Перейти к содержанию

Постановление в отношении того, кто оставил молитву


Рекомендуемые сообщения

بسم الله الرحمن الرحيم

 

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ТОГО, КТО ОСТАВИЛ МОЛИТВУ

 

 

Автор: Абдуллах аль-Бухари

 

 

Перевод: Абу Бакр Татарстани

 

 

 

Оставление молитвы делится на 4 вида:

1) Оставление молитвы и отрицание ее обязательности.

2) Оставление молитвы по забывчивости.

3) Оставление молитвы, признавая ее обязательность, но отказываясь ее выполнять, из-за ненависти к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха).

4) Оставление молитвы из-за лени, халатности или занятости какими-либо мирскими проблемами, но вместе с тем признание ее обязательности.

 

1 — Оставление молитвы и отрицание ее обязательности.

 

Тот, кто попал в это, он неверующий, который вышел из ислама, в соответствии с контекстами Корана и Сунны и единогласным мнением ученых.

Как сказал Шейх уль-ислам ибн Таймия: «Что касается того, кто оставил молитву, не считая ее обязательной для себя, то он — неверующий, согласно контекстам Корана и Сунны и единогласному мнению ученых». См. «Маджму’а аль-фатауа», 40/22.

Сказал ибн Джази аль-Малики: «Если человек оставил молитву, отрицая ее обязательность, то он — неверующий, согласно единогласному мнению ученых». См. «аль-Фикху каунин», 45.

Сказал Уазир ибн Хабира: «Ученые единогласны в том, что тот, на ком лежит обязанность молитвы, а он отрицает ее, то он — неверующий и является обязтельным убить его, как человека оставившего свою религию». См. «аль-Ифсах», 101/1.

Но есть один нюанс, а именно то, что это касается тех, кто вырос среди мусульман. А что касается того человека, который вырос в отдаленном от мусульман месте, или недавно вошел в Ислам и не имевл общения с мусульманами, для того чтобы узнать о постановлениях его религии, то для него есть оправдание, до тех пор, пока он не узнает об обязательности молитвы для себя. Если же после того, как он узнал об обязательности молитвы, он отказался молиться и упорствовал в ее оставлении, то он — неверующий.

 

2 — Оставление молитвы по забывчивости.

 

Сказал Хаттаби: «Что касается такого человека, то он не становится неверующим по единогласному мнению ученых». См. «Ма’алим сунан», 45/7.

 

3 — Оставление молитвы, признавая ее обязательность, но отказываясь ее выполнять, из-за ненависти к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха).

 

Шейх уль-ислам ибн Таймия сказал: «Человек, признающий обязательность молитвы, но отказывающийся ее соблюдать из-за высокомерия или ненависти к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), говоря: „Да я знаю, что Аллах сделал ее обязательной для мусульман и посланник (мир ему и благословение Аллаха) правдив в доведении Корана“. Но затем человек отказывается молиться из-за высокомерия или из-за ненависти к тому, с чем пришел посланник (мир ему и благословение Аллаха), тот этот человек также является неверующим единогласно».

Так как Иблис, который не сделал земной поклон (саджда), когда ему было приказано это сделать, признавал то, что это является обязательным, но отказался его сделать и проявил высокомерие, и стал одним из неверующих. 

И также Абу Талиб признавал правдивость посланника (мир ему и благословение Аллаха) и то, с чем он пришел, но не последовал за ним, защищая свою религию и боясь упрека своего народа. 

Как сказал Всевышний:

 

 

﴿قَدْ نَعْلَمُ إِنَّهُ لَيَحْزُنُكَ الَّذِي يَقُولُونَ فَإِنَّهُمْ لاَ يُكَذِّبُونَكَ وَلَكِنَّ الظَّالِمِينَ بِآيَاتِ اللّهِ يَجْحَدُونَ ﴾

 

«Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя — беззаконники отвергают знамения Аллаха!» (Сура Аль-Ан’ам, аят 33)

А также:

 

 

﴿وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُفْسِدِينَ ﴾

 

«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!» (Сура Ан-Намль, аят 14)

 

4 — Оставление молитвы из-за лени, халатности или занятости какими-либо мирскими проблемами, но вместе с тем признание ее обязательности.

 

В этом вопросе и произошли разногласия, как об этом сказал Шейх уль-ислам ибн Таймия в «Маджму’ аль-фатауа», 98/20. Он говорил, что мусульмане как сегодня, так и раньше никогда не разногласили в отношении того, кто оставил молитву намеренно, отрицая ее, без какого-либо оправдания. Оставление молитвы является одним из великих грехов и этот грех велик и опасен. Совершающий данный грех, подвержен наказанию Аллаха и Его гневу, унижению как в этом мире, так и в мире вечном. Но произошло разногласие между учеными из ахлю-с-сунны уа-ль-джама’а в отношении того человека, который оставил молитву из-за лени или халатности, не отрицая при этом ее обязательности. Как сказал имам Суфьян ибн ‘Уйайна: «Тот, кто оставит столп из столпов веры, то у нас он будет неверующим, но тот, кто оставит молитву из-за лени или халатности, то мы его наказываем и у нас его иман неполный».

Сказал Хафиз Абу ‘Усман Сабуни, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-‘акыдату ссаляф уа ахлюль-хадис», стр 104: «Разногласили ученые в отношении мусульманина, который оставил молитву непреднамеренно. Назвали его неверным Ахмад ибн Ханбаль и многие ученые из наших предшественников. Они вывели его из Ислама в соответствии с достоверным хадисом: «Между рабом и ширком — молитва, кто оставит молитву совершил куфр».

Имам Шафи’и и многие другие ученые из наших предшественников, истолковали хадис, как: «Тот, кто оставил молитву, [отрицая ее обязательность]». Поэтому они взяли другое мнение, а именно, данный человек не становится неверным до тех пор, пока он имеет убеждение, что молитву нужно выполнять. Но является обязательным убить его также, как это является обязательным в отношении оставившего Ислам. Как оповестил Всевышний Аллах о Йусуфе:

 

 

﴿إِنِّي تَرَكْتُ مِلَّةَ قَوْمٍ لاَّ يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَهُم بِالآخِرَةِ هُمْ كَافِرُونَ ﴾

 

«Воистину, я отрекся от религии людей, которые не веруют в Аллаха и не признают Последнюю жизнь». (Сура Йусуф, аят 37).

Для более подробного изучения вы можете вернуться к следующим источникам: «И’тикъаду имматиль аль-хадис», стр. 65-66, шейха Исма’или; «Ибанату ссугра» шейха Ибн Батта, стр. 183; «Таъзыму кадри салят», шейха Марвази, 2/956; «Рисаляту уафияту ли мазхаби ахлю-суннати филь и’тикад уа усулю ддиянати» шейха Абу ‘Амра ад-Дани, стр. 177-248.

Значит, ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а в данном вопросе разделились на два мнения:

Первое: Данный человек совершил большое неверие, которое выводит человека из ислама. На этом мнении ряд сахабов, такие как ‘Умар ибн Хаттаб, ибн Маc’уд, Абу Хурайра и многие другие из сахабов и это мнение большинства имамов, таких как Ибрахим Наха’и, Абу Айуб Сахтиани, ибн Мубурак, Ахмад ибн Ханбаль. И это является мазхабом у ханбалитов, ибн Хабиба у маликитов, и одно из мнений шафи’итов.

Второе: Данный человек не совершил тот вид неверия, который выводит из ислама. Но данный человек фасик (нечестивец), совершивший большой грех. На этом мнении ряд ученых как Макхуль, аз-Зухри, Хаммад ибн Зайд, Уаки’, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и также это мазхаб у маликитов, шафи’итов и некоторые ханбалиты посчитали это мнение более правильным, как ибн Къудама.

Из них есть те, кто сказал, что данному человеку нужно предоставить возможность покаяться, в противном случае ему грозит смертная казнь. Так говорят имамы Малик, Шафи’и, Ахмад, ибн Къудама и большинство наших предшественников, как это сказано в «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи, 2/70.

Также из них есть те, кто сказал, что нужно предоставить возможность покаяться и посадить в тюрьму и бить до тех пор, пока такой человек не начнет молиться. На этом мнении аз-Зухри, Абу Ханифа и его последователи, а также Музни у шафи’итов.

Очень много доказательств привели те, кто на первом мнении. Из них хадис Джабира: «Между рабом и ширком (или неверием) — оставление молитвы». Хадис Бурайды: «Договор, который между нами и ними — молитва, кто оставил ее стал неверным». И эти хадисы явно указывают на правильность первого мнение. Также есть и другие доводы, которые указывают на то, что оставляющий молитву является неверующим, как например, слова Всевышнего: 

 

 

﴿ فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾

 

«Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура ат-Тауба, аят 5)

Всевышний Аллах сделал дозволенным сражение с ними до тех пор, пока они не покаются от неверия, будут выстаивать молитву и выплачивать закят. И когда человек оставляет молитву, он не выполняет то условие, при котором прекращается сражение с ним, и его кровь в таком случае остается дозволенной. Подробнее этот вопрос разбирается в «Шарх кябир», 3/32; «Мугни», 3/352.

Те же, кто на втором мнении (что оставивший молитву из-за лени не вышел из ислама) привелитак же много доводов. Из них:

Слова Всевышнего: 

 

 

﴿إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء﴾

 

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». (Сура ан-Ниса, аят 48)

Оставляющий молитву попадает под желание Аллаха, так как он не придал Аллаху сотоварищей. Значит он не является кафиром.

Также слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделал запретным огонь тому, кто сказал „Ля иляха илля Ллах“ (нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха), желая при этом лика Аллаха».

У каждой из этих групп ученых есть ответы на доводы, которые они приводят друг другу. Но, однако, более правильным мнением, (а Аллах знает лучше), является второе мнение. А это то, что оставивший молитву из-за лени или небрежности, но имеющий убеждение, что она является уаджибом (обязательной), и у него есть намерение ее выполнять в будущем, такой человек не является неверным, а является фасикъом (нечестивецом), совершающим большой грех. И самым сильным доводом этого мазхаба является хадис. который приводится от ‘Убада ибн Самита, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (не относясь легко к их правам) у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора. Если пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в рай». Хадис привел Малик в «Муатта».

Этот хадис явно указывает на то, что тот, кто оставил молитву из-за лени или небрежности заходит под желание Аллаха и этим самым он является мусульманином, а не неверным. 

Этот хадис назвали достоверным:

1 — Хафиз ибн Ассакни в «Фатх уль-Бари» ибн Хаджара аль-Аскалани (203/12)

2 — Хафиз ибн Хиббан там же.

3 — Хафиз ибн ‘Абдульбарр в «Тамхиде» (288-289/23) 

4 — Хафиз Ан-Науауи в «Хуласа» (246-249/1)

5 — Хафиз Джамалуддин аль-Муради аль-Макдиси в «Кифаяти мустакни’ лиадилла-ти алмукни’» (171/242/1)

6 — Хафиз ибн Мулаккин там же.

7 — Хафиз аль-‘Ираки в «Тархи тасриб» (147/1)

8 — Хафиз ибн Хаджар В «Фатх» (203/12)

9 — Хафиз Шамсуддин Сахауи в книге "Аджуибату мардыя фима суила ассахауи ‘анху минелахадис набауиа«(819/2)

10 — Хафиз Суюти в «Джаами’ сагир» (452-453\3946 и 3947\3)

11 — Альбани в «Сахих сунан абудауд» (Китабуль кабир — 302\452\2)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...