toislamsite

Фетвы по вопросу правления и принятия решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах

Рекомендуемые сообщения

Последняя фетва Ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах, по вопросу правления и принятия решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, названная «Ат-тахрир фи масалят ат-такфир»


Хвала Аллаху, благословения и приветствия Посланнику Аллаха! 

 

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Я задаю этот вопрос по телефону шейху Мухаммаду ибн Салиху аль-Усаймину, да сохранит его Аллах, и да сделает Он его и ему подобных благой заменой для великого учёного Ибн База, да помилует его Аллах. 

 

Этот вопрос по теме, которая вызвала множество разногласий среди искателей исламских знаний. В качестве доказательства они нередко приводят слова выдающегося учёного Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина, да сохранит его Аллах. Начну с того, что поприветствую шейха. Мир вам, милость Аллаха и Его благословения! Да увеличит Аллах ваши знания и да возвысит он вашу степень в обоих мирах! 

 

Уважаемый шейх, да сохранит вас Всевышний! В среде искателей исламских знаний много споров ведётся на тему правителя, который правит по законам, которые противоречат Шариату Всевышнего Аллаха. Такой правитель, вне всяких сомнений, велит людям соблюдать эти законы и обязывает их к этому и может подвергнуть наказанию тех, кто отказывается соблюдать эти законы и вознаграждать тех, кто соблюдает их. И если мы посмотрим в Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, мы обнаружим, что эти придуманные законы противоречат текстам Корана и Сунны. Такой правитель обязывает людей к соблюдению противоречащих Шариату законов и при том признает, что Шариат есть истина, а всё остальное ложное, и что то, что в Коране и Сунне является истиной, однако в силу каких-то мнений или собственных прихотей всё же принуждает людей к соблюдению противоречащих Шариату законов… Примеров тому можно найти немало при изучении эпохи правления Омеййадов и Аббасидов. Было немало правителей и обладающих властью, которые принуждали людей к тому, что не угодно Аллаху, в качестве «наследства», доставшегося от предшественников. Обо всём этом вам, конечно же, известно. Они боролись за власть, приближали к себе скверных людей и отдаляли от себя благих и праведных…. Они приближали тех, кто соглашался с тем ложным, к чему они обязывали людей. А кто пытался наставить их на путь истинный, побуждая их придерживаться истины и удерживая их от ложного, с тем они боролись… 

 

И если в наше время правитель поступит таким же образом, внедрив похожие законы, будет он считаться неверующим, если станет обязывать людей к соблюдению этих законов, или нет? Если при этом он признаёт, что противоречит Корану и Сунне, и что истина — в Коране и Сунне, становится ли он неверующим просто по причине своего действия? Или мы должны смотреть на его убеждения в этом вопросе? 

 

Например, тот, кто обязывает людей к ростовщичеству, открывает ростовщические банки в своей стране, берёт из государственного банка процентные, то есть ростовщические, ссуды и вводит подобные вещи в экономику. Если вы спросите его об этом, он скажет вам, что ростовщичество — запретно, и что оно не является дозволенным, однако он прибегает к нему по причине экономического кризиса и так далее и приводит подобные оправдания, как приемлемые так и нет. Является такой человек неверующим или нет? 

 

Следует отметить, что многие молодые люди утверждают, что вы говорили, что делающий это является неверующим. И это притом, что во всех странах мира подобные проявления в той или иной форме существуют — где-то меньше, где-то больше, где-то явно, где-то скрыто. Да убережёт нас Аллах от всего скверного… Мы просим вас ответить на этот вопрос в надежде, что ваш ответ принесёт пользу искателям исламских знаний и проповедникам ислама, поскольку вам известно, как влияют на них подобные разногласия. 

 

Задаю вам этот вопрос я, Абу аль-Хасан Мустафа ибн Исма‘иль ас-Сулеймани из Мариба (Йемен), 22 раби аль-авваля 1420 года по хиджре. 
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения! 
 

Ответ шейха Ибн ‘Усаймина: «Хвала Аллаху, Господу миров! Благословения и приветствия нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто в точности последовал за ними до самого Судного дня! 

 

Во вторник 22 раби‘ аль-авваля 1420 года по хиджре я прослушал запись, оставленную нашим братом Абу аль-Хасаном из Мариба. Своё обращение ко мне он начал с приветствия, и я отвечаю ему: «И тебе мир, милость Аллаха и Его благословения!». 

 

Обвинение в неверии — очень важный вопрос, и обсуждать его не следует ни с кем, кроме как искателя исламских знаний, разбирающегося в терминах и способного правильно понять сказанное, а также понимающего, какие последствия влечёт за собой обвинение человека в неверии или, напротив, утверждение о том, что он не является неверующим. Если же говорить о простых людях, то говорить им просто: «является неверующим» или «не является неверующим» нельзя, ибо это приводит к порокам и смуте. 

 

Я считаю, что молодёжи нужно не занимать себя вопросом о том, является правитель неверующим или нет и разрешается ли выступать против него или не разрешается, а уделять внимание поклонению, которое Аллах вменил им в обязанность или к совершению которого Он побуждает их, и оставлять то, что Всевышний назвал нежелательным и запретным, стараясь при этом прийти к согласию и единению. 

 

Им следует знать, что разногласия в вопросах религии существовали и во времена сподвижников, однако эти разногласия не доводили их до раскола. Поистине, сердца едины и путь один… 

 

Если же говорить о правлении и принятии решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, то они бывают трёх видов, как и сказано в Коране: неверие (куфр), несправедливость (зульм) и нечестие (фиск) — в зависимости от причин. 

 

Если человек принимает решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, следуя за своими страстями, и при этом он знает, что истина — в постановлениях Всевышнего, то он не является неверующим, а находится между несправедливостью и нечестием. 

 

Если же он внедряет общие законы, видя в этом благо, потому что он запутался, он также не является неверующим, потому что многим правителям присуще невежество, и у них очень мало шариатского знания. Правители общаются с людьми, которые не знают постановлений Шариата, тогда как они считают их учёными, и потому получается, что они противоречат Шариату. 

 

Если правитель знает Шариат, однако внедряет противоречащие ему законы, превращая их в конституцию, по которой живут люди, будучи убеждённым в том, что он совершает несправедливость и что истина — в том, что принесли нам Коран и Сунна, то мы не можем считать такого человека неверующим. 
Мы можем назвать неверующим только того, кто считает, что жить не по законам Аллаха лучше для людей или приравнивает придуманные людьми законы к законам Аллаха. Этот человек — неверующий, потому что он опровергает Слова Всевышнего: «Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?» (Сура 95 «аз-Зайтун» («Смоковница»), аят 8) и Слова Всевышнего: «Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Сура 5 «аль-Маида» («Трапеза»), аят 50).

 

Далее. Если даже мы назвали кого-то неверующим, это вовсе не означает, что против него нужно выступать. Потому что выступление против правителя принесёт больше зла, чем молчание. Примеров тому очень много как среди арабов, так и среди других народов, и нам не хватит времени перечислить все эти примеры. 

 

Далее. Если даже мы убедились в том, что против данного правителя разрешено выступать, у нас должно быть достаточно сил и соответствующая подготовка. То есть мы должны обладать такой же или даже большей силой, чем этот правитель. 

 

Если же говорить о выступлении с ножами и копьями против правителя, у которого есть гранаты, танки и так далее, то это, вне всяких сомнений, глупо и неразумно, и это противоречит Шариату».



См. «Научно-просветительская дискуссия на тему: “Правление и принятие решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах”»,

которую написал шейх Бандар ибн Найиф аль-Утайби.

Перевод: svet-islama.com

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Доброе наставление шейха Мухаммада бин Салиха аль-’Усаймина, да помилует его Аллах, тем людям, которые обвиняют в неверии правителей

 

 

Шейху был задан следующий вопрос: «Я слышал от некоторых ученых мнение, что неверие бывает в убеждениях и в действиях, и что неверие в действиях является всего лишь малым неверием и не включает в себя большое неверие, даже если человек оставил совершение Молитв или совершил любое другое действие».

Ответ шейха Усаймина: «Действительно, некоторые ученые придерживаются правила, согласно которому неверие (куфр) может быть только посредством убеждения, а не действия. Однако, правильным является обратное. Неверие может выражаться и в действиях, например, в оставлении Молитвы, поскольку Коран, Сунна и высказывания сподвижников указывают на то, что человек, оставивший Молитву, выходит из религии, даже если считает, что её совершение является обязательным (ваджиб). Таково наиболее весомое мнение.
 
Однако, в связи с этим, хотелось бы заметить нашим братьям и нашей молодежи, что они не должны делать своей главной заботой вопрос о том, являются ли правители или какие-то другие люди, неверными или нет. Как будто бы они созданы только для того, чтобы выяснить, кто кяфир, а кто нет, и чтобы узнать, является ли тот или иной человек неверным или нет! Вместо этого им следует заняться изучением установлений, ниспосланных Аллахом Своему посланнику, касающихся поклонения и других вопросов.
 
Занимать же себя выяснением того, неверный ли тот или иной человек или нет, является ошибкой и бесполезной тратой времени. Даже если они дознаются в итоге и придут к выводу, что тот или иной правитель – неверный, что они смогут сделать?!
 
Они смогут лишь устроить смуту, лишить людей безопасности и дать начала злу, конца которому не будет. К тому же, зачастую, они обвиняют правителей в неверии на основании своих страстей, а не на основании довода.
 
Они руководствуются эмоциями, как религиозного, так и не религиозного плана. Они говорят про того или иного человек: «Он – кяфир». Однако не учитывают, что не каждый, кто произнес слова неверия или совершил деяние неверия, является кяфиром. На это указывают Коран и Сунна.
 
Так, в Коране Всевышний говорит: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия» Сура «Пчелы», 16:106.
 
Таким образом, Всевышний отверг неверие в отношении человека, произнесшего слова неверия или совершившего действие неверия под принуждением.
 
В Сунне приводится рассказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о грешном человеке, который завещал своей семье в случае его смерти сжечь его тело и развеять пепел над морем. «Ибо если Аллах сможет собрать меня воедино, то накажет так, как не наказывал никого» — сказал он. Когда его дети выполнили завещание отца, Великий Аллах воскресил его и спросил: «Почему ты сделал это?» На это человек ответил: «О Господь мой, я сделал это из-за страха перед Тобой», и тогда Аллах простил его.
 
На самом деле, такого рода завещание является сомнением в чем? В могуществе Аллаха! Этот человек подумал, что Аллах не сможет воскресить его.[1]
 
В другом хадисе рассказывается о том, что Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем человек, который ехал по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся и убежавшей от него со всеми его съестными припасами и водой, отчаялся найти её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь увидеть свою верблюдицу. И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и воскликнул: “О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!”, — допустив ошибку из-за охватившей его сильной радости.
 
На самом деле слова «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!» являются несомненным куфром, но поскольку человек произнес их в порыве огромной радости, то был прощен[2].
 
Поэтому я обращаюсь к нашим сынам, к нашей молодежи с наставлением, которое исповедую перед Аллахом. Надеюсь, они последуют ему:
 
Не делайте своей главной заботой и занятием эту проблему, то есть вопросы типа «Что ты скажешь по поводу такого-то правителя?», «Является ли такой-то правитель кяфиром?» и тому подобное. Это не принесет никакой пользы и ни от чего не избавит. Недавние события в Алжире тому пример. Что случилось в Алжире? Случилось то, что были убиты, как я полагаю, пять миллионов человек. [Один из присутствовавших при ответе шейха, прервал его словами: «Пятьдесят тысяч»]. Пятьдесят тысяч бесправно убитых за три года? Тех, чья жизнь была неприкосновенна и которые были убиты правительством или кем-то другим?!
 
 
Все это зло и беда. Молодежи, людям, стремящимся к благу, необходимо отказаться от этого, потому что это никогда не приносит пользы, а лишь порождает зло, смуту и беспорядки. Вся хвала принадлежит Аллаху! Если мы не можем что-либо изменить, пусть даже тогда, когда видим очевидный куфр, на который у нас есть непреложный довод от Аллаха, то что толку?»
 
Кассета № 127 из серии аудиозаписей «Лика аль-баб аль-мафтух».
27 мухаррама 1417 года.
 
[1] Этот хадис привел аль-Бухари со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, сказал: «Один человек, который находился при смерти и уже отчаялся выжить, завещал своей семье (следующее): “После того как я умру, соберите побольше дров и разожгите огонь(, чтобы сжечь меня). А когда огонь пожрёт мою плоть и дойдёт до костей, после чего и они сгорят, возьмите и истолките их в порошок, потом дождитесь такого дня, когда поднимется сильный ветер, а потом развейте (то, что останется,) над морем”. Они так и сделали, но Аллах собрал его воедино и спросил его: “Зачем ты сделал это?” Он ответил: “Из страха перед Тобой”, и Аллах простил его».
[2] Эта история приведена несколькими путями передачи в обоих «ас-Сахихах» и других сборниках.
 
Источник: alhadis.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты