Рекомендуемые сообщения

Вопрос шейху Машхуру бин Хасану: «Каково положение шевеления (указательного) пальца при чтении “ат-тахийят” в молитве?»

Ответ: «Относительно этого от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло два хадиса, и оба этих хадиса являются достоверными. Первый хадис приводит Муслим со слов ‘Абду-Ллаха ибн Зубейра, а второй хадис, так же достоверно установлен от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со слов Уаиля ибн Худжра аль-Хадрами из Йемена. 

В хадисе ‘Абду-Ллах ибн Зубейра передаётся, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал пальцем и сжимал свои пальцы рук в кулак…

Я вижу разные картины некоторых молящихся, о которых абсолютно никто не говорил из числа факыхов этого мира. Когда рука находится на колени, приходится наблюдать множество вещей, которые совершают люди. Некоторые делают так: (поднимают указательный палец, оставляя пальцы рук вытянутыми вперёд). Подобное не установлено ни от кого, путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что он сжимал пальцы рук в кулак. Это первый образ.

Иногда он соединял средний и большой пальцы, образовывая кольцо. Значит, иногда просто сжимал пальцы, а иногда соединял в кольцо. Ты можешь делать и так и так. Некоторые люди думают, что соединение пальцев в кольцо значит: (крутить указательным пальцем и рисовать им кольца), на это нет никакого довода. Однако кольцо – это вот так: (соединить большой и средний пальцы в виде кольца). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжимал свои пальцы в кулак, соединял в виде кольца, а так же он указывал своим указательным пальцем. Это передаётся от ‘Абду-Ллах ибн Зубейра в “Сахих Муслим”, что он указывал пальцем.

Указывание пальцем является ясным и категорическим вопросом, в отношении которого не может быть сомнении. Ты можешь указывать пальцем от начала “ташаххуда” до завершения молитвы, и достоверно пришло от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он смотрел на свой указательный палец в сидячем положении. Молящийся направляет свой взор на место его земного поклона (суджуд) за исключением того, когда он читает “ташаххуд”, во время ташаххуда (молящийся) смотрит на свой указательный палец, и это подкрепляет то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал своим пальцем. 

В риуаяте Уаиля ибн Худжра аль-Хадрами передаётся, что он шевелил этим пальцем. Некоторые сказали, что эта передача является отклонённой /шазз/, так как один передатчик, а это Заида ибн Къудама, передал от ‘Асыма ибн Кулейба, который передал от своего отца, а его отец от Уаиля ибн Худжра. Они сказали, что Заида уединился в этой передачи и пошёл в противоречие десятерым, некоторые говорят девятерым, а другие говорят восьмерым. 

По милости Аллаха, ещё давно я написал книгу, которая так и не вышла в свет, про описание молитвы пророка через хадис Уаиля ибн Худжра. Я нашёл, что тринадцать передатчиков передали от ‘Асыма.

Некоторые сказали, что Заида ибн Къудама пошёл в противоречие двенадцати передатчикам, значит, (его передача) не является достоверной на весах научного разбора и рассматривается как отклонённая у учёных по науке хадисоведения.

В действительности, эти слова не являются правильными. Ведь те двенадцать передатчиков, передавшие от ‘Асыма, никто из них ничего не упомянул о положении пальца, каждый из них передал что-то другое. Кто то передал возложение рук на грудь; кто то передал опускание на колени или руки; кто то передал … каждый из них передал какую то определённую часть молитвы. Тот, кто сказал, что Заида пошёл в противоречие остальным, он упустил этот момент. Они преувеличивают вопрос. Я читал слова некоторых современников, некоторые из них являются знающими, более того, некоторые относятся к числу больших и первых (в этой области). Однако, когда цитируют тебе слова, наводят тебя на то, что Заида ибн Къудама ас-Сануси уединился относительно этой передачи… Если ты спросишь его: «Куда ты ставишь руки (в молитве)?». Он ответит: «На грудь».

