразумевают ученые, говорящие о том, что порицающие сподвижников не являются неверными. Но если человек проклинает и чернит сподвижников вообще, то здесь среди ученых есть разногласия, так как источником проклятия может быть ненависть, а могут быть убеждения». Ибн Таймийя, «Ас-сарим аль-маслуль», с. 570.

Ибн Касир сказал: «Ряд ученых считает тех, кто ругает сподвижников, неверными. В частности, передано, что это мнение разделял Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах. Мухаммад ибн Сирин говорил: «Не думаю, что кто-либо   может ненавидеть Абу Бакра и ‘Умара и любить при этом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Ибн Касир, «Тафсир аль-Кур’ан аль-Азим», т. 1, с. 487

[1] Бишр ибн аль-Харис, да смилуется над ним Аллах, — аскет, проводивший много времени в поклонении, ревностный последователь Сунны. Ему принадлежат слова: «Самое крепкое мое деяние, на мой взгляд, — это моя любовь к сподвижникам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует». Это высказывание привел Абу Ну‘айм в  «Хильят аль-Аулия», т. 8, с. 338, с достоверным иснадом.

Ибн Кудама в  «Аль-мутахаббин фи ллях», (9) приводят следующий рассказ Бишра ибн аль-Хариса: «Аль-Фудайль ибн ‘Ийад произнес: „До меня дошло знание о том, что Всевышний Аллах препятствует раскаянию каждого еретика, а худшие из еретиков те, кто питает ненависть к сподвижникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует“. Затем он повернулся ко мне и сказал: «Пусть самым крепким твоим деянием перед Аллахом будет твоя любовь к сподвижникам Его Пророка. Если ты придешь в День Суда с грехами, способными усеять землю, Аллах простит их тебе. Но если ты придешь, имея в сердце хотя бы частичку ненависти к сподвижникам, то твои благие деяния не принесут тебе пользы».

Ибн ‘Асакир, «Тарих Мадинат Димашк», т. 10, с. 194, передают такие слова Бишра ибн аль-Хариса: «Я размышлял над этим вопросом и пришел к выводу, что каждому человеку дано покаяться, кроме тех, кто чернит сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Великий Аллах препятствует их раскаянию».

Ибн Абу Хатим в предисловии к книге «Аль-джарх ва-т-та‘диль», т. 1, с. 69, сообщает о том, что когда у Суфйана ибн Са‘ида ас-Саури умер брат, которого звали ‘Умар, и было закончено его погребение, он сказал: «О мой брат, да пребудет над тобой милость Аллаха, если ты был чист душой в отношении предшественников». Иснад этого сообщения также достоверен.

Источник: Свет Ислама

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты