toislamsite

Об искренности в требовании знаний и отстранении от показухи

Рекомендуемые сообщения

‘Амр ибн Мурра рассказывал: «Когда мы сидели вместе с Абу ‘Убайдой и упомянули про показуху, то один человек по прозвищу Абу Язид сказал: «Я слышал, как ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Того, кто совершал свои деяния, чтобы люди прослышали о нем, Аллах выявит Своим творениям в День воскрешения, а затем унизит его и сделает презренным“». Ахмад 2/212, ат-Табарани в «аль-Аусат» 4984, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6821. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 25.

От Абу Хурейры передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто изучил знание, посредством которого следует стремиться к Лику Аллаха, преследуя мирскую выгоду, тот в День воскрешения не ощутит благоухания Рая». Абу Дауд 3664, Ибн Маджах 252. См. «Сахих аль-джами’» 6159.

От Джабира ибн ‘Абдилляха сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не приобретайте знание, чтобы соперничать посредством него с учёными, спорить с глупцами и занимать главенство в собраниях. А кто сделает это — тот в Огне, в Огне!» Ибн Маджах 254, Ибн Хиббан 77. См. «Сахих аль-джами’» 7370.

От ‘Умара ибн Хаттаба сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам будет одерживать верх, пока торговцы не перестанут часто пересекать моря, а конница — сражаться на пути Аллаха, после чего появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: „Кто лучше нас читает и знает Коран? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас разбирается в фикъхе?“» Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил своих сподвижников: «Есть ли в этих людях хоть какое-либо благо?» Они ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда он сказал: «Они будут из вашей среды и из числа членов этой общины, и это они послужат топливом для Огня!» ат-Табарани в «аль-Аусат» 6/221, аль-Баззар 283. См. «Сахих ат-таргъиб» 135.

Сказал аль-Хатыб аль-Багдади: «Пусть искатель знания избегает кичливого бахвальства и хвастовства своим знанием, чтобы его намерением в поисках хадиса не стало достижение главенства, приобретение последователей или устраивание собраний, ведь это и есть главные беды, постигающие ученых. Пусть он учит хадис как его хранитель, а не как его передатчик, ведь людей, передающих знания, много, а людей, хранящих их, мало». См. «аль-Джами’ ли ахляк ар-рауи» 1/129.

Сказал Ибн аль-Джаузи: «Иблис обманул людей, обладающих знанием и использующих его, подойдя к ним с другой стороны. Он внушил им, что гордиться своим знанием, питать зависть к подобным себе людям и совершать свои дела напоказ, чтобы добиться главенствующего положения, уместно. Иногда он показывает им, что таковое является их неотъемлемым правом, а иногда возбуждает в них любовь к этому, и они не перестают этого делать, хотя и знают, что ошибаются. Избежать этого сможет тот, кому удастся непрестанно размышлять о таких грехах, как высокомерие, зависть, показуха, и кто осознает, что знание не избавляет от зла подобных качеств, приобретенных человеком, а, наоборот, еще более увеличивает наказание за них, поскольку знание лишь станет еще большим доводом против него. А кто будет изучать жизнеописания предшественников из числа ученых, использовавших свое знание, тот увидит свою ничтожность и оставит высокомерие». См. «Тальбис иблис» стр. 108.

Сказал Ибн Джама’а: «Знание — это один из видов поклонения и одно из деяний, совершаемых для приближения к Аллаху. Если намерения для этого были искренними, то оно принимается, увеличивается и приумножается. Если же знание приобреталось не ради лика Всевышнего Аллаха, то оно окажется тщетным и бесполезным, а сделка его принесет ему только вред и убыток». См. «Тазкирату-ссами’ уаль-мутакаллим» стр. 70.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Со слов Джундуба ибн ‘Абдуллаха и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто будет рассказывать (о своих благодеяниях) Аллах обесславит, а того, кто будет проявлять показуху, Аллах выставит напоказ». аль-Бухари 6499, Муслим 2987

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Суть сум’а — это то же, что и показуха (рияъ), однако она связана именно с услышанным, тогда как показуха связана с увиденным». См. «Фатхуль-Бари» 11/336.

Известный факъих — аль-‘Изз ибн ‘Абду-с-Салям сказал: «Тасми’ — это когда человек рассказывает другим о том, что он совершал из числа поклонения, чего не видел тот, кому он это рассказывает. А что касается показухи, то это поклонение, которое человек делает напоказ так, чтобы люди видели это». См. «Къауа’ид аль-ахкам» 1/147.

Со слов аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто из вас сможет запастись скрытыми благими делами, то пусть сделает это». аль-Къуда’и в «аль-Муснад» 434, аль-Хатыб в «Тарих Багъдад» 8/179, ад-Дыя аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 3/77. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 2313, «Сахих аль-Джами’» № 6018.

Учитель Суфьяна ибн ‘Уяйны и ‘Али ибн аль-Мадини — ‘Абдуллах ибн Дауд аль-Хурайби сказал: «Они (саляфы) любили, чтобы у них были скрытые благие дела, о которых не знали бы ни их жёны, ни кто-либо иной». См. «Тахзиб аль-камаль» 14/464.

Саляма ибн Динар говорил: «Скрывай свои благие дела сильнее, чем ты скрываешь свои грехи!» См. «ас-Сияр» 6/100.

Ибрахим ибн Адхам говорил: «Не был правдив с Аллахом тот, кто любит известность». См. «ас-Сияр» 13/439.

Ибн аль-А’раби — учитель имама ‘Усмана ад-Дарими, говорил: «В наибольшем убытки из людей тот, кто предоставил на показ людям свои благие дела, обнажив свои скверные поступки перед Аллахом, Который ближе к нему, чем его яремная вена». аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 5/369.

Шейх Бакр Абу Зейд в своей известной книге, посвящённой требованию знания, сказал: «Ничто не разрушает знание так, как показуха, будь это показуха, в проявлении многобожия или же показуха в проявлении искренности. Также из числа этого и заявление во всеуслышание, говоря: „Я изучил..., я выучил...“». См. «Хилья талиб аль-‘ильм» 85.

Имам аш-Шафи’и сказал: «Я опасаюсь, что тот, кто приобретал знание без правильного намерения, не извлечёт из него пользу». См. «аль-Мадхаль» 1/325.

Имам Ахмад сказал: «Ничто не сравнится со знанием, если намерение изучающего его правильное». Его спросили: «А каким образом его намерение будет правильным, о Абу ‘Абдуллаха?» Он ответил: «Его намерением должно быть — избавление от невежества себя, а затем и других». См. «аль-Макъсад аль-аршад» 3/44.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ибн ас-Салях, да помилует его Аллах, сказал: «Кто пожелает приступить к изучению хадисов либо к извлечению пользы из какой-либо части наук о хадисах, тот прежде должен исправить свою мотивацию и своё чистосердечие, очистить своё сердце от мирских устремлений и их мусора, а также уберечь себя от вредоносности любви к власти и связанным с ней безрассудством». См. «’Улюм аль-хадис», 213.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Говорил Саляма ибн Динар: «Скрывайте свои благие деяния больше, чем вы скрываете свои грехи». Cм. Ибн аби Шейба в «Мусаннафе», 42463.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты