Абу Идар аш-Шаркаси Опубликовано 16 июля, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 июля, 2014 Требование развода по причине длительного заключения мужа Женщине дозволено требовать развод у заключенного мужа, если на ней сказывается отсутствие половой жизни, или если он не содержит ее. Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Если мужчина лишает свою жену материального обеспечения из-за стесненности в средствах и отсутствия того, что можно расходовать, то женщина в праве выбора между проявлением терпения и расставанием с мужем. Подобное передается от 'Умара, 'Али, Абу Хурайры. Это мнение высказал Са'ид бин аль-Мусаййаб, аль-Хасан, 'Умар бин 'Абд аль-'Азиз, Раби'а, Хаммад, Малик, Яхйа аль-Каттан, 'Абд ар-Рахман бин Махди, аш-Шафи'и, Исхак, Абу 'Убайд и Абу Саур. Са'ид передал от Суфьяна, что Ибн Абу аз-Зинад сказал: “Я спроси Са'ида бин аль-Мусаййба о человеке, который не находит то, что можно расходовать на жену. Разлучают ли их? Он сказал: «Да». Я спросил: “Это Сунна?”. Он ответил: «Сунна»”. И это возводится к Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А Ибн аль-Мунзир сказал: “Достоверно известно, что 'Умар бин аль-Хаттаб написал руководителям войск, относительно тех, кто находится в отлучке от своих жен, приказывая расходовать на жен, либо же развестись с ними, а если разведутся, то выслать им те расходы, которые они должны были нести1” аль-Мугни. Т.8. С.162-163. Ихйа ат-Турас аль-'Араби 1405 г.х. (С незначительным сокращением). В «Энциклопедии исламского права» 29/66-67 сказано: “Маликитская правовая школа утверждает о дозволенности разлучать жену с заключенным мужем, если она требует этого, заявляя, что [отсутствие мужа] наносит ей вред. Но это по истечении года после его заключения, поскольку заключение является отлучкой, а они (приверженцы маликитской правовой школы) считают, дозволенным разлучать жену с мужем по причине отлучки последнего, не зависимо от того, имеет ли отлучка приемлемое с точки зрения шариата оправдания или нет” В комментариях к труду «ар-Рисаля» великого маликитского имама 'Абдуллаха бин Абу Зайда аль-Кайрауани (да смилуется над ним Аллах) сказано: "аль-Аджхури в «Шарх Халиль» сказал: «Если ей дозволено расторжение брака в случае когда муж не обеспечивает ее материально, то тем более это дозволено ей если она опасается впасть в прелюбодеяние, поскольку отсутствие половой жизни имеет большой вред, ведя [человека] к прелюбодеянию»” аль-Фауаких ад-Дауани. Т.2.С.42. Дар аль-Фикр. 1415 г.х. Этому же мнению отдал предпочтение шейх аль-Ислам (да смилуется над ним Аллах) говоря: “Вред, наносящийся жене из-за отсутствия половой близости, является причиной для расторжения брака, не зависимо от того, муж делает это умышленно или неумышленно, будучи способным на половой акт или бессильным. И по единодушному мнению ученых, дозволенность расторжения брака в данном случае более несомненна, по сравнению с дозволенностью расторжения брака по причине клятвы мужа не вступать в половую близость с женой. Исходя из этого [делается вывод], что на жену пленника и заключенного и им подобных, чьим женам нет от них толку, распространяется действие установлений, касающихся жен пропавших мужей, как об этом сказал Абу Мухаммад аль-Макдиси” аль-Фатауа аль-Кубра Т.5. С.481-482. Дар аль-Кутуб аль-'Ильмия. 1408 г.х. То есть, как женщине, муж которой пропал, дозволено требовать расторжение брака из-за вреда отсутствия мужа, также и женщине, муж которой пленник или заключенный, дозволено требовать развод из-за длительной отлучки мужа, оборачивающаяся для нее вредом. Подытоживая вышесказанное: женщина, имеет право требовать развод у мужа, заключенного на длительный срок, из-за: 1- отсутствия половой жизни 2- отсутствия материального обеспечения Более того, при определенных обстоятельствах это может стать для нее обязательным, а не просто дозволенным. К примеру, как уже упоминалось, в случае опасения из-за отсутствия половой жизни впасть в прелюбодеяние. Необходимо отметить, что речь идет о полном отсутствии материального обеспечения, и недостаточном удовлетворении женщины интимной близостью. Однако если муж обеспечивает жену необходимым минимумом, без которого человек не сможет обойтись, то она не имеет право требовать по этой причине развод, ибо Аллах обязал человека только к тому, что тот в состоянии выполнить, о чем свидетельствует слова Всевышнего: ﴿ لِيُنفِقۡ ذُو سَعَةٖ مِّن سَعَتِهِۦۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيۡهِ رِزۡقُهُۥ فَلۡيُنفِقۡ مِمَّآ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُۚ لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا مَآ ءَاتَىٰهَاۚ سَيَجۡعَلُ ٱللَّهُ بَعۡدَ عُسۡرٖ يُسۡرٗا ﴾ «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7) Но если женщина желает избавиться от мужа из-за того, что он стеснен в средствах и испытывает нужду, и может жить с ним, только когда он пребывает в достатке, то это указывает на ее плохое отношение к мужу. Такая не понимает, в чем заключается супружеская жизнь и не знает, что основана она на любви и милосердии. Напротив, достойным с ее стороны будет, если она встанет рядом с мужем и разделит с ним заботы, поддержит его в этот тяжелый для него период. Муж в свою очередь должен руководствоваться словами Всевышнего: ﴿ فَإِمۡسَاكُۢ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ تَسۡرِيحُۢ بِإِحۡسَٰنٖۗ ﴾ «… надо удерживать жену согласно принятому (у людей и шариатом), либо отпустить с благодеянием [соблюдая её права и не причиняя ей вреда]» (2:229) Ибн Кудама процитировав этот аят сказал: “Удержание жены, без ее материального обеспечения, не является удержанием соответствующим шариату и обычаям, поэтому отпустить ее становится обязательным” аль-Мугни. Т.8. С.163. Ихйа ат-Турас аль-'Араби 1405 г.х. Всевышний также приказал мужьям: ﴿ فَأَمۡسِكُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٖۚ وَلَا تُمۡسِكُوهُنَّ ضِرَارٗا لِّتَعۡتَدُواْۚ وَمَن يَفۡعَلۡ ذَٰلِكَ فَقَدۡ ظَلَمَ نَفۡسَهُۥۚ ﴾ «Удерживайте их согласно принятому [шариатом и обычаями] или отпускайте их согласно принятому [шариатом и обычаями], но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе» (2:231) А также: ﴿ فَأَمۡسِكُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ فَارِقُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٖ ﴾ «Удерживайте их (о, мужья) согласно принятому (у людей и шариатом) или разойдитесь с ними, достойным образом [не причиняя им вреда]» (65:2) Мусульманин должен знать эти веления и обязан поступать в соответствии с богобоязненностью, а не руководствоваться своими страстями и желаниями, давая собственным амбициям и эгоизму управлять собой. Поэтому если жена требует развод по одной из ранее упомянутых причин, то муж должен устранить эти причины. А если он не может удерживать супругу согласно обычаю, соблюдая ее права по шариату, то он обязан отпустить ее с благодеянием для того чтобы она могла отвести от себя наносимый ей вред выйдя замуж за того, кто сможет соблюдать ее права в физическом удовлетворении и материальном содержании. Если же муж не выполняет веление Аллаха, и отказывается при сложившихся обстоятельствах давать жене развод, то она должна обратиться в официальную религиозную организацию, которая занимается делами мусульман, чтобы компетентное лицо вынесло решение. Без решения шариатского судьи, отлучение жены от мужа по причине отлучки последнего, не может быть произведено. В «Энциклопедии исламского права» 29/64 сказано: “Правоведы, считающие дозволенным разлучать жену с мужем по причине отлучки последнего, единодушны в том, что для этого необходимо решение шариатского судьи, поскольку этот вопрос является предметом иджтихада2, и не может быть приведено в исполнение без постановления судьи” Решение судьи в тяжбах, является обязательным к исполнению для обеих притязающих сторон, дабы прекратить препирательства и положить конец тяжбам3. Поэтому если судья установит факт того, что муж не содержит жену или недостаточного удовлетворения женщины интимной близостью, то судья обязан принудить мужа к разводу или развести супругов самостоятельно. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху! Скачать статью PDF.pdf _______________________________________________________________________________ 1- Предание достоверное. См. «Ируа аль-Галиль» №2159. 2- Иджтихад - предельное усердие в формулировании мнения или же в вынесении правового заключения по какому-либо вопросу, относительно которого нет прямого указания в Коране и Сунне. 3- См. Имам аль-Карафи. Ануар аль-Бурук фи Ануа аль-Фурук. Дар аль-Кутуб аль-'Ильмия. Бейрут. 2/179. 1418 г.х. Шейх аль-Ислам Ибн Таймия. Муджамма' аль-Малик аль-Фахд. Медина. 1425 г.х. Имам аль-Карафи. Ануар аль-Бурук фи Ануа аль-Фурук. Дар аль-Кутуб аль-'Ильмия. Бейрут. 2/179. 1418 г.х. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения