Рекомендуемые сообщения

 

Хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, который управляет всем сотворённым и направляет посланников, да благословит Он их и да приветствует, к людям, обязанным выполнять установления шариата, чтобы вести их правильным путём и разъяснять законоположения религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств. Я воздаю Ему хвалу за все Его благодеяния, прошу Его об увеличении оказываемых Им милостей и свидетельствую о том, что наш господин Мухаммад является Его рабом. Его посланником и Его возлюбленным, являясь также и наилучшим созданием Аллаха. И я свидетельствую, что он почтён славным Кораном, являющимся непрерывным чудом, которое не прейдёт до скончания времён, и Сунной, освещающей путь для ищущих руководства, и способностью вкладывать много смысла в немногие слова и величием этой религии. Да благословит Аллах и да приветствует как его самого, так и всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников! 

 

А затем:

 

Эта краткая статья была написана мною, после того как стал очевидцем спора между мусульманами вокруг вопроса дарения цветов.

В ней я попытался дать доброе наставление рабам Аллаха и устранить путаницу в понятиях у тех, для кого это остается неясным. И я прошу Всевышнего Аллаха, чтобы данная статья принесла пользу, и прошу, чтобы она была написана только ради Его благородного Лика!

 

Дарение цветов – уподобление неверным?

 

Прежде чем перейти к обсуждаемому вопросу, хотел напомнить, что религия наша легка, а ее исповедание необременительно, но большинство мусульман склонно всё усложнять. Одной из форм проявления этого является то, что ставя дозволенные вещи в категорию сомнительных, они запрещают их для себя, и тем самым вымышляют различные запреты и ограничения.

 

Аллах Всевышний говорит в Коране (смысловой перевод): «Он не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78)

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его»1

 

Эти священные тексты побуждают нас проявлять умеренность во всех делах, не допускать чрезмерности, и не делать упущений.

 

Далее, что касается самого вопроса, то тут следует напомнить, что шариат побуждает преподносить подарки, доказательством чему являются слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Дарите друг другу подарки и тогда вы полюбите друг друга»2

 

Подарки сближают сердца, вселяют в них радость, вызывают расположенность к тому, кто преподносит их. И для наиболее полного воплощения мудрости заложенной в данном пророческом наставлении, нужно выбирать и делать такие подарки, которые вызовут наибольшую радость и удовольствие. А когда речь идет о женщинах, то нет сомнений, что для абсолютного большинства женщин, одним из таких вещей являются цветы.

При этом нужно учитывать, чтобы цены подарков не превышали пределов разумного, чтобы избежать крайности и запретного расточительства.

 

Однако у некоторых мусульман возникает вопрос: “Можно ли дарить цветы? Не является ли это запретным уподоблением неверным?

 

В случаях, когда дело касается мирских вопросов, возвращаемся к шариатскому правилу:

«Дозволенность принимается за основу в том, что касается бытовых дел»

 

И так:

 

- дарить подарки является похвальным, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал нас к этому.

- исходя из вышеупомянутого шариатского правила, можно дарить любые подарки, которые не являются запретными, а цветы как таковые из категории дозволенного. Доказательством этому является слова Всевышнего (смысловой перевод): «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (2:29). Этот аят свидетельствует о том, что все сотворенное считается дозволенным и чистым до тех пор, пока не доказано обратное.

 

Но тут у некоторых возникает другой вопрос: “Не является ли это запретным уподоблением неверным?

 

Возникает он из-за недостаточного понимания вопроса «уподобление неверным», поэтому необходимым становится разъяснение этого вопроса.

 

Правовед этого столетия, шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) прекрасно разъяснил эту тему, отвечая на вопрос: “Почтенный шейх! Многие молодые люди разногласят в вопросе уподобления неверным. Есть ли какой-либо критерий, который можно было использовать, как привило?

 

Ответ: “Уподобление неверным может быть во внешнем виде, одежде, еде и в прочем, поскольку это слово с обобщенным смыслом. А суть в том, чтобы человек совершал то, что свойственно только неверным и увидевший его за этим делом подумал о нем, что он неверный. Это и есть критерий в этом вопросе. Но если что-либо распространилось среди мусульман и оно стало общим, как для мусульман, так и для неверных, то это перестает быть уподоблением, даже если это и было перенято у неверных, оно перестает быть уподоблением, и перестает быть запретным. Если только оно само по себе не является запретным, как шелковая одежда для мужчин. К примеру, мусульмане в отличие от неверных не носят шелковую одежду. И если мусульманин захочет носить шелковую одежду, мы скажем: это запрещено! Даже если многие мусульмане станут носить его, то тебе все равно не дозволено носить шелковую одежду! Поскольку то, что запретно само по себе, ни при каких условиях не теряет силу запрета, и этот запрет постоянен. А запрет связанный с какой-либо причиной,  сохраняет силу до тех пор, пока сохраняется причина этого запрета. Когда же причина исчезает, этот запрет также теряет силу и вещь становится дозволеннойСл. «Фатауа аль-Харам аль-Маккий» №17b (00:28:09)

 

Также он (да смилуется над ним Аллах) сказал: “В чем заключается суть уподобления неверным? Суть заключается в том, чтобы человек носил то, что свойственно только неверным, будь это одежда, обувь, или что-то иное. Но если он носит то, что свойственно как мусульманам, так и неверным и используется ими совместно, то это не является уподоблением, даже если изначально оно было присуще только неверным, как это передали ученые, среди которых имам Малик, Ибн Хаджар и другиеСм. «Шарх ас-Сияса аш-Шар‘ия» стр. 65.

 

Шейх 'Абд аль-Карим аль-Худайр (да хранит его Аллах) отвечая на вопрос о правовых нормах, связанных с одеждой, сказал: “…Если бы штаны носили только неверные, мы бы сказали: это из одежд неверных. Но, к большому сожалению, во многих мусульманских землях, мусульмане стали подражать неверным, и брюки стали их одеянием. Тот, кто носит штаны, к примеру, в Египте, в Шаме, в Индии или в других странах, в которых большое количество мусульман, можно ли сказать, что он уподобляется неверным в ношении брюк, когда большинство людей делают то же самое? Они подражают друг другу [а не неверным]. Это было подражанием – запретным уподоблением в отношении тех мусульман, которые первыми стали носить штаны на мусульманских землях”  «Официальный сайт шейха» Вопрос №4.

 

То есть, грех за уподобление неверным на тех мусульманах, которые первыми переняли обычаи неверных и распространили их среди мусульман.

 

Теперь возвращаясь к нашему вопросу:

 

1- Неизвестно, что дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, является частью религии неверных.

2- Дарение без повода цветов жене присуще неверным, и в их обыкновении.

3- Предположим, или даже уверенно заявим, что в Вашей местности, дарение цветов жене без повода не было обычаем мусульман, и это было перенято  от неверных, и распространилось среди мусульман.

4- Получается дарение цветов жене без повода, стало присуще как мусульманам, так и неверным.

 

И теперь вопрос: дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, в Вашей местности считается особенностью неверных? Дарящего жене цветы, без повода, принимают за неверного?

 

Ответ очевиден: – Нет.

 

Итог: дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, не является отличительной чертой неверных, поэтому не может быть уподоблением им. Но если же в какой-то местности, дарение цветов - это обычай только неверных, в этом случае, нельзя дарить цветы,  по причине запрета уподобления неверным.

 

Также косвенными доказательствами в пользу обсуждаемого вопроса могут служить слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть тот, кому предложили «райхан» не отказывается от него, ибо он легок в ношении, и приятен на запах»3

 

Слово «райхан» ученые толковали по-разному, и одно из толкований : любое ароматическое растение. О чем сказали: имам ан-Науауи, Хафиз Ибн Хаджар, Ибн аль-Кайим, аль-Куртуби аль-Файруз Абади.

 

Следующая фетва признанного учёного,  знатока хадиса 'Абд аль-Мухсина аль-'Аббада (да хранит его Аллах), говорит об общем положении продажи цветов.

 

Вопрос: “Каково постановление продажи цветов? Дело в том, что у меня цветочный сад, я договариваюсь с цветочными магазинами и продаю их им, а эти магазины бывает, продают эти цветы на нововведенческие праздники как день рождение, день матери. Получаю ли я за это грех?

 

Ответ: “Это вещь, с которой получают пользу, имеющий приятный запах и красивый вид, нет беды в этом. Однако продавать их на не узаконенные мероприятия, нельзя. Не дозволено продавать их на эти мероприятия. Но нет беды продавать их, и извлекать пользу, если продажа не связана с нововведениемСл. «Шарх Сунан ат-Тирмизи» №311. (01:04:49)

 

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

 

Хвала Аллаху, по Чьей милости благие дела доводятся до завершения!

 

Подготовил и перевел с арабского: Абу Идар аш-Шаркаси

 

 

При использовании и публикации материала на других ресурсах, ссылка на источник http://islamacademy.ws/ обязательна!

 

 

 

 

 

_______________________________________________________

1- аль-Бухари №39.

2- Хафиз бин Хаджар аль-'Аскаляни и имам Альбани оценили хадис как «хороший» см. «ат-Талхис аль-Хабир» 3/153 и «Сахих аль-Адаб аль-Муфрад» №462.

3- Муслим №2253.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты