Перейти к содержанию

1 - Книга очищения


Рекомендуемые сообщения

1 - Глава: Об удалении от посторонних глаз при справлении нужды

 

1 - Передают со слов Мугиры ибн Шу‘ба: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выходил для справления нужды, он уходил далеко». Также этот хадис передали ад-Дарими 660, ан-Насаи 17, Ибн Маджах 331 и ат-Тирмизи 20, который сказал: «Хороший достоверный хадис», аль-Хаким 1/236, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис / хасан сахих /». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4724, «Сильсиля ас-Сахиха» 1159.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

2 - Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллы: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел справить нужду (на открытом месте), уходил так далеко, что никто не мог его видеть». Также этот хадис передал Ибн Маджах, 335. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 2; «Мишкат аль-Масабих», 344.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
2 - Глава о человеке, приготовившем место для справления малой нужды
 

3 - Абу-т-Таййах сообщил нам от одного шейха, который сказал: «Когда ‘Абдуллах ибн ‘Аббас прибыл в Басру, он услышал о том какие вещи рассказывают про Абу Мусу, и поэтому ‘Абдуллах написал ему (письмо), где он спрашивал его о некоторых вещах. В ответ Абу Муса написал ему: “Однажды я был в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он захотел справить малую нужду. Он вышел на мягкое место у основания стены и помочился, а затем сказал: “Если кто-то из вас захочет справить малую нужду *, то пусть выбирает для этого (подходящее) место (чтобы на него не попадали брызги мочи)». Шейх аль-Альбани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд», 1; «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир», 319; «Мишкат аль-Масабих», 345; «Сильсиля ад-Да’ифа уа-ль-мауду’а», 2320. Также этот хадис передали Ахмад, 4/396; ат-Тайалиси, 519; аль-Байхакъи, 1/93; аль-Хаким, 3/528, который сказал: «Достоверный хадис» и с ним согласился аз-Захаби.
____________________________________________
* То есть помочиться. (прим. пер.)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

3 - Глава: Что говорит человек, когда заходит в отхожее место
 

4 - Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заходил в отхожее место»

Мусаддад (один из передатчиков этого хадиса - прим. пер.) сказал: «Передают со слов Хаммада (ибн Зайда) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, я прибегаю к Твоей защите» /Аллахумма инни а‘узу бика/.
 

Мусаддад также передал от ‘Абд-аль-Уариса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прибегаю к Аллаху от шайтанов мужского и женского пола *» [А‘узу би-Лляхи мин-аль-хубуси уа-ль-хабаиси]. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». Также этот хадис передали аль-Бухари 142, Муслим, 375, Ахмад 3/99, 101 и 282, ат-Тирмизи 5, ан-Насаи 10 и Ибн Маджах 296 и ад-Дарими. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис Анаса – самое достоверное сообщение в этой главе». См.: «‘Аун аль-Ма‘буд».
________________________________________________
* Арабский термин использованный в хадисе относится к джиннам мужского (хубус) и женского пола (хабаис). Ибн Хаджар аль-‘Аскалани сказал: «Хубус - множественное число от хабис, а хабаис - множественное число от хабиса, что означает шайтанов мужского и женского пола, как сказали об этом аль-Хаттаби, Ибн Хиббан и другие». См. Фатху-ль-Бари, т. 1, с. 243.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 - Передают со слов ‘Абдаль ‘Азиза, он же Ибн ас-Сухайб, от Анаса ибн Малика этот же хадис, (в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите» [Аллахумма инни а‘узу бика].

 

Шу‘ба сказал: «Другой раз он сказал: “Прибегаю к защите Аллаха» [А‘узу би-Ллях].
 

Уухайб передал со слов ‘Абдаль ‘Азиза (о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «Пусть прибегает к защите Аллаха». Шейх аль-Альбани сказал: «Отклоненный хадис /шазз/». *
________________________________________________
* Слово “шазз” в качестве термина используется для обозначе­ния, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более вы­соким авторитетом. “Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный пе­редатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же бес­пристрастный передатчик, не отличавшийся большой точно­стью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подра­зумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдаётся в виду того, что он отличался большей точно­стью, или же потому, что переданный им хадис передаёт боль­ше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине". Подробнее см.: М. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 - Сообщается, что Зайд ибн Аркам сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:Воистину, эти места справления нужды посещаются (шайтанами). И (поэтому) когда кто-то из вас придет туда, пусть скажет: “Прибегаю к Аллаху от шайтанов мужского и женского пола”» [А‘узу би-Лляхи мин-аль-хубси уа-ль-хабаиси]. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». Также этот хадис передали Ибн Маджах и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 - Глава: О нежелательности поворачиваться в сторону киблы при справлении нужды

7 - Сообщается, что Салман (аль-Фариси) сказал, что (однажды) у него спросили: «Правда ли что ваш пророк обучил вас всему, и даже тому, как справлять нужду?». (Салман) сказал: «Да. Он запретил нам поворачиваться в сторону киблы при справлении большой или малой нужды, подмываться правой рукой, использовать для очищения (после справления нужды) меньше трех камней и очищаться навозом и костями». Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

8 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, для вас я, подобен отцу обучающему вас! (И поэтому) когда кто-то из вас отправится справить нужду, пусть не поворачивается в сторону киблы ни лицом, ни спиной! И он велел (очищаться) тремя камнями и запрещал использовать при этом помет и кости». Шейх аль-Альбани сказал: «Хороший хадис /хасан/».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 - В риуаяте от Абу Аййуба сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы отправитесь в отхожее место, то не поворачивайтесь в сторону киблы, справляя как большую, так и малую нужду. Однако поворачивайтесь в сторону востока или запада». И когда мы отправились в аш-Шам, то нашли, что там туалеты были построены в направлении киблы, и мы отворачивались от нее и просили Аллаха о прощении". Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». Также этот хадис передали аль-Бухари, 144 и 394; Муслим, 264; Ахмад, 5/414, 416, 417 и 421; ат-Тирмизи, 8; ан-Насаи, 12-23 и Ибн Маджах, 318.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 недель спустя...

10 - Сообщается, что Ма’къиль ибн Абу Ма’къиль аль-Асади сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам поворачиваться в сторону двух къиблов (1) во время справления малой (мочеиспускания) и большой нужды (испражнении)».

 

Абу Дауд сказал: «Абу Зайд (один из передатчиков этого хадиса) был вольноотпущенником Бану Са’ляба». Шейх аль-Альбани сказал: «Неприемлемый хадис /мункар/». (2) Этот хадис является неприемлемым.

 

Абу Зайд (один из передатчиков этого хадиса - прим. пер.) не известен, как об этом сказали аль-Мадини и другие.

Абу Дауд промолчал (о степени достоверности) этого хадиса и за ним последовал аль-Мунзири в «Мухтасаре».

Слова аль-Мадини процитировал аль-Хафиз в «Тахзиб ат-Тахзиб», а в «Мухтасар ат-Такъриб» он сказал: «Говорят, что его зовут аль-Уалид. Он неизвестен».

Аз-Захаби в «Мухтасар Сунан аль-Байхакъи» сказал: «Не известно, кто он такой», и поэтому Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» сказал: «Хадис слабый, так как в нём присутствует передатчик, положение которого неизвестно».

Из вышесказанного становится ясно, что слова ан-Науауи в «аль-Маджму’» 2/80: «Его иснад хороший» — (ошибочны), поскольку он был введён в заблуждение молчанием (об этом хадисе) Абу Дауда, так как хадис не является хорошим. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд», 1/11-12.

________________________________________________

(1) То есть,в сторону Заповедной мечети в Мекке и мечети аль-Акъса в Иерусалиме (прим. пер.).

(2) Ученые давали хадисам, от­носящимся к этой категории, различные определения: 1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявше­го небрежность или известного своим нечестием. 2. Это такой хадис, который передавал слабый передат­чик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия. Подробнее см. Д-р. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

11 - Сообщается, что Маруан аль-Асфар сказал: «Я видел, как Ибн ‘Умар заставил свою верблюдицу опуститься на колени (1), затем сел и помочился повернувшись в сторону къиблы. Я сказал: “О Абу ‘Абдур-Рахман (2)! Разве это не запрещено?”. Он ответил: “Конечно! Однако этот запрет касается (только) открытой местности, а если есть что-то между тобой и къиблой, то в этом нет ничего страшного”». Также этот хадис передали Ибн Хузейма, 60; ад-Даракъутни, 166; аль-Байхакъи, 1/92; аль-Хаким, 1/256, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис /хасан/». См. «Мишкат аль-масабих», 373; «Ируауль-гъалиль», 61. Его иснад хороший, передатчики — от которых передаются хадисы в «Сахихе». Хорошим также назвали его аль-Хазими и аль-Хафиз в «Фатхуль-Бари», а ад-Даракъутни, аль-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/33.

____________________________________________

(1) То есть он сошёл с неё. (прим. пер.)

(2) Абу ‘Абду-р-Рахман – кунья Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 - Глава: О дозволенности этого

(о допустимости поворачиваться в сторону къиблы при справлении нужды)

 

12 - Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «(Однажды) когда я поднялся на крышу дома, я увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, справлял нужду (сидя) на двух саманных кирпичах, повернувшись в сторону “Байту-ль-Макъдис*». Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его в своих «Сахихах» как и Абу ‘Ауана, а ат-Тирмизи подтвердил его достоверность. См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/35. Также этот хадис передали Малик, 456; Ахмад, 2/41; аль-Бухари, 145; Муслим, 266; ан-Насаи, 1/23-24 и в «Сунан аль-Кубра», 22; Ибн Маджах, 323; ат-Тирмизи, 11; Ибн Хиббан, 1421; аль-Байхакъи, 1/92.

____________________________________________

* Имеется в виду третья святыня Ислама, мечеть аль-Акъса, которая находится в Иерусалиме. (прим. пер.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 - Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам поворачиваться в сторону къиблы во время справления малой нужды, и я видел, как за год до своей смерти он поворачивался в ее (къиблы) сторону (справляя нужду)». Шейх аль-Альбани сказал: «Хороший хадис /хасан/». Его иснад является хорошим и хорошим также назвали его ат-Тирмизи, аль-Баззар и ан-Науауи. Достоверным его назвали аль-Бухари, Ибн ас-Сакан * и аль-Хаким, с которым согласился аз-Захаби. Также его передали в своих «Сахихах» Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/36.Также этот хадис передали Ахмад, 1/3; Ибн Маджах, 325; Ибн Хузайма, 57; Ибн Хиббан, 1420; аль-Байхакъи, 1/92; ад-Даракъутни, 22 и ат-Тирмизи, 9, который сказал: «Хороший неизвестный хадис».

____________________________________________

* Ибн ас-Сакан Са’ид ибн ‘Усман ибн Са’ид аль-Мисри, имам, хафиз. Родился в 294-году по хиджре. Был родом из Багдада и после долгих путешествий по территории между реками Джайхун и Нил, поселился в Египте. Изучал хадисы у многих знатоков, в том числе и Абу Джа’фара ат-Тахауи. Скончался в мухарраме в 353-м году по хиджре. См. «Сияр а’лям ан-нубаля'», 31/133-134.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 - Глава о том, как следует раздеваться при справлении нужды
 

14 - Передают со слов Ибн ‘Умара: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел справить нужду, он не поднимал свою одежду, пока не опускался ближе к земле». Также этот хадис передали ат-Тирмизи, 14 и ад-Дарими, 666. Абу Дауд сказал: «Этот хадис передал ‘Абду-с-Салям бин Харб от А’маша, от Анаса ибн Малика и он является слабым». Абу ‘Иса ар-Рамли сказал: «Рассказал нам Ахмад ибн аль-Уалид, рассказал нам ‘Амр ибн ‘Аун, сообщил нам ‘Абду-с-Салям». Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир», 4652; «Мишкат аль-масабих», 346.

Хадис достоверный. Аль-Байхакъи передал его с достоверным иснадом, а ас-Суюты подтвердил его достоверность. Абу Дауд назвал его слабым по двум путям передачи. Первый из-за того, что в нём есть передатчик не названый по имени, а второй — из-за разрыва в цепочке.

Ат-Тирмизи сказал: "Оба хадиса являются отосланными /мурсаль/".

Говорят, что аль-А’маш не слышал ничего ни от Анаса, ни от других сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но он смотрел на Анаса и сказал: «Я видел, как он совершал молитву…» и передал от него рассказ о молитве.

Аль-Мунзири сказал: «Абу Ну’айм аль-Асбахани сообщил, что аль-А’маш видел Анаса ибн Малика и Ибн Абу ‘Ауфа и слышал от них (хадисы), и то, что сказал ат-Тирмизи хорошо известно».

Я (шейх аль-Албани – прим. пер.) говорю: "Однако этот хадис является достоверным, и его передал аль-Байхакъи по пути передачи …. от Ибн ‘Умара … и этот иснад является достоверным". Подробнее см. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/38-39.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 – Глава: О том, что порицается разговаривать во время справления нужды
 

15 - Сообщается, что Хилял ибн ‘Ияд сказал: «(Однажды) Абу Са’ид (аль-Худри) рассказал мне: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Пусть не уединяются двое из вас (для справления нужды), обнажив свой аурат, и разговаривая друг с другом. Поистине, Аллаху Великому и Всемогущему ненавистно это». Также этот хадис передали Ахмад, 3/36; Ибн Маджах, 342 по цепочке ‘Икримы ибн ‘Аммара и Ибн Хузайма в своем «Сахихе», 1/39, текст которого соответствует тексту Абу Дауда; аль-Хаким, 1/157-158; аль-Байхакъи, 1/99-100.

Абу Дауд сказал: «Не передавал этот хадис никто, кроме ‘Икримы ибн ‘Аммара *».

Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».

Эти слова Абу Дауда указывают на слабость этого хадиса. Аль-Аджурри передал слова Абу Дауда: «‘Икрима ибн ‘Аммар является заслуживающим доверия, но в его хадисах от Яхйи ибн Абу Касира есть путаница». Слабым этот хадис посчитали аль-Мунзири и Ибн ат-Турукмани из-за неизвестности Хиляла ибн Ияда. См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/40.

Шейх аль-Альбани сначала считал этот хадис слабым, но впоследствии пересмотрев это заключение назвал его достоверным как и предшествующие имамы, среди которых Ибн аль-Къаттан и Ибн ас-Саккан. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха», 3120.

____________________________________________

* ‘Икрима ибн ‘Аммар – (один из передатчиков этого хадиса и) был из числа имамов. Ибн Ма’ин и аль-‘Иджли сказали, что он является заслуживающим доверия. Аль-Бухари, Ахмад и ан-Насаи высказывались относительно его риуаятов от Яхйи ибн Абу Касира, а Ахмад – относительно (риваятов) от Иййаса ибн Салямы. См. «‘Аун аль-Ма’буд».

 

 

Исходя из этого хадиса, многие полагают, что в туалете запрещено говорить в независимости от того, справляет человек нужду или же зашел для иной цели, к примеру, починить слив. Иные пошли еще дальше, и запрещают говорить на всей территории, где находятся отгороженные кабинки туалетов. Есть и те кто, заходя в ванную, перестают говорить, и начинают изъясняться знаками, в то время как запрет касается лишь на разговор во время справления нужды.

 

Правоведу этого столетия, шейху Ибн ‘Усаймину (да смилуется над ним Аллах) задали вопрос: “Какого суждение разговора в уборной, не во время справления нужды?.

 

Ответ: “Нет проблем, особенно тогда, когда в этом есть необходимость, поскольку нет прямого указания на запрет этого. Запрет пришел на то, когда двое отходят для справления нужды, располагаются рядом и разговаривают, а просто разговор в помещении для справления естественных надобностей, нет на это запрета”. Сл. “аль-Баб аль-мафтух”, 171b файл (00:03:25).

 

Разговор во время справления нужды разрешен при необходимости.

 

Шейх ‘Абд аль-Мухсин аль-‘Аббад (да хранит его Аллах) сказал: “… Но чтобы двое справляли нужду и вели разговор, как будто для того и собрались, то это неправильно и не достойно. Напротив, человек обязан во время отправления нужды воздерживаться от разговоров, и поминания Аллаха, но если появится необходимость в разговоре, то пусть говорит в пределах необходимого”. Сл. «Шарх Сунан Аби Дауд», №4 файл (01:16:00).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 - Глава: Следует ли отвечать на приветствие при справлении малой нужды?
 

16 - Передают со слов Нафи’а о том, что Ибн ‘Умар сказал: «Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, справлял малую нужду, мимо него прошёл один человек, который обратился к нему со словами приветствия, но он не ответил (на его приветствие)». Также этот хадис передали Муслим, 370; Абу ‘Ауана, 1/215; ат-Тирмизи, 90, который назвал его достоверным, ан-Насаи 1/25, Ибн Маджах  353, Ибн Хузайма, 72; аль-Байхакъи, 1/99; Ибн Абу Шейба, 26250.

Абу Дауд сказал: «В другом риуаяте, также переданном от Ибн ‘Умара и других сообщается: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил таяммум *, а затем ответил этому человеку на его приветствие”». Шейх аль-Альбани сказал: «Хороший хадис /хасан/». См. «Ируауль-гъалиль», 54. Его иснад хороший и соответствует условиям Муслима. О ад-Даххаке ибн ‘Усман учёные высказывались по причине плохой памяти, но его хадисы не опускаются ниже степени хороших. Муслим и Абу ‘Ауана передали его в своих «Сахихах» а ат-Тирмизи подтвердил его достоверность. См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/44-45.

________________________________________________

* Таяммум – очищение песком или землей. См. "Глава об очищении песком /таяммум/". (прим. пер.)

 

 

В этом хадисе содержится указание на то, что поминать Аллаха во время справления нужды запрещено, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  не ответил на приветствие из-за справления нужды, хотя известно, что отвечать на приветствие является обязательным. См. «Нейль аль-аутар», 1/119.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 - Сообщается, что однажды Мухаджир ибн Къунфуз пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот мочился и поприветствовал его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил ему, пока не совершил омовение. Затем он извинился перед ним и сказал: «Поистине не люблю я поминать Аллаха * кроме, как будучи чистым», или он сказал: «В состоянии очищения». Также этот хадис передали Ахмад, 4/345, 5/80; ад-Дарими, 2/278; ан-Насаи, 1/37; Ибн Маджах, 350; Ибн Хиббан, 803 и аль-Хаким, 1/272, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима». От аль-Хакима его передал аль-Байхакъи, а Ибн Хузайма, (206) подтвердил его достоверность. У ан-Насаи и ад-Дарими отсутствуют слова «Поистине, я не люблю …». Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/. См. «Сильсиля ас-сахиха»,  834; «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир», 2472; «Мишкат аль-масабих», 467. Его иснад достоверный в соответствии с условиями Муслима. Ибн Хиббан, аль-Хаким,  аз-Захаби и ан-Науауи назвали его достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/45.

________________________________________________

* Слово “Салям” (мир), являющееся составной частью мусульманского приветствия (Ас-саляму ‘алейкум, уа рахматуЛлахи, уа баракатуху), является также одним из имён Аллаха. См. Ан-Науауи, «аль-Азкар», пер. В. Нирша.

 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 - Глава: О человеке, который поминает Всевышнего Аллаха без очищения
 

18 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Великого и Всемогущего Аллаха, всегда». Также этот хадис передали Ахмад, 6/70 и 153; Муслим, 373; Абу ‘Ауана, 1/217; ат-Тирмизи, 3384; Ибн Маджах, 302, 153 и 278; Ибн Хузайма, 209; аль-Байхакъи, 1/90; Абу Я’ля, 4699. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сильсиля ас-сахиха», 406; «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир», 4943; «Мишкат аль-масабих», 456. Его иснад достоверный и соответствует условиям Муслима. Муслим, Ибн Хиббан и Абу ‘Ауана передали его в своих «Сахихах», а ат-Тирмизи назвал его хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/47.

________________________________________________

 

Имам Ибн аль-Мунзир, приведя хадис: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха всегда», сказал: “Поминание Аллаха может быть посредством чтения Корана, а может быть и другим способом. Но раз упоминается в хадисе слово «зикр», то не дозволено кому-либо запрещать читать Коран, если пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не удерживало поминание Аллаха в любое время!”. См. “аль-Аусат”, 2/100.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

10 - Глава: О вхождении в отхожее место, имея при себе перстень,

на котором выгравировано имя Аллаха

 

19 - Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заходил в отхожее место, он снимал свой перстень». Также этот хадис передали ат-Тирмизи, 1746 и в «аш-Шамаиль», 94; ан-Насаи, 1/178; Ибн Маджах, 303; Ибн Хиббан, 1413; аль-Хаким, 1/298; Абу Я’ля, 3543.

 

Абу Дауд сказал: «Этот хадис относится к категории неприемлемых /мункар/, и известно от Ибн Джурейджа, передавшего со слов Зияда ибн Са’да, передавшего со слов аз-Зухри, который передал от Анаса: “У пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был перстень из серебра и позже он выбросил его”. Аль-Хаммам (один из передатчиков этого хадиса) ошибся в нем, и никто не передавал этот хадис (с этим текстом) кроме него».

 

Шейх аль-Альбани сказал: «Неприемлемый хадис /мункар/». См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир», 4390; «аль-Мишкат аль-масабих», 343.

 

Большинство учёных назвали этот хадис слабым.

 

Аль-Хаким ошибся сказав: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший неизвестный /гъариб/ хадис», но это отвергал ан-Науауи, который сказал: «Большинство учёных назвали этот хадис слабым и то, что говорит ат-Тирмизи, противоречит этому». Подробнее см. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/13-14.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 – Глава: Очищение от мочи

 

20 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо двух могил и сказал: “Поистине, они * подвергаются мукам, и они подвергаются мукам не из-за больших  грехов. Что касается этого, то он не очищал себя от своей мочи, а что касается этого (второго), то он распространял слухи (намима)”. Затем он попросил принести ему свежую, голую пальмовую ветвь, разломал ее пополам и после чего воткнул одну часть на одну могилу и одну на другую и сказал: “Возможно, что это облегчит им наказание, пока (эти ветки) не высохнут”». Также этот хадис передали Ахмад, 1/225; аль-Бухари, 216, 218; Муслим, 292; ат-Тирмизи, 70; ан-Насаи, 1/28-30 и в «Сунан аль-Кубра», 27; Ибн Маджах, 347; Ибн Хиббан, 3128; аль-Баззар, 4846; аль-Байхакъи, 1/104; Ибн Абу Шейба, 12164. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир», 5088; «Ируауль-гъалиль», 178; «Мишкат аль-масабих», 338. Его иснад достоверный и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима, которые, как и Абу ‘Ауана передали в своих «Сахихах», а ат-Тирмизи подтвердил его достоверность. См. «Сахих Аби Дауд», 1/48.

 

Ханнад (один из передатчиков этого хадиса - прим. пер.) сказал «ограждать» вместо «очищать».

____________________________________________

* То есть обитатели этих двух могил (прим. пер.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 - Со слов Ибн ‘Аббаса передают хадис с таким же смыслом, (в котором сообщается) что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он не предохранялся от своей мочи». Также этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу ‘Ауана, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, аль-Байхакъи и Абу Ну’айм в «аль-Мустахридж ‘аля ас-Сахих».

 

А Абу Му’ауия * сказал: «… (не) очищался». Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. предыдущий хадис.

_________________________________________________

 

* Один из передатчиков этого хадиса. (прим. пер.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

22 - Сообщается, что ‘Абду-р-Рахман ибн Хасана (1) сказал: «(Однажды) я и ‘Амр ибн аль-‘Ас отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он вышел держа (в руке) кожаный щит. Затем он прикрылся им и помочился. Мы сказали: “Посмотрите на него, он справляет нужду подобно женщине” (2). (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) услышал это и сказал: “А разве вы не знаете, что случилось с одним человеком из числа Бану Исраиль? Когда моча попадала на них, они вырезали то место, куда попадала моча, а он запрещал им делать так, за что был подвергнут наказанию в своей могиле”». Также этот хадис передали Ахмад, 4/196; ан-Насаи, 1/26-27 и в «Сунан аль-Кубра», 26; Ибн Маджах, 346; Ибн Хиббан в своем «Сахихе», 3127; аль-Байхакъи, 1/104; Абу Я’ля, 932; Ибн Абу Шейба, 12165 и аль-Хаким, 1/294, который сказал: «Достоверный хадис в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани сказал: «Хадис ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана достоверный (сахих). Риуаят Мансура со слов Абу Уаиля от Абу Мусы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: “кожа одного из них…” - достоверный-прерванный (сахих маукъуф) (3). Риуаят ‘Асыма сообщившего со слов Абу Уаиля, от Абу Мусы передавшего слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует “… тело одного из них”» - неприемлемый (мункар)». См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир», 1315; «Мишкат аль-масабих», 371; «Сахих ат-Таргъиб уа-т-тархиб», 162. Его иснад достоверный и соответствует условиям аль-Бухари. Аль-Хаким и аз-Захаби подтвердили его достоверность, сказав, что он соответствует условиям аль-Бухари и Муслима и это так, как они сказали. Аль-Хафиз в «Фатхуль-Бари», (1/261) сказал: «Это достоверный хадис, и достоверным его назвали ад-Даракъутни и другие». См. «Сахих Сунан Абу Дауд», 1/50.

Абу Дауд сказал: «Мансур сообщил со слов Абу Уаиля, что Абу Муса в этом хадисе сказал: “кожа одного из них…”.

‘Асым сообщил со слов Абу Уаиля, от Абу Мусы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “… тело одного из них”.
________________________________________________

(1) ‘Абду-р-Рахман ибн Хасана – его звали ‘Абду-р-Рахман ибн ибн ‘Абдуллах ибн аль-Мата’ аль-Кинди. Он был союзником племени бани Зухра, братом Шурахбиля ибн Хасаны, а Хасана была его матерью. Об этом сообщил аль-Хафиз. От него передавал хадисы Зайд ибн Уахб. Подробнее см. Мухаммад ибн ‘Али аль-Атьюби, «Шарх Сунан ан-Насаи», 1/490-491.
(2) Те, кто это сказал, были из числа сподвижников. Они сказали это не издеваясь, а из-за удивления, так как во времена джахили, от которого они были недалеки, у них было принято, что мужчина справлял малую нужду стоя. См. Мухаммад ибн ‘Али аль-Атьюби, «Шарх Сунан ан-Насаи» 1/492.
(3) «Маукъуф» (прерванный) – сообщение, цепочка рассказчиков которого восходит до сподвижника пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Поскольку все сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заслуживают доверия, прерванные хадисы имеют юридическую силу (прим. пер.).
Слово “маукъуф” является причастием страдательного за­лога от глагола “уакъафа” – останавливаться. Возможно, вы­бор такого названия для данной категории хадисов объясняет­ся тем, что при передаче этого хадиса передатчик как бы оста­новился на имени сподвижника и не стал передавать иснад дальше. В качестве термина слово “маукъуф” используется для обозначения слов (къауль), действий (фи‘ль) или невысказан­ного одобрения, относимого к кому-либо из сподвижников. См. Д-р. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 - Глава о справлении малой нужды стоя
 

23 - Сообщается, что Хузайфа 1 сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отошел на место, куда люди сбрасывали мусор, и помочился стоя. Затем он попросил воды (для омовения) и обтёр свои кожаные носки (хуффайн)». Также этот хадис передали Ахмад 5/382 и 402, аль-Бухари 224, Муслим 273, Абу ‘Аeана в своём «Сахихе» 1/197, ат-Тирмизи 13, ан-Насаи 1/25 и в «Сунан аль-Кубра» 18, Ибн Маджах 305, ад-Дарими 668, Ибн Хузайма 52, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 1424, аль-Хаким 1/290, аль-Баззар 2863, аль-Байхакъи 1/100, ат-Табарани в «ас-Сагъир» 752, ‘Абду-р-Раззакъ 751, Ибн Абу Шейба 1318, ат-Таялиси 406. У Ибн Маджи и ад-Дарими отсутствует дополнение к хадису, как и у аль-Бухари. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Мишкат аль-масабих» 364, «Ируауль-гъалиль» 57. Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его в своих «Сахихах». Дополнение к хадису соответствует условиям аль-Бухари и приводится у Муслима.

 

Абу Дауд сказал: «Мусаддад сказал: “(Хузайфа) сказал: “И я стал отходить от него, но едва он подозвал меня, и я (сразу же) оказался у его пяток”».

_________________________________________________

 

(1) Хузайфа ибн аль-Йаман как и его отец, который стал шахидом во время битвы при Ухуде, был сподвижником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В «Сахихе» Муслима сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил его тому, что было раньше и тому, что произойдёт перед наступлением Часа. Он передал сто хадисов. От него передавали хадисы Абу Туфайль, аль-Асуад ибн Язид, Зайд ибн Уахб, Раби’ ибн Хураш. Скончался в Мадаине в первые дни правления ‘Али в 36 г.х. ‘Амр ибн ‘Али сказал: «Это произошло через сорок дней после убийства ‘Усмана ибн ‘Аффана». См. Мухаммад ибн ‘Али аль-Атьюби, «Шарх Сунан ан-Насаи» 1/223.

_________________________________________________

 

Учёные разошлись во мнениях относительно дозволенности мочиться стоя.

 

Сообщается, что ‘Аиша сказала: «Если кто-то будет вам рассказывать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мочился стоя, то не верьте ему. Не мочился он кроме как сидя». Этот хадис передали Ахмад 1/136, 192, 213, ат-Тирмизи 12, ан-Насаи 1/11, Ибн Маджах 307, ат-Тайалиси 1/45, Абу ‘Ауана в своем «Сахихе» 1/198, аль-Хаким 1/181, аль-Байхакъи 1/101. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» 201, «аль-Ируаъ» 57, «Мишкат аль-масабих» 365.

 

О запретности мочиться стоя есть еще хадисы, но они являются недостоверными.

 

В это число входит хадис, который передали ат-Тирмизи (12), Ибн Маджах (308) и аль-Байхакъи (1/102) со слов ‘Умара, который сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел меня, когда я мочился стоя и он сказал: “О ‘Умар, не мочись стоя!”. И я не мочился стоя после этого». Ат-Тирмизи сказал: «‘Абдуль-Карим ибн Абуль-Мухарик возвёл этот хадис к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но он по мнению хадисоведов является слабым (передатчиком), и слабым его назвал Аййуб ас-Сахтияни».

 

Также в это число входит хадис, который передал Ибн Маджах (309) со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мочиться стоя». В иснаде этого хадиса есть ‘Ади ибн аль-Фадль в слабости которого были единогласны учёные-хадисоведы. Аль-Хафиз в «ат-Такъриб» сказал, что его хадисы не принимаются (матрук 2).

 

Однако хадис переданный со слов ‘Аиши является достоверным и поэтому учёные сказали, что мочиться стоя нежелательно, если для этого нет оправдания, и это является нежелательным, но не запретным (деянием).

 

Ибн аль-Мунзир в «аль-Ишраф» сказал: «(Учёные) разошлись во мнениях относительно дозволенности мочиться стоя. Подтверждено, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Зайд ибн Сабит, Ибн ‘Умар, Сахль ибн Са’д мочились стоя. То же самое передаётся об Анасе, ‘Али и Абу Хурайре, и таким же образом поступали Ибн Сирин и ‘Уруа ибн аз-Зубайр. Порицали это Ибн Мас’уд, аш-Ша’би и Ибрахим ибн Са’д. Ибрахим считал, что нельзя принимать свидетельство того, кто мочится стоя».

 

Ибн аль-Мунзир также сказал: «Если человек мочится в том месте, где на него попадают брызги мочи, то это делать нежелательно (макрух), а если брызгов нет, то нет в этом ничего плохого, как об этом сказал Малик».

 

Ибн аль-Мунзир также сказал: «Для меня предпочтительней мочиться сидя, но стоя это также дозволено. Всё это подтверждено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/93.

_________________________________________________

 

(2) Слово “матрук” является причастием страдательного за­лога от глагола “тарака” (оставлять). В качестве термина это слово употребляется для обозна­чения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя пе­редатчика, обвиняемого во лжи. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам: а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным осново­положениям; б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка. См. Д-р. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 - Передают со слов Хукаймы бинт Умаймы бинт Рукъаййи о том, что ее мать * сказала: «У пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под кроватью находился деревянный сосуд, в который он мочился ночью». Также этот хадис передали ан-Насаи 1/31, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 1426, аль-Хаким 1/272, аль-Байхакъи 1/99. Шейх аль-Альбани сказал: «Хороший достоверный хадис/хасан сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4832, «Сильсиля ас-сахиха» 6/53, «Мишкат аль-масабих» 362. Хадис достоверный. Аль-Хаким сказал: «Иснад хадиса достоверный» и с ним согласился аз-Захаби. Также его достоверным назвал Ибн Хиббан. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/53.

_________________________________________________

 

* Её звали Рукъаййа бинт Абу Сайфи ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф. От неё передавали хадисы Мухаммад ибн аль-Мункадир, её дочь Хукайма бинт Умаййа. Её хадисы передавали Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджах. См. Б. аль-‘Айни, «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/97.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...