Перейти к содержанию

Дозволено ли ложь между супругами?


Рекомендуемые сообщения

Правильное понимание хадиса, дозволяющего ложь между супругами


Умм Кульсум сказала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил ложь только в трех случаях! Во время войны, для примирения людей, а также слова мужа жене и слова жены мужу”. Ахмад 6/404. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 545.

Также от Асмы бинт Язид сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ложь недопустима кроме трех случаев: ложь мужа для жены, чтобы сделать ее довольной; во время войны; и ложь, с целью примирения людей». Ахмад 7/459, ат-Тирмизи 1939. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 7723.

Къады Ийяд сказал: “Нет разногласия в том, что в этих трех случаях дозволено лгать!” См. “Икмаль аль-му’лим” 8/77.

В хадисах идет речь о лжи для урегулирования семейных отношений, а не любая ложь мужу жене и жене мужу. Это подтверждается упомянутым хадисом: «ложь мужа для жены, чтобы сделать ее довольной». Также на это значение указывает и другой хадис: Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, есть ли на мне грех, если я солгу своей жене?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах не любит ложь!” Тот сказал: “О посланник Аллаха, я лишь хочу примирения, и сделать ее довольной”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на тебе греха» аль-Хумайди 329. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным, но сказал что хадис мурсаль.

Для примера можно привести слова ученых, какие виды лжи можно использовать между супругами:
Удивительные и полезные примеры лжи между супругами приводил шейх Ибн Баз.
В фатауа «Нурун аля ад-дарб» и «Маджму'у фатауа уа макъалят» он говорил: “Поистине, между мужем и женой бывают проблемы и споры в вопросах одежды, еды, навещении родных и т.п. Так пусть муж говорит: «Я скоро сделаю так и так и куплю то и то» из того, что сделает жену довольной и разрешит спор. И она также пусть говорит во время ссоры: «Я сделаю так и так, я не выйду больше без твоего разрешения», хоть она и знает что сделает не так, однако говорит это чтобы сделать его довольным и разредить спор”.

Это все для пользы, и если ложь в таких ситуациях не приносит вред никому другому, то нет в этом проблем”

Он также сказал: “Например, можно солгать жене в той пользе, что связана с ней или ее семьей, или же она скажет что-то для пользы относительно него и его семьи, в этом благо, нет в этом проблем. Например слова: «Семья твоя тебя любит, очень уважает за твой нрав, характер и т.п.»”

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Дозволено ли лгать жене, которая является расточительной, сказав: “Нет у меня ничего из денег”, чтобы сохранить от пустой траты деньги? Но при этом я ее права и права детей не ущемляю (в расходовании на них)»
Шейх ответил: “Ложь разрешена в трех случаях. Да, дозволено солгать жене для пользы. Также и жене дозволено солгать для пользы, чтобы сохранить семью”. См. “Фатауа аль-Фаузан” № 2606.

Имам ан-Науауи передал: “Что касается лжи жене или мужу, то речь идет о сообщении о любви и обещаний и т.п. А что касается лжи и хитрости для запрещения ее прав или его прав, или же для присвоения не принадлежащего ему или ей, то это харам по единогласному мнению!” См. “Шарх Сахих Муслим” 15/158.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...