Abu Ali Najdi

Очищение носа при омовение тому, у кого вышли болячки в носу

Рекомендуемые сообщения

Вопрос: «Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. У меня такой вопрос. Можно ли обойтись очищением носа при омовении если в носу такие проблемы как лекарство от болячек?»

Уважаемый шейх ’Абдуль-’Азиз ас-Са’ид, да хранит его Аллах, ответил:

«Вагалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! Наиболее правильное мнение среди обладателей знания, что полоскание рта и носа во время омовения является желательным действием, а не обязательным, следовательно не обязательно этого делать».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О шариатском постановлении относительно полоскания рта и носа, и порядке их выполнения

Правильным мнением в вопросе полоскания рта и носа является то, что эти действия являются обязательными элементами малого омовения. Подтверждением этого служит следующее:

  1. Неуклонное совершение этого пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Не существует ни одного хадиса о том, что когда-либо во время омовения пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял полоскание рта и носа, или даже чего-то одного из этого. И это вместе с тем, что действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются разъяснением велений Аллаха, о которых Он сообщил в Своем Писании. Шариатское правило гласит: «Действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, служащее разъяснением обязательного веления Всемогущего и Великого Аллаха, упомянутого в Его Писании, также является обязательным». 
  2. Полоскание рта и носа подпадает под указание аята о необходимости мыть лицо во время омовения: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица…», т.к. рот и нос являются частью лица. Вопреки утверждениям некоторых, ротовая и носовая полость являются наружными, а не внутренними органами, подтверждением чему служит тот факт, что если постящийся человек положит себе в рот кусочек еды или пригубит воду, но не проглотит их - его пост не будет считаться нарушенным. Также если человек пригубит вино, но затем выплюнет его, то к нему не будет применено наказание за распитие спиртного [Ибн аль-Кайим приводит эту аналогию для того, чтобы оспорить утверждения тех, кто не соглашается с мнением об обязательности полоскания рта и носа на том основании, что частью лица являются внешние части носа и рта, а не их полости]. Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, писал: «Абу Хафс сказал: «Если кто-то скажет, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обособил полоскание рта и носа и отделил их от мытья лица, сказав: «Поистине, когда раб полощет рот и нос, его прегрешения выходят из его рта и ноздрей, а когда он моет лицо – прегрешения выходят из его лица, выходя даже из под век…», то такому человеку следует сказать: «Данный факт никак не препятствует тому, что рот и нос являются частью лица. Это подобно словам Аллаха: «Вот Геенна, которую грешники считали ложью. Они будут ходить между нею и кипящей водой» Сура «ар-Рахман», аяты 43-44. Отдельное упоминание в этом аяте адского кипятка и Геены не препятствуют этому кипятку являться частью Геены. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул полоскание рта и носа отдельно от мытья лица, дабы конкретизировать, что лицо, в отличие от них, покидают прегрешения иного рода, а именно прегрешения взора. Также, он упомянул полоскание рта и носа вместе потому, что оба этих действия можно совершить за один подход, а мытье лица упомянул отдельно от них, потому что его невозможно помыть одновременно со ртом и носом». (См. «Бадаи’ аль-Фауаид» 4/88).
  3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел полоскать рот и нос во время омовения, сказав об этом особо. Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать омовение, пусть наберет в нос воды, а затем высморкается, а когда будет подтираться, пусть делает это нечетное количество раз». (Аль-Бухари/162; Муслим/237). Со слов Лякыта ибн Сабиры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда совершаешь омовение, полоскай рот». (Абу Дауд/144. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность хадиса в «Фатх аль-Бари» 1/315).
  4. Не передается, чтобы кто-то из предшественников высказывался о том, что полоскание рта и носа во время омовения не является обязательным, или оставлял даже что-то одно из этого, а посему, мнение о том, что эти элементы омовения не обязательны, является новшеством и следованием не путем первых верующих. Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям сказал: «Мусульмане придерживаются того, что полоскание, как рта, так и носа являются Сунной омовения, оставлять которую не допускается, с той лишь разницей, что полоскание носа является более важным и строгим обязательством по причине обилия преданий об этом и жесткости, которой сопровождается это требование». (См. «Ат-Тахур»/213). В хадисах приводится требование, как можно глубже вбирать воду в нос во время омовения. Передают, что Лякыт ибн Сабира, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я сказал: «О посланник Аллаха, поведай мне об омовении!» На что он ответил: «Совершай омовение как следует, промывай участки между пальцами и как можно глубже вбирай воду в нос, за исключением случаев, когда ты будешь поститься». (Ат-Тирмизи/788; Абу Дауд/142. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих ат-Тирмизи»/788). В другом хадисе сказано: «Высмаркивайтесь два или три раза, глубоко вобрав воду в нос». (Абу Дауд/141; Ахмад 1/228; аль-Бухари в «ат-Тарих» 4/1/201; ат-Таялиси/2724; Ибн Маджах/408; аль-Хаким 1/249; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра»/97; Ибн Абу Шейба/278; аль-Байхакъи 1/49. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих аль-Джами’»/956).

Уа Ллаху а’лям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение