Abu Ali Najdi

Объединение молитвы тому, кто выехал на работу на месяц

Рекомендуемые сообщения

Вопрос: «Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. Вопрос о путешествиях: я уезжаю на работу на месяц, дозволительно ли мне сокращать и объединять молитвы?»

Ответ: Уважаемый шейх, ’Адель ас-Субей’и, да хранит его Аллах, ответил: 

«Если человек выехал из дома с целью сафара, и передвигается из места в место, то по более правильному мнению он считается мусафиром, до тех пор пока он не возвратиться домой. И ему дозволяется использовать все облегчения шариата в отношении путника. Но если он в своём сафаре будет проживать в городе больше чем четыре дня, то лучше для него и безопаснее совершать молитвы полностью, без объединения и сокращения, основываясь на мнение большинства учёных».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Имам Ахмад говорил: «Если человек намерился пробыть где-то 4 дня, то он совершает молитву полноценно (т.е. не сокращает)». См. «аль-Мугъни» 2/65.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Шейх аль-Исламу Ибн Таймийе, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Дозволено ли человеку, сокращать молитвы, если он знает, что задержится в какой-либо местности на два месяца?»

Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Относительно этого вопроса среди ученых были споры. Некоторые заявляли, что такому человеку необходимо совершать молитвы полностью, не сокращая, а некоторые — что такому человеку является обязательным (уаджиб) сокращать молитвы. Правильным же является то, что допустимо, как и сокращение молитв, так и полное их выполнение. То есть тот, кто совершает их полностью, не заслуживает порицания, как не заслуживает его и тот, кто сокращает. Также между учеными шли споры относительно того, как предпочтительнее с точки зрения Шариата совершать молитвы в таком положении. Поэтому для того, кто сомневается в дозволенности сокращения молитв, из предосторожности будет лучше совершать их полностью. Для того же, кому стала очевидна Сунна, и он знает что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для путешественника молитву в два рака’ата, не ограничив понятие путешествие (сафар) определенным расстоянием и временем, и что также, для допустимости сокращения молитв, он не установил временного срока для задержки в той или иной местности. Как, например сроком в три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней. Кто знает все это, то пусть сокращает свои молитвы, как поступали многие саляфы. Так, например Масрукъ, будучи назначенным наместником, занимая эту должность многие годы, сокращал молитвы. Также мусульмане находились в Нахаунде в течение шести месяцев, и все это время они сокращали молитвы. И сокращали они ее, несмотря на свое знание о том, что цель их путешествия не может быть достигнута в течении четырех или более дней. Также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, после покорения Мекки, сокращали молитвы в течение около двадцати дней. И также, будучи в Мекке в течение десяти дней, они не соблюдали обязательный пост Рамадана. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что после покорения Мекки, ему надо будет остаться там больше чем на четыре дня. Итак, раз ограничение путешествия расстоянием или временными сроками не имеет под собой никаких основ в Шариате, и мусафир продолжает оставаться мусафиром, то он может сокращать свои молитвы, находясь в какой-то местности в течении многих месяцев. А Аллаху же ведомо лучше!» См. «Маджму’ аль-Фатауа» 17/24.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пробыл в Табуке двадцать дней, сокращая молитву». Ахмад 3/295, Абу Дауд 1235. Имам Ибн Хазм, ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и др. См. «аль-Хуляса» 2/733, «аль-Бадр аль-мунир» 4/538, «Ируа аль-гъалиль» 574.

Ибн Аби Шейба 2/453 с достоверным иснадом передает, что Абу Джамра рассказывал: «Я спросил Ибн ’Аббаса: «Мы долго пребываем в Хорасане, что ты скажешь об этом?» Ибн ’Аббас ответил: «Совершай по два рака’ата, даже если ты пребудешь там десять лет!»

Нафи’ рассказывал: «Ибн ’Умар был муджахидом в Азербайджане и совершал молитвы сокращенно в течении шести месяцев». Абдур-Раззакъ 4339. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.

Также сообщается, когда Ибн ’Умару один человек сказал: «Военный поход задержал нас в Хорасане», Ибн ’Умар ответил также, как и Ибн ’Аббас: «Совершай по два рака’ата, даже если ты пребудешь там десять лет!» Имам ат-Таханауи подтвердил достоверность. См. «И’ля ас-Сунан» 7/282.

Также аль-Асрам приводит асар, в котором сообщается, что Мууаррикъ спросил Ибн ’Умара: «Я торговец, который путешествует между поселениями. И может быть так, что в одной из деревень я останавливаюсь на месяц и более». Ибн ’Умар спросил: «У тебя есть намерение остаться там?» Тот ответил: «Нет», тогда Ибн ’Умар сказал: «Я считаю, что ты мусафир, а поэтому совершай молитву путника». См. также «аль-Мугъни» 2/68 Ибн Къудамы и «аль-Фуру’» 2/56 Ибн Муфлиха.

Также Анас рассказывал: «Сподвижники пребывали в Рамахурмузе девять месяцев и совершали молитву по два рака’ата». аль-Байхакъи 3/152. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.

Поэтому шейхуль-ислам Ибн Таймия и сказал: «Тот, кто установил для пребывания какое-то конкретное ограничение числиности дней, как три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней, то это мнение у которого нет довода!» См. «Маджму’уль-фатауа» 24/137.

И из числа саляфов того мнения, что у пути нет ограничения в сокращении молитвы, пока человек путник, придерживались аш-Ша’би, Масрукъ, Хасан аль-Басри, Къатада, Исхакъ и др. И из числа мухаккыкъов это мнение выбрали шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди, шейх аль-Альбани, шейх Ибн Усаймин и др. См. «аль-Мухалля» 5/23, «аль-Маджму’» 4/365, «Маджму’уль-фатауа» 18/24, «ад-Дурар ас-сания» 3/209, «Къаср ас-саля» 50.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение