Абу Идар аш-Шаркаси Опубликовано 5 апреля, 2014 Жалоба Share Опубликовано 5 апреля, 2014 Является ли слово الشَّارع – «законотворец» одним из прекрасных имен Аллаха? 1 - Часто в религиозных текстах встречается слово الشَّارع /аш-Шари'/ – «законотворец». Является ли оно одним из прекрасных имен Всевышнего Аллаха? Ответ: одним из основополагающих правил, относящихся к прекрасным именам и возвышенным качествам Аллаха, является следующее правило: «Основа в наречении Аллаха именами запретность, и нельзя нарекать Его каким-либо именем, иначе, как тем, которым Он назвал Себя Сам и которым Его назвал Посланник (мир ему и благословение Аллаха)». То есть, имена и качества, которыми обладает или не обладает Всевышний Аллах, являются частью сокровенного знания, которое человек не в состоянии постичь своим разумом. Все это обязывает нас обращаться за достоверными сведениями к Корану и Сунне. Ученые говорят, что ни в Коране, ни в изречениях посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нет упоминания о том, чтобы الشراع – законотворец, было одним из имен Всемогущего и Возвышенного Аллаха. Но вместе с тем, установление законов является божественным качеством Всемогущего и Великого Аллаха, утвержденным Кораном и Сунной. И тут необходимо знать, что утвержденные Кораном и Сунной качества Аллаха делятся на две группы: связанные с божественной сущностью и связанные с божественными деяниями. Всевышний сказал: ﴾شَرَعَ لَكُم مِّنَ الدِّينِ مَا وَصَّى بِهِ نُوحًا﴿ «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною)» (42:13) Также имам Муслим в своем сборнике хадисов «ас-Сахих» передал слова 'Абдуллаха бин Мас'уда (да будет доволен им Аллах): “Пусть тот из вас, кто будет рад завтра встретить Аллаха мусульманином, неуклонно совершает эти молитвы там, где о них будут возглашать1. Поистине, Аллах установил для вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) обычаи (сунан) правильного пути и, поистине, эти молитвы относятся к числу обычаев правильного пути2” Муслим №654 Эти священные тексты, ясно свидетельствуют о таком божественном деянии как установление законов, из чего вытекает качество – «законотворение». Поскольку это качество установлено Писанием и Сунной, то мы утверждаем, что Аллах обладает данным качеством, однако не нарекаем Его соответствующим именем, в соответствии с правилом, которое гласит: «Из каждого имени Аллаха вытекает соответствующее качество, но из божественных качеств не вытекают соответствующие имена»3 Имам Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Наотвратительнейшим образом поступает тот, кто из каждого божественного деяния извлекает имя Аллаху” См. «Мадарик ас-Саликин» 3/383. Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Основа в наречении Аллаха именами запретность, и нельзя нарекать Его каким-либо именем, иначе, как тем, которым Он назвал Себя Сам и которым Его назвал Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Посему имена Всемогущего и Великого Аллаха не могут извлекаться из Его установленных божественных качеств” См. «Маусу'ату аль-Альбани» 6/185. Постоянный комитет КСА под председательством4 шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) издал фетву, в которой в частности говорится: “Основа в наречении Аллаха именами запретность, и нельзя нарекать Его каким-либо именем, иначе, как тем, которым Он назвал Себя Сам и которым Его назвал Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому не дозволено называть Аллаха каким-либо именем применяя сравнительную аналогию или же исходя из Его божественных качеств или Его божественных деяний и т.п.” См. «Фатауа аль-Ляджна ад-Даима» 457-458. Шейха Ибн 'Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: “В книгах ученых встречается слово «законотворец», является ли оно одним из имен Всевышнего Аллаха?” Ответ: “Нет, не является. Встречающееся в книгах ученых слово «законотворец» - одно из качеств Аллаха, а не из Его имен. Извлекается оно из слов Всевышнего Аллаха (смысловой перевод): «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною)» (42:13). В книгах ученых, слово «законотворец» применяется в отношении Всемогущего и Великого Аллаха, лишь Которому принадлежит решение и к Которому следует обращаться за решением. Иногда оно применяется и в отношении пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как он для своей общины устанавливает законы. Ведь сказав слово, либо совершив дело как акт поклонения Аллаху, он узаконивал это в религии. Поэтому слово «законотворец» употребляется в отношении, как Всемогущего Господа, так и в отношении пророка (мир ему и благословение Аллаха). Оно не является именем, а лишь описание [того, кто совершает это действие]” Сл. «Лика аль-Баб аль-Мафтух» №94. Шейха Салиха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили: “Является ли الشَّارع или المشرّع– «законотворец» одним из прекрасных имен Всевышнего Аллаха, или же оно из Его божественных качеств?” Ответ: “Словом الشارع оповещается о том, что Аллах законотворец, но Его не называют законотворцем. [В Коране и Сунне] не пришло, чтобы из имен Аллаха было имя الشَّارع или المشرّع – «законотворец». Однако сообщается о том, что только Аллах устанавливает законы. Всевышний сказал (смысловой перевод): «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною)» (42:13). Он также сказал: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21)” Источник. 2 - Применимо ли слово «законотворец» в отношении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Ответ: существует разногласие относительно того, является ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) также законтворцем, или нет. Некоторые ученые сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь доносит шариат, аргументировав свое мнение словами Всевышнего: ﴾يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ﴿ «О, Посланник! Передай [людям] то, что ниспослано тебе от своего Господа» (5:67) Другие же сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет установления шариата, также опираясь на слова Всевышнего: ﴾وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ﴿ «Мы ниспослали тебе Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (16:44) А группа других ученых, считает, что пророк также является законодателем, и в качестве доказательства приводят хадис, переданный Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах): “[Однажды] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью и сказал: «О, люди! Хадж был вменён вам в обязанность, так совершайте же его». Один человек спросил: “Каждый год, о посланник Аллаха?” - однако [пророк хранил молчание до тех пор, пока тот не [задал свой вопрос] трижды. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если я скажу: "Да" это непременно станет вашей обязанностью, но вы ведь не сможете [выполнять её]!»” Муслим №1337 А также хадис: «О, люди! Уже близко то время, когда до человека будет доходить от меня хадис, а он, возлегая на ложе, прислонившись, станет говорить: “Между нами и вами Писание Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!” Однако, поистине, то, что запретил посланник Аллаха подобно тому, что запретил Аллах». Имам Альбани оценил хадис как достоверный. См. «Сахих аль-Джами'» №2657. Кстати, эти слова представляет собой одно из чудес пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которое свидетельствует о том, что он действительно был божьим посланником. В этом хадисе было предсказано событие, которому еще предстояло произойти, и оно действительно произошло так, как это было предсказано. Сегодня мы можем наблюдать, как некоторые из этой общины, отвергают Сунну, и призывают возвратиться только к Корану, ложно называя себя «коранитами», которые на самом деле своими действиями объявляют Коран ложным. Из всего сказанного следует, что законотворение – одно из божественных качеств, которым Всевышний Аллах охарактеризовал Себя, но الشَّارع – «законотворец», не является одним из прекрасных имен Аллаха, а используется в описании того, кто издает законы. И как считает группа ученых, это слово применимо также и к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), как это было разъяснено выше. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху! ____________________________________________________________________________________ 1 - Иначе говоря там, где проводятся общие молитвы. 2 - Полный текст этого предания: “Пусть тот из вас, кто будет рад завтра встретить Аллаха мусульманином, неуклонно совершает эти молитвы там, где о них будут возглашать. Поистине, Аллах установил для вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обычаи (сунан) правильного пути и, поистине, эти молитвы относятся к числу обычаев правильного пути, если же вы станете молиться в своих домах, как поступает этот [человек], остающийся у себя дома, [это будет означать,] что вы отказались от Сунны вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то непременно собьётесь с пути. Что же касается нас, то не пропускал [общей молитвы] никто, кроме лицемеров, известных своим лицемерием, и бывало так, что человека приводили [в мечеть] двое других, чтобы [помочь ему занять место] в ряду [других молящихся]” Муслим №654 В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил нас обычаям правильного пути, [совершение общей] молитвы в мечети, в которой возглашается азан, относится к числу обычаев правильного пути” 3 - Вопрос об именах и качествах Аллаха подробно разобрал шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) в своей книге: «Идеальные правила, относящиеся к прекрасным именам и качествам» 4 - Заместитель председателя комитета: 'Абд ар-Разак 'Афифи, и члены комитета: 'Абдуллах бин Гудаян, 'Абдуллах бин Ку'уд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения