Перейти к содержанию

Послание: Призыв Ахлюс-Сунна — мирный и миролюбивый! (шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Уаххаб аль-Уассаби)


Рекомендуемые сообщения

Выдающийся учёный шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб аль-Вассаби, да хранит его Всевышний Аллах, о котором шейх Раби‘ сказал в своей книге «Нафахат аль-худа ва аль-иман мин маджалис аль-Куран фи шахр рамадан», (1430 год, с. 160): «Шейх Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб аль-Вассаби — один из величайших учёных и проповедников Йемена» — этот учёный сказал:

«… Ахлю-с-Сунна — мирные, Ахлю-с-Сунна — мирные. У них нет никакого хаоса, и их существование — благо и благодать для государства, стран и рабов Аллаха.

Мирные люди не устраивают беспорядков, и не сеют смуту, и не приносят бед — всё это обычно для хизбитов, приверженцев нововведений и рафидитов… А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Ахлю-с-Сунна, — посмотрите: начались смуты, и они не стали ввязываться в них, и нельзя привести в качестве доказательства обратного смуту (ХХХ)[1] и утверждать: мол, мы слышали от них брань, ругань и поношения. Это можно считать исключительным случаем, поскольку это не из манхаджа Ахлю-с-Сунна. Изначально Ахлю-с-Сунна не имеют к этому никакого отношения. Ахлю-с-Сунна всегда очень снисходительно относятся к тому, кто противоречит им, если их оппоненты из числа Ахлю-с-Сунна, проявляя мягкость и уважение. И между сподвижниками возникали разногласия, и между учёными возникали разногласия, и между имамами.

Если вы почитаете, например, о мазхабе имама аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, или имама Малика или Ахмада или Абу Ханифы, вы увидите, что между ними возникали разногласия, связанные с фикхом и иджтихадами, но при этом они относились друг к другу с уважением и почтением, и никогда не было ни поношений, ни проклятий, ни ругани, ни бойкотов, ни порицаний, ни разрыва отношений, ни взаимных претензий.

Не было такого в истории, никогда не было, кроме как в этом конфликте — смуте (ХХХ). Сунна не имеет к этому отношения, да, клянусь Аллахом, не имеет к этому отношения, хвала Аллаху!

У нас с шейхом Мукбилем, да помилует его Аллах, были разногласия в некоторых вопросах фикха. Например: если человек молился, а потом у него нарушилось состояние ритуальной чистоты и он вышел и совершил малое омовение, а потом вернулся: должен ли он продолжать молитву с учётом уже совершённой части или же он должен начать молитву с начала? Мукбиль придерживался одного мнения, а я — другого, и при этом мы относились друг к другу уважительно и почтительно. Да и в других вопросах, в которых допустим иджтихад, были разногласия, но никогда не было разрыва отношений, а также поношений и проклятий.

Претензии, поношения и перебранки — всё это, как вы сами слышали, имело место только во время этой странной смуты, смуты (ХХХ), и Сунна не имеет никакого отношения к этим позорным и скверным деяниям, никакого отношения!

У ‘Али ибн аль-Мадини и Яхьи ибн Ма‘ина возникали разногласия: один считал такого-то передатчика надёжным, а другой — слабым, однако это не было связано с лояльностью (валя’) и отречением (бара’), и не было перебранок и претензий, поношений и ругательств, бойкотов и разрыва отношений… Не было в истории ничего подобного. Это современное (ХХХ)-итское нововведение, противное (манхаджу Ахлю-с-сунны), и ислам не имеет никакого отношения к этому.

Ислам не имеет никакого отношения к этому злобному обращению, Сунна не имеет к этому никакого отношения!

Я заостряю внимание на этом, чтобы никто не говорил: мол, как вы можете утверждать, что призыв Ахлю-с-сунна — мирный, и что это призыв милосердия, призыв блага и благодати, ведь мы слышим от (ХХХ)-итов такое, что стыдно даже слушать!

Мы говорим ему: это нечто, не имеющее отношения к саляфитскому манхаджу. Возможно, что племя, точнее идеи племени, одолели у них саляфитский манхадж, но как бы там ни было, нет никаких оснований утверждать, что это нечто соответствующее манхаджу Ахлю-с-Сунны.

Разногласия между мной и тобой возможны, но ты саляфит, призывающий к единобожию, призывающий к Сунне, и я делаю то же самое…

И если между нами возникнут разногласия относительно какого-то человека, является он хизбитом или нет, или относительно какого-то передатчика, слабый он или надёжный, или относительно какого-то действия, желательное оно или обязательное, или относительно другого действия, портит оно омовение (вуду) или не портит — например… Мы можем разойтись во мнениях в подобных вопросах, но при этом мы обязаны относиться друг к другу уважительно и почтительно.

Хвала Аллаху, который помогает нам следовать саляфитскому манхаджу! Мы говорим, братья мои, о саляфитском манхадже — манхадже милосердия, манхадже знания, манхадже обучения, минхадже уважительного и почтительного отношения к мусульманам вообще и к учёным ислама — учёным единобожия, учёным Сунны.

А если у меня возникнут разногласия с тобой и я стану предъявлять претензии тебе, а ты станешь предъявлять претензии мне, то… О Аллах! Это будет такая радость для неверующих, когда они увидят, что подобное происходит между мусульманами: они рвут и мечут, поносят друг друга, проклинают друг друга и бранят, объявляют друг бойкот, рвут отношения из-за разногласий в вопросах, в которых допустим иджтихад!

Мы должны быть выше того. Мы ведём не какой-то ограниченный призыв к определённым вопросам — мы несём Коран и Сунну мусульманам и немусульманам. Призывающий к Аллаху и учёный должен мыслить шире, дабы он мог объять своим разумом всё, что лежит в пределах Корана и Сунны, и справедливо относился к тем, для кого есть место среди Ахлю-с-Сунна, и к тем, кто не относится к Ахлю-с-Сунна, являясь суфием или ашаритом или рафидитом — у них свои особенности. Мы не должны считать всех людей одинаковыми. И если суннит противоречит тебе в каком-то вопросе, ты не должен приравнивать его к рафидиту, ибо это несправедливо.

«Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помянете назидание» (Сура 16 «Пчелы», аят 90),

«…и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий» (Сура 4 «Женщины», аят 58).

И действия (ХХХ) и его фанатично преданных ему учеников не представляют ислам, и они не представляют Сунну, и они не представляют саляфитский манхадж.

И кто говорит, что они представляют ислам, тот обвиняет ислам — обвиняет его в резкости, грубости и жестокости и в том, что он поносит, проклинает, бойкотирует людей и рвёт сними отношения. Да, он обвиняет ислам во всём этом!

И кто утверждает, что действия (ХХХ) представляют саляфитский манхадж, тот обвиняет саляфитский манхадж и поступает несправедливо по отношению к нему.

И кто утверждает, что его действия представляют Сунну, тот обвиняет Сунну и относится к ней несправедливо… Клянусь Аллахом, он представляет только самого себя!

И, как вы уже слышали, ислам не имеет отношения к этому грубому обхождению, и Сунна не имеет к нему отношения, и у нас, хвала Аллаху, есть прекрасный пример — Коран и Сунна.

И, как вы уже слышали, возникали разногласия и между ангелами — ангелами милости и ангелами мук. Они разошлись во мнениях относительно извлечения души человека, который убил сто человек. Ангелы мук сказали: «Он никогда не делал добра, и мы имеем больше прав на его душу. Он убил сто человек и никогда не делал ничего хорошего!» А ангелы милости сказали: «Он пришёл, раскаиваясь перед Аллахом, а Аллах принимает покаяние того, кто раскаялся пред Ним, и покаяние разрушает то, что было до него!» И они поспорили. Однако они не бранили друг друга. Те не ругали этих, а эти не ругали тех. И не было проклятий, бойкотов, разрывов отношений. Они не поворачивались друг к другу спиной и не прекращали общаться друг с другом не отказывались приветствовать друг друга, не говорили друг другу дурного…

Ангелы мук не говорили ангелам милости: мол, у вас размытый манхадж. Да, они не говорили: мол, у вас размытый манхадж, как же вы можете принять такого человека, он ведь убил сто человек?! Они не говорили: мол у вас размытый манхадж и даже если бы вы отправились на Марс, мы бы догнали вас и там… Нет, весь вопрос: мы хотим забрать его душу. И благовоспитанность, взаимное уважение и почтение — всё это имело место.

И сподвижники, когда между ними возникали разногласия, демонстрировали благовоспитанность, и когда подобное случалось у учёных… Братья мои, есть правила. Тут не хаос, не племя, не единоличное владение — тут религия и Шариат, Коран и Сунна.

И Аллах послал к ним ангела в образе человека, который рассудил их. И что же они сказали? Сказали: мол, мы не примем его решение, неужели мы примем постановление одного? Почему же мы не понимаем? Почему не разумеем? Почему не осознаём?

Один сказал им эти слова, рассудив их, и всё, разговор окончен.

Не год, не два, не три, не пять, не шесть и не семь лет разрыва, бойкота, взаимного поношения, проклятий и противостояния.

Поэтому я говорю вам: действия (ХХХ)-ов представляют только их самих, и не представляют ни ислам, ни Коран, ни Сунну, ни саляфитский манхадж.

Они не представляют призыв обладающих знанием. Шейх Мукбиль, да помилует его Аллах, сердечно относился к тем из своих учеников, кто противоречил ему в чём-то. Бывало, что у шейха было одно мнение, а у его ученика — другое. Но при этом шейх писал вступительное слово к книге этого ученика. Он не говорил: мол, нет, я считаю этого передатчика слабым, а ты считаешь его хорошим, так что всё, иди отсюда, ты такой-то и такой-то… Он писал вступительное слово к его книге, поощрял его и любил того, кто противоречил ему, если речь шла о вопросах, в которых допустим иджтихад.

Он, да помилует его Аллах, был заботливым и любящим отцом для всех своих учеников, йеменцев и не только, и когда Всевышний Аллах забрал его из этого мира, его ученики обращались к Аллаху с мольбами за него и призывали на него милость Аллаха. Они не видели от него ничего, кроме блага и заботы.

Просим Всевышнего Аллаха вести прямым путём и нас, и вас, и всех мусульман, и помочь всем нам делать то, что Он любит и что угодно Ему. И мир и благословения Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и его сподвижникам».
 


Перевод: Абу ‘Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи, да простит Аллах ему и всем мусульманам!
28. 01. 1434 г. х. / 12.12.2012
Источник: Свет Ислама

 

 

[1] Шейх Мухаммад, да хранит его Аллах, называл имя того, о ком он говорил эти слова, но я [Абу ‘Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи] умышленно не упоминаю его. Я, как и многие другие, не принимаем ни мазхабизм, ни партийность. Однако среди людей сохраняется скрытый фанатизм, когда человек встаёт на сторону одного учёного против другого, это выражается в том, что человек принимает всё от своего учёного учителя и уважаемого предводителя, и отвергает всех остальных. Милостью Аллаха, отвергать мазхабизм, партийность и фанатизм меня учили мои шейхи, из которых в течение последних трёх месяцев я потерял уже троих, это Шейх Абдуллах ибн Халаф ас-Сабт, потом Мухаддис Хамди Абдуль-Маджид ас-Салафи, и факих Али Хашшан, да смилуется над ними всеми Аллах! Учёные Сунны — братья, все они искренне стараются защищать Ислам и Сунну, и мне не мешает то, что иногда у них бывают ошибки, от которых никто не застрахован. Я скрыл имя для того, чтобы наши братья, которые каждый раз упрекают нас, или наших шейхов и братьев, задумались. Может быть, они прекратят это бесполезное дело, потому что подобно тому, как они упрекают наших шейхов, мы также можем высказываться против их шейхов. Однако мы осознанно не делаем этого, так как прекрасно знаем, что это смута и Аллах испытывает нас — будем ли мы терпеливы или нет?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...