Хорошо, но ведь Заида так же уединился в своей передачи касательно возложения рук на грудь. Почему ты берёшь уединение Заиды в его передаче о возложении рук и не берёшь его уединение о шевелении пальца?! 

Мы говорим, что если Заида, передал бы что то, а другие двенадцать передатчиков передали бы то, что противоречит конкретно этому, тогда мы скажем, что это противоречие, отклонение и мы не принимаем это от Заиды. 

Однако если Заида передаёт что то, что не передали другие, которые в свою очередь передали какую то часть из частей молитвы, то следует принять передачу о шевелении пальца.

Значит, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просто сжимал свои пальцы; так же он соединял их в кольцо, и указывал своим указательным пальцем, как это передаётся от ‘Абду-Ллах ибн Зубейра в достоверном сборнике Муслима, а Заида добавил, что он шевелил своим указательным пальцем. 

У нашего шейха аль-Альбани своё понимание в отношении этого, а у шейха ин База своё понимание, и это понимание очень тонкое, которое нуждается в том, чтобы человек призадумался над ним наилучшим образом.

Шейх ибн Баз, да помилует его Аллах, говорил, что первое является Сунной и второе так же является Сунной. Ты можешь просто указывать пальцем без шевеления — это Сунна, так же ты можешь вытянуть палец и шевелить им, и это так же является Сунной.

Шейх аль-Альбани же говорил, что тот, кто вытягивает палец и шевелит им, берёт сразу две Сунны: ведь не исключено, что один из передатчиков видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, молящимся издалека и увидел вытянутый палец, не обратив внимания на шевеление. Ведь тот, кто смотрит издалека, не сможет внимательно разглядеть шевеление, и шейх наш говорил, что первый риуаят и второй, соответствуют друг другу и не противоречат друг другу. Поэтому он говорил, что тот, кто вытягивает палец и шевелит им, то принимает сразу два хадиса, а тот, кто не шевелит, берёт только один и упускает второй».

Источник: 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Суфьян ас-Саури передал со слов Абу Исхакъа ас-Саби’и, который передал от Ирбады ат-Тамими, рассказавшего: «Спросили Ибн ‘Аббаса о шевелении пальца в молитве, и он сказал: „Это искренность!“» ‘Абдур-Раззакъ 3244, аль-Байхакъи 2/133.

Передатчики этого асара:

Суфьян ас-Саури — имам ахлю-Сунна, амируль-муминин в хадисах.

Абу Исхакъ ас-Саби’и — надежный передатчик, о надежности которого говорили Ибн Ма’ин, ан-Насаи, Абу Хатим и др. А что касается слов некоторых о том, что он путался в хадисах, то это опроверг хафиз аль-‘Аляи в «аль-Мухталятын», что нет этому никакого основания, и имамы опирались на его хадисы без опасения.

Ирбада ат-Тамими — толкователь Корана, передававший толкование от Ибн ‘Аббаса. Ибн аль-Буркы назвал его неизвестным, а Абу-ль-‘Араб ас-Сакъли слабым. Однако шейх Усама аль-‘Утайби сказал, что они ошиблись в этом. Имам аль-‘Иджли говорил о нем: «Он был таби’ином из Куфы, надежный». И Ибн Хиббан считал его надежным в «ас-Сикъат». А имам ад-Дыя аль-Макъдиси приводил от него хадис в своей книге «аль-Мухтара», в которую он включал только те хадисы, которые считал достоверными. А хафиз Ибн Хаджар сказал про Ирбаду: «Правдивый». См. «ат-Такъриб» 1/97.

Сам же Ирбада говорил: «Если я слышал о знании на какой-либо земле, то обязательно отправлялся туда». Ахмад в «аль-‘Иляль уа ма’рифа ар-риджаль» 1/157.
По этой причине шейх Усама аль-‘Утайби назвал иснад этого асара хорошим.

Также известный таби‘ий и ученик Ибн ‘Аббаса — Муджахид говорил: «Шевеление пальца человека в молитве — это молот для шайтана!» ‘Абдур-Раззакъ 3245, Ибн Абу Шайба 2/485, аль-Байхакъи 2/132. Иснад достоверный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Слова шейха Мукъбиля, который делал такъдим на труд одного требующего знания из Йемена на его работу про отклонение этой добавки о шевелении пальца, под названием «аль-Бишара фи шузуз тахрик аль-асба’ фи-тташаххуд».

Шейх Мукъбиль, который считал добавку о шевелении пальцем шазз, говорил в предисловии данной работы: «В последнее время увеличились разногласия среди требующих знание из числа ахлю-Сунна. Пусть Аллах окажет им сопутствие во всем благом и убережет от всего плохого! Они стали разногласить в некоторых вопросах, относительно которых недопустимо, чтобы разногласия в них повлекли препирательство и раскол. Когда я увидел, что дело дошло до этого, то потребовал от уважаемого брата Ахмада ибн Са’ида аль-Ашхаби, чтобы он разобрал те вопросы, в которых стали разногласить наши братья из ахлю-Сунна, и разъяснить истину в них по мере возможностей. А также разъяснить нашим братьям, что не дозволено препирательство и раскол по причине таких вопросов. Ведь разногласие — это зло, как сказал Ибн Мас’уд...

О сторонники Сунны, я не привожу против вас слова Аллаха: „Поистине, те, которые раскололи свою религию и разделились на секты, ты не имеешь к ним никакого отношения“ (аль-Ан’ам 6: 159). Потому что вы не раскололи свою религию, однако вы стали разногласить в некоторых вопросах, в которых разногласили и наши саляфы, которые разногласили в вопросах и поважнее этих. Но это не было причиной для бойкотирования и раскола между ними. Поистине, кто почитает книгу „аль-Мухалля“ Ибн Хазма, или книгу „Ихтиляф аль-уляма“ Ибн Насра аль-Маруази, книгу „аль-Аусат фи-Ссунан“, „аль-Иджма’“ и „аль-Ихтиляф“ Ибн аль-Мунзира, „Фатхуль-Бари“ или „Тафсир Ибн Касира“, тот увидит, что саляфы наши разногласили в вопросах поклонения и постановления, но это не было причиной бойкотирования между учеными. Может быть, такое было между их последователями по причине невежества и слепой приверженности.

Мы не требуем, чтобы ахлю-Сунна наших дней не разногласили в вопросах достоверности хадиса или слабости, в понимании доводов, ведь в этом разногласили саляфы, как это известно из их биографии. Более того, ведь даже благочестивые ангелы разногласили. И пророк Сулейман со своим отцом Даудом разногласили...
Это мое наставление братьям моим из ахлю-Сунна, и прошу Аллаха для них помощи и укрепления!» См. «аль-Бишара» 5-9.

Также и ученые Постоянного комитета, которые наоборот, склонялись с желательности шевеления пальцем в молитве, говорили: «Поднятие пальца в ташаххуде — это Сунна. А мудрость этого — указание на единство Аллаха. И кто желает, пусть шевелит палец, а кто не желает — не шевелит. Вопрос этот не должен повлечь раскол и раздор между требующими знание! Даже если человек не будет вообще поднимать этот палец, или поднимет, но не будет шевелить, то вопрос этот легкий, он не должен влечь порицание или отдаление! Однако Сунной является поднятие пальца в обоих ташаххудах вплоть до салама, указывая на единобожие. А что касается шевеления пальца, то это следует делать во время мольбы, как на это достоверно указывает Сунна». См. «Фатауа аль-Ляджна» 18679.

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз Ибн Баз
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх
Шейх ‘Абдуллах ибн Гъудаян
Шейх Бакр Абу Зейд

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты