Абу Идар аш-Шаркаси

Дозволенная и запретная надежда

Рекомендуемые сообщения

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
 
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семейству и его сподвижникам!
 
А затем:

 

ДОЗВОЛЕННАЯ И ЗАПРЕТНАЯ НАДЕЖДА

 

Надежда, по-арабски «الرجاء», бывает двух видов:

1 - надежда как поклонение, которое можно возлагать лишь на Аллаха.

2 - надежды, которые возлагаются на людей в тех вещах, которые им под силу.

 

Однако некоторые мусульмане недопонимают данный вопрос и посему не в состоянии отличить дозволенный вид от запретного. На обращенные к человеку слова: “… тогда договорились, и я надеюсь на тебя”, могут заявить, что произнесший их впал в неверие, так как нельзя возлагать надежды на кого-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

 

Этот вопрос самым ясным образом разъяснил шейх Салих Али аш-Шейх (да хранит его Аллах), в своих комментариях к трактату «Три основы».

 

Шейх сказал: “Указанием на то, что надежда является поклонением, служат слова Всевышнего (смысловой перевод): «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).

Надежда, также является тем видом поклонения, которое совершается сердцем, истинная суть, которой заключается в стремлении достижения желаемого, то есть: желать, надеяться получить данную вещь.

Если надежда достигнуть чего-либо возлагается на того, кто способен выполнить это, то подобная надежда является естественной. Например, «Надеюсь, что ты придешь» - это естественная надежда, поскольку человек может прийти. Также: «Надеюсь, что ты это сделаешь» - тоже естественная надежда, поскольку человек в состоянии сделать то, в чем на него возлагают надежду. Данный вид надежды не входит в поклонение.

Второй вид надежды, которая является поклонением - это желание достижения того, чем владеет только Всемогущий и Всевышний Аллах. Например, человек желая исцеления от болезни, возлагает надежды на творение. Или же,  надеется, что кто-то помимо Аллаха введет его в Рай и спасет от Огня. Или же, надеется, что кто-то принесет ему какую-то пользу или отведет от него вред. Упомянутые виды надежды нельзя возлагать, требовать и ожидать от кого-либо кроме Всемогущего и Всевышнего Аллаха, это и есть смысл надежды, которая является поклонением.

Таким образом, надежда делится на два вида: надежда являющаяся поклонением и надежда не входящая в поклонение. В данном же аяте речь идет о первом виде надежды

 

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты