Abu Ali Najdi Опубликовано 16 января, 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 января, 2018 Вопрос: «Ассаляму алейкум. Имеет ли право жена не выполнять работу по дому, если она работает наравне с мужем и обеспечивает семью?» Ответ: Уважаемый шейх ’Абдуль ’Азиз ас-Са’ид, да хранит его Аллах, ответил: «Вагалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! Этот вопрос возвращается к обычаю того или иного народа. Если в обычае у людей, что жена выполняет работу по дому в доме мужа, то она должна выполнять эту работу. А если нет, то она может не выполнять. Поскольку относительно этого в шариате нет довода. Всевышний Аллах сказал: „И обходитесь с ними достойно“ Сура «ан-Ниса», аят 19. Это и есть хорошее обращение со своими жёнами — то, о чём умолчал шариат, возвращается к обычаю. Если в народе и в этой стране принято выполнять домашние работы, то она должна это делать, а если нет, то с неё спадает это обязательство». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
toislamsite Опубликовано 20 января, 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 20 января, 2018 Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани: «Необходимо отметить, что некоторые из хадисов, приведенных выше, абсолютно недвусмысленно указывают на то, что жене следует быть покорной пред своим супругом, она должна служить ему на совесть по мере своих сил. Несомненно, первейшая обязанность жены перед мужем — это выполнение работ по дому, всего круга обязанностей, связанных с воспитанием детей, и т. п. Ученые по разному трактуют этот вопрос. Так, Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя в аль-Фатауа (2/234-235) пишет: «Ученые расходятся во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение злаков, приготовление пищи для всех, кто зависим от супруга, приготовление корма для его домашних животных например, для верховых животных, и т. п. Некоторые ученые говорят: „Супруга вовсе не обязана этим заниматься“. Однако это утверждение ложное. Так же ложно утверждение тех, кто полагает, что муж не обязан общаться со своей супругой и вступать с ней в близость! Сожительство мужа с супругой без интимной близости между ними не соответствует требованиям закона. Ведь если компаньон соратник другого человека и его сожитель не оказал ему содействие в пути, их отношения не могут считаться соответствующими требованиям закона. Говорят также — и это правильно, — что супруга все же обязана выполнять эти обязанности. Ведь муж является господином для нее согласно Писанию Аллаха, а супруга „трудится ради супруга“ согласно Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (как говорилось выше, с. 270). Как всем нам известно, обязанность любого труженика или невольника служить, и это соответствует закону. Некоторые ученые утверждают: обязанности супруги должны быть нетрудными, а некоторые полагают: объем ее обязанностей должен соответствовать требованиям закона. Это верно. Жена должна исполнять пред мужем лишь те обязанности, выполнение которых в пользу подобных ему мужчин предписано законом подобным ей женщинам. Круг этих обязанностей бывает разным и зависит от обстоятельств. Обязанности при кочевом образе жизни отличаются от обязанностей при оседлом образе жизни, а работа, выполняемая физически крепкой женщиной, не будет равна работе, выполняемой женщиной физически слабой». Итак, абсолютно верно если того пожелает Всевышний Аллах, что женщина должна заниматься работой по дому. Так утверждали Малик, Асбаг в аль-Фатх (9/418), Абу Бакр ибн Абу Шайба, ханбалит аль-Джузаджани в аль-Ихтийарат (с. 145), а также наши праведные предшественники и их последователи — об этом сообщается в аз-Заад (4/46). Нам не удалось обнаружить каких-либо достоверных контраргументов в работах авторов, утверждавших, что женщина не должна заниматься работой по дому. Кое-кто утверждает следующее: «Подразумевается, что после заключения брака мужчина получает право пользоваться услугами супруги для плотских удовольствий и не может эксплуатировать ее труд». Это утверждение не выносит никакой критики ведь супруга также пользуется услугами мужа для удовлетворения своих плотских желаний, и с этой точки зрения муж и жена абсолютно равны друг перед другом. Вместе с тем, нам известно, что Аллах, благословенный Он и всевышний, возложил на мужчину целый ряд других, более существенных обязанностей — расходы, связанные с со-держанием супруги, обеспечение супруги одеждой и кровом, и будет справедливым признать, что в обмен за это женщина также должна иметь перед супругом определенные обязанности — служить ему. Более того, как сообщалось выше, согласно установлению благородного Корана мужчина стоит над женщиной. Но если женщина не будет выполнять свои обязанности по дому, их будет вынужден выполнять ее супруг, и тогда получится, что женщина стоит над мужчиной, а не наоборот, что в корне противоречит установлению аята. Таким образом, женщина обязана служить своему мужчине, что и требовалось доказать. В продолжение той же темы добавим: если мужчина возлагает обязанности по ведению домашнего хозяйства на себя, мы получаем своего рода парадокс — мужчина выполняет функцию добытчика в семье, другие свойственные ему функции, а женщина сидит дома и ничем себя не утруждает. Безусловно, с точки зрения Шариата, установившего паритет прав между мужчиной и женщиной и предоставившего мужчине определенные преимущества перед женщиной, такая ситуация более чем абсурдна. Именно поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ответил на жалобу Фатымы, мир ей, когда она явилась к нему, чтобы пожаловаться на то, что вынуждена сама брать в руки мельницу и молоть зерно. Тогда ей сказали, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел какой-то невольник, и Фатыме не удалось встретиться с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет. Фатыма рассказала обо всем ’Аише, и когда пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ’Аиша пересказала ему жалобу Фатымы. ’Али, да будет доволен им Аллах, далее рассказывает: «К нам пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а мы тогда взяли свои ложа и стали собирать их после сна. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Погодите-ка». А затем подошел и сел между нами так близко, что обратной стороной стопы я почувствовал холод, идущий от его ног. Он продолжил: «Всякий раз, когда вы меня спрашиваете о чем-нибудь, я даю вам совет, как поступать правильно, — не так ли? Так вот: всякий раз, когда вы собираете свои ложа после сна или, напротив, расстилаете их перед сном, тридцать три раза повторите „Хвала Аллаху!“, тридцать три раза — „Слава Аллаху!“, и тридцать четыре раза — „Аллах велик!“ Это лучшее для вас, чем любой из слуг». [’Али говорил: С тех пор я так и поступаю. Кто-то спросил: А как же в ночь битвы при Сиффине? ’Али ответил: И в ночь бит-вы при Сиффине!]». Этот хадис передает аль-Бухари (9/417-418). Как следует из хадиса, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал ’Али: Это не ее работа, или: Это твоя обязанность. Как говорил Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в этом своем решении не встал на сторону кого-либо из супругов, а был нейтрален. Желающие изучить этот вопрос во всех его нюансах могут обратиться к великолепной книге Ибн аль-Каййима Заад аль-ма‘ад (4/45-46). Ни один из выше приведенных хадисов, предписывающих женщине служить своему супругу, не запрещает мужчине помочь женщине в работе по дому, если у супруга найдется для этого свободное время и силы. Такое поведение мужчины свидетельствовало бы о полной гармонии в отношениях между супругами. Так, госпожа ’Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Бывало, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помогал супруге в ее делах, то есть в ее хлопотах. Но когда наступало время молитвы, он шел молиться». Этот хадис приводят аль-Бухари (2/129, 9/418), ат-Тирмизи (3/314) — он счел хадис достоверным, аль-Мухаллис в аль-Мухаллисыйат (66/1) и Ибн Са‘д (1/366). В сочинении аш-Шама’иль Ибн Са‘д приводит этот хадис со слов ’Аиши с другим иснадом в такой редакции: «Он был обыкновенным человеком — сам чистил одежду от паразитов, сам доил козу, ухаживал за собой». В иснаде к этому хадису один из передатчиков признан слабым* Однако Ахмад и Абу Бакр аш-Шафи‘и передавали тот же вариант хадиса с надежным иснадом — я исследовал его в книге Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (номер 670). К Аллаху прибегаю за помощью». Источник: ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНО ПРЕЧИСТОЙ СУННЕ* Примечание автора: Именно поэтому комментатор Шарх ас-Сунна (13 / 243 / 3676) посчитал данный хадис слабым — он не знал о существовании другого, сильного пути передачи хадиса. Об этом пути передачи мы скажем ниже. Желающие могут обратиться к книге Мухтасар аш-шама’иль (номер 293). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения