Понятие «зухд» — аскетизм и отречение от этого мира


Рекомендуемые сообщения

Вот некоторые слова саляфов в разъяснении понятия «зухд» — отрешенность, аскетизм:

Суфьян ас-Саури сказал: «Зухд — это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды». Уаки’ в «аз-Зухд» 1/222.

Уахб ибн аль-Уард относительно понятия «зухд» сказал: «Зухд состоит в том, чтобы ты не печалился о мирском, которое упустил, и не радовался тому мирскому, которое приобрел». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 8/140.

Абу Идрис аль-Хауляни сказал: «К отречению от мира приходят не с помощью запрещения дозволенного и не с помощью расточения своего имущества. Поистине, отречение от мира состоит в том, что ты больше полагаешься на то, что находится в руках Аллаха, чем на то, что находится в твоих собственных руках, а когда постигает тебя беда, больше желаешь получить за это награду (в мире ином), чем вернуть обратно утраченное». Ахмад в «аз-Зухд» 96.

Хасан аль-Басри сказал: «Отрекшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: „Он лучше меня“». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 291.

Имам Ахмад сказал: «Зухд — это отсутствие больших надежд на будущее и отказе от принадлежащего другим людям». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 297.

Абу Сулейман ад-Дарани: «Зухд (аскетизм) — это отказ от того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 9/258.
Ибрахим ибн Адхам сказал: «Отречение бывает трех видов: отречение как обязанность, отречение как достоинство и отречение как спасение. Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство — это отречение от дозволенного, а отречение как спасение — это отречение от сомнительного». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 8/36.

Сулейман ад-Дарани: «Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 294.

Несмотря на то, что внешне эти определения саляфов и имамов нашей общины немного различны, в основе все эти толкования схожи и сводятся к одному общему понятию.

Что касается вопроса о любви к мирской жизни, то зачем любить то, что порицали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)?!

И сколько саляфов порицали любовь к миру этому, предостерегая от этого, поскольку эта любовь может увлечь человека настолько, что он может даже впасть в неверие! Ведь дунья является причиной куфра, нечестия и ослушания Аллаха. Уахб ибн Мунаббих говорил: «Три вещи из числа качеств неверия: Небрежность в отношении Всевышнего Аллаха; любовь к миру этому; и дурное предзнаменование (вера в приметы)». Ибн Аби ад-Дунья в «Замм ад-дунья» 461.

А вот некоторые хадисы об этом:

Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: «Кто из вас хочет купить это за дирхам?» Люди сказали: «Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?» Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?» Люди сказали: «Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!» Муслим 2957.

Со слов Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!» ат-Тирмизи 3/162. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3318.

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Проклят этот мир и то, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также ученого и обучающегося». ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4113. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Однако следует знать, что проклятие и порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям Аллаха, ибо все это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким как: ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха. См. «Сайд аль-хатыр» 1/27.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты