Абу Идар аш-Шаркаси Опубликовано 11 сентября, 2013 Жалоба Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2013 С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семейству и его сподвижникам! Был задан вопрос: Ассаламуалейкум ва рахматуллахи ва баракатух. «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035. У меня вопрос, я читала хадис не помню в каком сборнике о том что женщине был неприятен ее муж и она хотела развестись с ним из боязни что не сможет выполнять своих обязанностей перед ним. Насколько я помню Пророк салаллаху алейхи ва саллям сказал ей вернуть махр (вроде это был сад) и они развелись. Вопрос: что говорят ученые об этом хадисе? как его понять? т.е. считается ли неприязнь к мужу уважительной причиной для развода? и является ли причиной для развода постоянные унижения и неуважение мужа? уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух Наверняка речь идет об истории передаваемой ибн ’Аббасом (да благословит его Аллах и приветствует), что однажды жена Сабита бин Кайса пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: "О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не выношу его [в другой версии передается, что она сказала: однако мне ненавистно неверие в Исламе!]". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), спросил её: «Вернёшь ли ты ему его сад?» Она сказала: "Да". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Сабиту: «Прими от неё свой сад и дай ей развод!» аль-Бухари № 5273, № 5275. Но прежде, хотел бы напомнить, что жена не должна спешить с разводом, а должна предпринять все меры для сохранения брака, и для этого можно обратиться к знающим, праведным людям, к которым прислушается ее муж. Они призовут его не чинить ей вред, не ущемлять ее права, которыми ее наделил Всевышний, сказав (смысловой перевод): «Обращайтесь с вашими женами достойно» (4:19). Из этого благородного аята вытекает, что жена имеет право на хорошее обращение, право на не причинение ей страданий, на обходительность в общении с ней. Если эти права попираются мужем, то он не выполняет возложенную на него обязанность и является ослушником Аллаха и Его посланника, ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «O люди, бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берёте их в жёны под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Поистине у вас есть права по отношению к вашим жёнам, но они также имеют права по отношению к вам. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощницы» Муслим № 1218, Абу Дауд № 1905, «Маджма' аз-Зауаид» 3/269. Муж должен помнить, что основа брака это любовь и милосердие, успокоение и удовольствие от общения и близости, как сказал об этом Всевышний Аллах (смысловой перевод): «Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21). Муж должен понять, что женщины не могут достичь полного совершенства во всём, поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Обходитесь с женщинами достойно, ведь женщина была создана из кривого ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь, так оно и останется кривым, поэтому обходитесь с женщинами достойно» аль-Бухари № 3331, Муслим № 1468. Возможно, что жена может небрежно выполнять свои семейные обязанности или сделать что-либо, ненавистное мужу, но он должен терпеть это в целях сохранения семейной жизни. Если муж видит в своей жене какие-либо недостатки, то он должен видеть и её достойные качества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой» Муслим №1469. Муж должен достойно и дружелюбно относиться к жене, ласкать и любить её. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам» Хадис достоверный. Cм. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №284. Если увещевания не помогают, и муж все также притесняет, обижает, и чинит несправедливость в отношении жены, то она может потребовать у него развод. Ибо плохое отношение к ней и ущемление ее прав являются веской причиной, по которой ей дозволенно требовать развод. Нельзя требовать развода, без причины, как об этом сказано в хадисе: «Любая женщина, попросившая развод у мужа без причины, не ощутит благоухания Рая!» Абу Дауд 2226. Имам Альбани в «Сахих Абу Дауд» подтвердил достоверность хадиса. Право требовать развод в выше упомянутом случае оговорено в Коране, в следующем аяте (смысловой перевод): «И если вы опасаетесь, что они (муж и жена) не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (2: 229). То есть, в случае если жена опасается, что не сможет должным образом повиноваться Аллаху во взаимоотношениях с мужем, по причине неприязни к нему, или отвращения к внешнему виду своего мужа, или его нравственному облику, или его беспечному отношению к религиозным предписаниям, то как сказали ученые комментаторы Корана, этот аят свидетельствует о законности развода по требованию жены (хуль’), если сложившиеся обстоятельства носят такой характер. В этом случае жена выплачивает мужу материальную компенсацию или возвращает ему брачный дар (махр). См. «Тафсир ас-Са'ади» 1/102. Также данное право оговорено и в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а именно в истории передаваемой ибн ’Аббасом (да благословит его Аллах и приветствует), что однажды жена Сабита бин Кайса пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: "О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не выношу его [в другой версии передается, что она сказала: однако мне ненавистно неверие в Исламе!]1". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), спросил её: «Вернёшь ли ты ему его сад?2» Она сказала: "Да". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Сабиту: «Прими от неё свой сад и дай ей развод!3» аль-Бухари №5273, №5275. Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) в комментариях к этому хадису, сказал (да смилуется над ним Аллах): "Требовать развод у мужа является дозволенным и в случае когда жене неприятна совместная жизнь с мужем, даже если сам муж не испытывает той же неприязни, и не видел с ее стороны ничего, чтобы могло послужить причиной для развода" См. «Фатх аль-Бари» 9/312-313. Заключение: Плохое отношение к жене и всяческое ущемление ее прав, которыми ее наделил Всевышний, сказав (смысловой перевод): «Обращайтесь с вашими женами достойно» (4: 19), а также чувство неприязни к мужу и бессилие далее жить с ним. Все это является уважительной причиной для требования развода. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху! Прошу Всевышнего наладить отношения всех семейных пар, и даровать им терпение и выдержку! Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его роду, и его сподвижникам! _______________________________________________________________________________________ 1- То есть она испытывала неприязнь к мужу и не желала продолжать жить с ним притворяясь, так как опасалась, что неприязнь к нему, может подтолкнуть ее на поступок, который приведет ее к неверию. Также смысл этих слов может быть в том, что она опасалась, что сильная неприязнь к мужу, может заставить ее притворно проявить неверие, для того чтобы расторгнуть брак с ним. См. «Фатх аль-Бари» 9/311. 2- Имеетя в виду сад, который подарил ей муж, в качестве брачного дара. 3- Некоторые ученые исходя из этого хадиса, сказали, что жена возвращает махр, только если требует развода без вины со стороны мужа, а если вина мужа очевидна, например плохое отношение, притеснение и т.п. то она не возвращает ему махр, и шариатский судья расторгает брак по инициативе жены. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения