Абу Идар аш-Шаркаси

Условное сокращение слов приветствия на письме

Рекомендуемые сообщения

Условное сокращение слов приветствия на письме

Шейх Сулейман аль-Маджид

Всевышний Аллах избрал для исламской общины самую великую форму приветствия - «ас-Салям»[1]. Эта форма исламского приветствия берет свое начало от отца всего человечества Адама (да пребудет с ним мир). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах создал Адама по образу Своему, и он был ростом в шестьдесят локтей. Создав же его, Он сказал: «Иди, поприветствуй этих собравшихся в группу  ангелов, и послушай, как они поприветствуют тебя, [ибо отныне эти слова будут] твоим приветствием и приветствием твоих потомков». Адам пошёл [к ним] и сказал: “Мир вам” /ассаляму алейкум/, они же сказали [ему]: “Мир тебе и милость Аллаха” /ассаляму алейка уа рахмату Ллах/, добавив [к его приветствию слова] “и милость Аллаха”»[2] аль-Бухари №6227, Муслим №2841.

Но, к сожалению, многие мусульмане очень часто на письме сокращают слова приветствия буквами «с.а.» и иными формами. И мало кто из них принимает замечание о том, что это неправильно. Находятся и такие, которые, не имея знаний по вопросу, вдаются в дебри размышлений о том, что в этом нет ничего дурного. Даже после того как им доказали несостоятельность плодов их убыточного размышления, они продолжает упираться и дабы уйти от принятия истины требуют прямые указания из Корана и Сунны. Быть может таким и не сообразить, что не о всякой вещи есть прямое упоминание в Коране и Сунне, но правовую норму относительно всякой вещи можно извлечь из Корана и Сунны[3].

В связи с этим, решил вкратце разъяснить этот вопрос, и в этом я прибегаю к помощи Всевышнего Аллаха.

Необходимость писать слова приветствия в полной, установленной форме можно аргументировать с нескольких сторон:

Первая: приветствие является поклонением, а формы исламского приветствия строго установлены шариатом.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЗ КОРАНА:

 وَلَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُنَا إِبْرَاهِيمَ بِالْبُشْرَى قَالُوا سَلَامًا قَالَ سَلَامٌ﴿

«Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали [приветствуя его]: “Мир [тебе]!”. Он сказал: “[И вам] мир!”» (11:69)

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) процитировав эти слова Всевышнего, сказал: “Хоть это и было частью религиозных законов предыдущих поколений, но наш шариат утвердил этоСм. «аль-Азкар» стр.405.

 وَإِذَا جَاءَكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِنَا فَقُلْ سَلَامٌ عَلَيْكُمْ﴿

«Когда приходят к тебе (о, Пророк) те, которые веруют в Наши знамения, говори им: “Мир вам”» (6:54)

На эту тему можно привести и другие аяты.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЗ СУННЫ:

Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “[Однажды] к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел некий мужчина и сказал: “ассаляму алейкум”/Мир вам/. Он ответил на его приветствие, потом тот сел, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Десять4». Затем пришел другой человек и сказал: “ассаляму алейкум уа рахматуЛлах” /Мир вам и милость Аллаха/. Он ответил ему и тот сел. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Двадцать». Затем пришел другой мужчина и сказал: “ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух” /Мир вам, милость Аллаха и Его благословение/. Он ответил ему и тот сел. После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тридцать»Хадис достоверный. См. «Сахих Аби Дауд» №5195.

На эту тему существует множество других хадисов.

Выше было упомянуто, что приветствие является поколением. Поклонение, как сказал шейх аль-Ислам Ибн Таймия, - это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен. См. «Маджму' аль-Фатауа» 10/149. В хадисе же упоминаются различные формы приветствия, за каждую из которых установлена определенная награда, а Аллах дарует награду лишь за то дело, которое Он любит и которым Он доволен. Из этого становится ясным то, что упомянутые формы приветствия являются поклонением. И если это понятно, то следует знать, что основа в вопросах поклонения – запретность. То есть, нельзя поклоняться Аллаху иначе, как в соответствии с тем, что установлено и узаконено шариатом.

Установленные в шариате формы исламского приветствия:

  1. ассаляму алейка
  2. ассаляму алейкум
  3. салямун алейкум
  4. ассаляму алейкум уа рахматуЛлах
  5. ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух

Приветствие – это деяние, будь то устное приветствие или же письменное. А раз так, то это деяние должно соответствовать тому, что узаконено шариатом. И если мы согласны, что формы приветствия строго установлены шариатом, то должны признать, что нам не дозволено привносить новую форму приветствия, или же искажать ту, что установлена. Исламское приветствие должно оставаться таким, каким оно узаконено, в независимости от того, устное приветствие или же письменное.

Вторая: если рассматривать вопрос еще с той стороны, что السلام /ас-Салям/ – одно из имен Всевышнего Аллаха, то его сокращенное написание будет искажением имени Аллаха, что также запретно.

Аллах Всевышний сказал:

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ﴿

«Он - Аллах, и нет [истинного] божества, кроме Него, Владыка, Пресвятой, Дарующий мир5 (ас-Салям)» (59:23)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «ас-Салям - одно из имен Аллаха, установленное Им на земле, так распространяйте же его меж собой» Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №1894.

Третья: буквы «с. а.» и т.п., не содержат ясности и определенности и не имеют никакого смысла.

Четвертая: человек лишает себя награды, когда не пишет слова приветствия в той форме, в которой оно установлено.

Бывшему шариатскому судье в Эр-Рияде, шейху Сулейману аль-Маджиду (да хранит его Аллах), задали вопрос: “Каково правовое суждение сокращения слов приветствия на письме буквами س ع و , подразумевая под ними: ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух?

Ответ: “Мы не считаем правильным сокращение слов приветствия буквами, поскольку в них нет определенности и ясности, а также, потому что этим человек лишает себя награды за написание этих слов. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

Источник: официальный сайт шейха.

Таким образом, стало очевидным несостоятельность и ложность утверждения о том, что нет проблем в сокращении слов приветствия. Так что за спешка или лень заставляет нас сокращать слова приветствия и не писать их в установленной форме?

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

Подготовил и перевел с арабского языка:

Абу Идар аш-Шаркаси

(да простит его Аллах, его родителей и всех мусульман)

Также материалы по теме:

  1. Приветствовать необходимо осмысливая суть произносимых слов.
  2. Обязательно ли отвечать на приветствие, полученное в письменной форме?
  3. О сокращении формы ответа на полученное приветствие.
  4. Можно ли приветствовать словами «Доброе утро» и «Добрый вечер»?

Примечания:

[1] Смысл слова السَّلام /ас-Салям/

[2] Абу Зур'а Уалий ад-Дин аль-'Ираки (762-826 г.х.) в комментарии к этому хадису, сказал: “В нем указание, усиливающее правовой статус приветствия салямом, и что это приветствие было частью закона для Адама (да пребудет с ним мир). Пречистый и Возвышенный Аллах, поведал Адаму, что это его приветствие и приветствие его потомков после него. Поэтому этот закон не был отменен ни в одной из предыдущих религиозных общин и при всем разнообразии их религиозных законов оставался действующим, и так пока не дошло до нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) узаконил салям, и призывал распространять его между собой, сделал его причиной взаимной религиозной любви и вхождения в вышний райский садСм. «Тарх ат-Тасриб фи шарх ат-Такриб» 8/105.

[3] Основным, поводом для написания этой заметки послужил инцидент, произошедший с одной из мусульманок. Она, сделала замечание своей сестре по религии, что не следует сокращать слова приветствия. Раздраженная этим замечанием она ответила, что уже 8 лет в КСА и ни разу не слышала о том, чтобы это осуждалось. Затем последовала просьба предоставить доводы от ученых. Просьбу удовлетворили, предоставив фетву шейха Сулеймана аль-Маджида (да хранит его Аллах). Однако далее последовало изумляющее заявление: “Этот шейх неизвестен, и он не упомянул ни одного довода на этот счет”. Действительно шейх неизвестен для невежественной массы, с этим не поспоришь, а неспособность увидеть доводы в фетве не значит их отсутствие. Таким людям необходимо напомнить, что когда человеку истина становится явной, то ему остается лишь покориться ей. И пусть он не заблуждается, считая, что покоряется тому, кто ниже его по статусу и знанию. Он покоряется не человеку, который донес до него доводы, а истине, которая стала для него очевидной.

[4] Имеется в виду, что ему за эти слова полагается награда десяти благих дел. См. «Миркату аль-Мафатих Шарх Мишкати аль-Масабих» 7/2943.

[5] Имя Аллаха — السلام /ас-Салям/, в соответствии с толкованиями, можно перевести по-разному, см. сноску №1. Здесь приводится лишь один из возможных вариантов перевода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты