Перейти к содержанию

1 - Книга "Начало откровений"


Рекомендуемые сообщения

  • 2 недели спустя...

Шейх - имам, аль-Хафиз Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим аль-Мугира аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал:
 

Глава – 1

 

О том, как начали ниспосылаться откровения посланнику Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, и слова Аллаха, да возвысится поминание Его:

 

«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому,

как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него»

(Сура 4, «ан-Ниса'», 163)
 

 

1 – Нам рассказал Йахйа ибн Са‘ид аль-Ансари, сказавший, рассказал мне Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тайми о том, что он слышал, как ‘Алкама ибн Уаккас ал-Лайси говорил: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, будучи на минбаре сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение (1) к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его (2), переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться (3), переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся (4)”». См. также хадисы №№ 54, 2529, 3898, 5070, 6689, 6953. Также этот хадис передали Муслим, 1907; Абу Дауд, 2201; ат-Тирмизи, 1647; ан-Насаи, 1/59-60; Ибн Маджах, 4227; Ахмад, 1/43.

 

_____________________________

 

(1) - Речь  идёт о  хиджре - переселении  мусульман  из  Мекки в Медину ради сохранения своей религии.

(2) - То есть:  воздаянием  тому,  кто  покинет страну неверных только ради Аллаха, послужит награда Аллаха  и  возможность общения с Его посланником в этом мире или в мире ином.

(3) - Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в  Медину. Значение  этого  и  многих  других  хадисов,  где речь  также  идёт  о  намерениях,  состоит  в том,  что  в них сформулирован важнейший принцип,  в  соответствии  с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые  или  дурные  дела  как таковые,  но  в  первую очередь за то,  каким  было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело,  поскольку  многие поступки,  внешне являющиеся хорошими,  на  самом  деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

(4) - Это значит,  что  человек,  сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину),  не  получит  за  это  награды  в  мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни.

_____________________________

 

Все улемы сходились на том, что этот хадис занимает важное место, имеет большое значение и относится к числу хадисов, которые составляют основу ислама, а наши праведные предшественники и их последователи, да помилует их Аллах, любили начинать свои труды с этого хадиса, желая обратить внимание читателей на важность благих намерений.

 

Нам передали, что имам Абу Са‘ид ‘Абд ар-Рахман бин Махди, да помилует его Аллах, сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу».

 

Абу Сулейман аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, сказал: «Каждому начинаемому религиозному делу предшественники из числа наших шейхов любили предпосылать хадис, в котором сказано: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям...”, поскольку необходимость в этом ощущается в любом деле».

 

Дошло до нас, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Человек будет храним (Аллахом) лишь в той мере, в какой намерение его (является благим)».

 

Кто-то другой сказал: «Людям даруется (удел их) лишь в той мере, в какой намерения их (являются благими)».

 

Нам передали, что Абу ‘Али аль-Фудайл бин ‘Ийад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Отказ от совершения дел из-за людей является делом, совершаемым напоказ, совершение дел ради людей есть проявление многобожия, а искренность ты проявляешь тогда, когда Аллах избавляет тебя и от того, и от другого».

 

Имам аль-Харис аль-Мухасиби, да помилует его Аллах, сказал: «Правдив тот, кто ради сохранения праведности своего сердца не обратит внимания на то, что всякое уважение к нему покинуло сердца людей, не желает, чтобы люди узнавали даже о самых незначительных его добрых делах, и не имеет ничего против того, чтобы они узнавали о его дурных делах».

 

Хузайфа аль-Мар‘аши, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность проявляется в том, что явные дела раба (Аллаха) ничем не отличаются от тайных».

 

Нам передали, что имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Искренность есть сознательное проявление повиновения одному лишь Аллаху, когда человек хочет только приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворённых существ, ни из-за похвал людей, ни из любви к их восхвалениям, ни из-за чего-либо иного, а только ради того, чтобы приблизиться к Аллаху».

 

Абу Мухаммад Сахль бин ‘Абдуллах ат-Тустари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Проницательные рассмотрели толкование (понятия) искренность и обнаружили только это: чтобы ни делал человек явно или тайно, это следует делать ради Аллаха Всевышнего, а не под влиянием души, страсти или мирских желаний».

 

Нам передали, что Абу ‘Али ад-Даккак, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Проявлять) искренность, значит беречься от взоров людей, а правдивость есть стремление выйти из повиновения душе. Искренний (человек) ничего не делает напоказ, а правдивый далёк от самолюбования».

 

Сообщается, что Зу-н-Нун аль-Мисри, да помилует его Аллах, сказал: «Есть три признака искренности: одинаковое отношение к похвалам и порицанию простых людей, отказ от обыкновения полагаться на дела *, и стремление к получению награды за то, что ты совершаешь, в мире вечном».

 

Нам передали, что аль-Кушайри, да помилует его Аллах, сказал: «Наименьшее проявление правдивости выражается в отсутствии различий между тайными и явными (делами)».

 

Сообщается, что Сахль ат-Тустари сказал: «Не ощутит аромата правдивости тот раб, который потворствует себе или другим». Ан-Науауи, «аль-Азкар».
_____________________________

* - Здесь имеется в виду, что человек должен полагаться только на Аллаха, так как ни дела, ни слова, ни познания не могут привести его к спасению.

 

1 - Передатчик этого хадиса:

 

Им является повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-Узза аль-Кураши аль-Адауи, праведный халиф, который нашел мученическую смерть за веру у михраба во время молитвы в мечети.

Он был лучшим из членов этой общины после Абу Бакра, и яявлялся одним из тех десяти, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал вестью о рае.

Он относился к числу наиболее знатных, влиятельных и известных курайшитов, и Аллах укрепил им ислам, когда он принял эту религию по призыву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с которым он принимал участие во всех походах и сражениях.

После смерти Абу Бакра он правил халифатом в течении десяти лет, и за это время было одержано множество побед, а территория исламского государства значительно расширилась.

Он был лысым, одинаково хорошо владел обеими руками и выделялся среди других людей высоким ростом и весьма смуглым цветом кожи.

В тринадцати случаях аяты Корана подтверждали правильность высказанного им ранее мнения, что касается, например, ношения покрывала женщинами, запрета на совершение молитв за лицемеров, необходимости казни всех взятых в плен во время битвы при Бадре и избрания места стояния Ибрахима местом молитвы.

Сила его была такова, что шайтан предпочитал не ходить теми путями, которыми ходил он.

Огнепоклонник Абу Лю’лю’а заколол Умара, да будет доволен им Аллах, кинжалом, когда за четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа 23 года хиджры он проводил с людьми утреннюю молитву.

Он скончался от ран в возрасте шестидесяти трех лет и был похоронен рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, в доме Аиши.

2 - Величие этого хадиса:

 

Все авторитетные знатоки сунны сходились во мнении о том, что данный хадис является достоверным.

Аль-Бухари начинает свой “Сахих” именно им, сделав его как бы своим вступительным словом и желая указать на то, что всякое дело, которое совершается не ради Аллаха, является тщетным и не принесёт плодов ни в мире этом, ни в мире ином.

В этом хадисе сформулирован один из важнейших принципов религии ислама, а имам аш-Шафи’и сказал: ”Этот хадис заключает в себе треть знания”.
Имам Ахмад сказал: ”Основу ислама составляют собой три хадиса” -, упомянув этот хадис, тот хадис, который начинается словами: ”Тот, кто внесёт нечто новое в наше дело...”, а также хадис, начинающийся со слов: ”Дозволенное очевидно...
Исхак бин Рахауайх сказал: ”Четыре хадиса составляют собой основу этой религии” - , имея в виду те хадисы, о которых говорил имам Ахмад, а также тот хадис, который начинается словами: ”Каждый из вас формируется в утробе своей матери...
То же самое говорил и Абу Дауд, считавший, что именно эти четыре хадиса являются основой сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


3 - Вопросы, затронутые в этом хадисе:


Вопрос первый: "Что означает “намерение” (нийа) и что под этим подразумевается?".

 

В общеупотребительном смысле слова “намерение” означает “стремление” или “желание”.

Аллах Всевышний сказал: "Были среди вас те, кто желал мира этого, и те, кто желал мира вечного". (“Семейство Имрана”, 152.)
Что же касается слова “намерение” как термина, использовавшегося знатоками сунны, то под этим понималось различение (“тамййиз”), иначе говоря, определение для самого себя цели совершения того или иного действия, что подразумевало собой чёткое представление о том, ради чего оно совершается: ради Аллаха, ради чего-то иного или же ради того и другого вместе.

В фикхе же под “намерением” понимается отделение одних видов поклонения от других, примером чему может служить отделение поста в рамадане от постов, соблюдаемых в любой иной период времени.

 

Вопрос второй: "Что подразумевается под делами?".

 

Имеется в виду совершение или несовершение всех обязательных, желательных, допустимых, отвергаемых или же запрещаемых шариатом действий.
Зайд аш-Шами сказал: "Поистине, хотел бы я, чтобы каждому из моих действий предшествовало определённое намерение, даже если речь будет идти о еде или питье".
В обоих “Сахихах” приводятся слова Са’да бин Абу Уаккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, что бы ни потратил ты ради Аллаха, ты обязательно получишь за это свою награду, даже если речь идёт о том кусочке, который положишь ты в рот собственной жены!».
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, также считал, что под “делами” подразумеваются дела поклонения Аллаху.

 

Вопрос третий: "Побуждение к формированию правильного намерения".

 

Этот хадис имеет форму сообщения, однако смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состоит в том, чтобы обратить внимание на важность обладания определённым намерением, уделения внимания этому вопросу и необходимость стремления к формированию благих намерений, что может сделать действия, совершаемые человеком, полезными.

Таким образом, смысл этих слов состоит в указании на то, что любое действие должно преследовать определённую цель и предваряться определённым намерением.

 

Вопрос четвёртый: "Действие следует за намерением, а воздаяние является следствием и того, и другого".

 

Некоторые из знатоков сунны считали, что слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “...каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести” -, подтверждают собой то, что было сказано им до этого, и означают то же самое, однако на самом деле эти слова заключают в себе новый смысл, а именно: воздаяние, которое получит человек за свои действия, будет соответствовать его намерениям, в то время как предыдущие слова указывают на то, что действия связаны с намерениями и устремлениями.

Таким образом, первые слова как бы указывают на то, что дел без намерений не бывает, смысл же вторых состоит в том, что намерениям будет придаваться не меньше значения, чем совершенным действиям как таковым, и расчет с человеком будет произведён по намерениям его.
Ибн Абд ас-Салям сказал: "Первая часть этой фразы поясняет собой, что именно из относящегося к делам будет приниматься в расчёт, а вторая -что из этого следует".
Что же касается Ибн ас-Сам’ани, то он сказал: "Вторая часть этой фразы указывает на то, что за действия, не имеющие отношения к поклонению, награда не полагается, если только совершивший их не намеревался совершить их в надежде приблизиться к Аллаху".

 

Вопрос пятый: "Для того, чтобы дело было принято, оно должно удовлетворять двум условиям".

 

Человек, прочитавший этот хадис, может решить, что для того, чтобы дело было принято, достаточно одного лишь благого намерения, однако это не так, поскольку в данном случае обязательно нужно помнить о том, что говорится в другом хадисе, который приводится в обоих “Сахихах”.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу1, будет отвергнуто».
Таким образом, одного лишь благого намерения недостаточно, необходимо ещё, чтобы дела соответствовали руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что указывают и слова Аллаха Всевышнего: "И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим, вершит благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего". (“Пещера”, 110.)
Что касается “благих дел”, то ими являются такие дела, которые соответствуют шариату, но можно привести и слова аль-Фудайля бин Ийада, да помилует его Аллах, который, услышав слова Аллаха Всевышнего: "... чтобы испытать вас и увидеть, кто из вас лучше по делам своим" (“Власть”, 2.), - сказал: «Здесьлучшеозначает “искреннее” и “правильнее”».

 

Вопрос шестой: "Переселение (хиджра)".

 

В обычном словоупотреблении слово “переселение” подразумевает собой покидание или оставление.

Если же говорить об этом слове как о термине, то общим его значением является “оставление страны неверных и переселение в страну ислама”, а особым - “отказ от неверия и ослушания, запрещенных Аллахом, и обращение к тому, что угодно Аллаху”.

Именно на это указывают слова хадиса, передаваемого со слов Ибн Амра и приводимого в сборниках аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и Ахмада. В этом хадисе сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...а мухаджиром является лишь отказавшийся от того, что было запрещено Аллахом».
Таким образом, более подходящим в данном случае является общее значение слова “переселение”, хотя некоторые знатоки и склонялись к мнению о том, что более подходящим является особое значение этого слова, поскольку они принимали в расчёт то, в связи с чем были сказаны эти слова, однако ниже мы приводим доводы в пользу того, что их соображения были безоснова-тельными, а Аллах знает об этом лучше.

 

Вопрос седьмой: "Стремление к Аллаху едино, а прочие устремления могут быть разнообразными".

 

Именно поэтому в первом случае посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “...переселявшийся к Аллаху и к посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его...”-, что же касается всего прочего, то он упоминает о двух мотивах переселения: мирских благах и женщине, причём, по сути дела, это всего лишь примеры, так как подобных мотивов или устремлений может быть очень много, ведь одни, переселяясь, могли стремиться достичь высокого положения, другие - приобрести известность и так далее.

В связи с этим уместно вспомнить о том, что в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, кто следует путём Аллаха: "Сражающийся ради того, чтобы показать свою храбрость, сражающийся под воздействием ярости или сражающийся из лицемерия?". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ”Путём Аллаха следует сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха” - и эту мысль подтверждают также многие другие хадисы и аяты Корана.

 

Вопрос восьмой: "Намерение, объединяющее в себе стремление не только к Аллаху, но и к чему-либо ещё".

 

Аллах Всевышний сказал: "Тебе и тем, кто жил до тебя, было внушено через откровение: ”Если будешь ты поклоняться и другим богам помимо Аллаха, то тщетными окажутся твои дела и будешь ты среди потерпевших ущерб". (“Толпы”, 65.)
В “Сахихе” Муслима и “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний сказал: "Я менее чем кто бы то ни было нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а поэтому если кто-нибудь сделает нечто не только ради Меня, но вместе с тем и ради кого-то другого, Я покину и его, и его многобожие"».
Однако имам ат-Табари, ссылавшийся на мнение предшественников, указывал, что в расчёт следует принимать первоначальное побуждение, так как если в основе своей намерение было связано только с Аллахом, то тщеславие и прочие вещи, которые могут примешаться к этому в дальнейшем, уже не повредят человеку.
Но наиболее предпочтительным является мнение тех знатоков сунны, которые считали, что если к первоначальному искреннему намерению в дальнейшем примешаются и другие побуждения, а человек не отвергнет их, то в результате дело его не будет иметь успеха.


4 - Причина:

 

Ибн Хаджар писал: "Ибн Дакик аль-Ид сказал: ”Передают, что один человек переселился из Мекки в Медину не ради достоинства этого переселения (хиджры) как такового, а для того, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и поэтому в данном хадисе говорится именно о женщине, а о других возможных намерениях людей умалчивается”.
Историю человека, переселявшегося из-за Умм Кайс, приводят также Са’ид бин Мансур и ат-Табарани, который сказал: ”Однако нет здесь ничего, свидетельствовающего о том, что именно этот случай побудил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнести эти слова, не дают оснований говорить об этом и иные источники”.
Что же касается Ибн Раджаба, то он сказал: "Многие считают, что именно из-за того, кто переселился ради Умм Кайс, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”...переселявшийся же ради мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине...”, и многие поздние авторы упоминают об этом в своих книгах, однако мы не считаем, что для этого есть какие-нибудь основания, а Аллах знает об этом лучше".
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, дела оцениваются только по намерениям» указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или добровольным”. См. “аль-Аусат”, 1/371.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Глава - 2

 

2 – Передают со слов ‘Аиши - матери правоверных, да будет доволен ею Аллах о том, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола *, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». 

 

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот». См. также хадис №3215. Этот хадис передали Малик, 475; Ахмад, 6/158; аль-Бухари, 2; Муслим, 2333; ат-Тирмизи, 3634; ан-Насаи, 2/146. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир», 213; «Мишкат аль-Масабих», 5844.

_____________________________

* Имеется в виду шум, издававшийся крыльями ангела Джибриля, который передавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слова Аллаха. Этот шум являлся предвестником откровения как такового.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

3 - Глава
 

3 - Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого (1) видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре (2), он никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира (3), где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого (4) припасы, а потом возвращался к Хадидже (5) и брал всё, что ему было нужно для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор), пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел:Читай!− на что он ответил:Я не умею читать!».

 

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!”. Я сказал: “Я не умею читать!”. Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!− и я (снова) сказал: “Я не умею читать!”. Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - щедрейший …”». “Сгусток”, 1 − 3.

 

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хууайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!”. Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): “Я испугался за себя!”. Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!”. А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Уаракъе бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилиййи (6) принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев (7), выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!”. Уарака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” − и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Уарака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А разве они будут изгонять меня?”. Уарака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня (8), то буду помогать тебе как только смогу!”. Однако Уарака вскоре умер, а откровения временно прекратились». См. хадисы №№ 3392, 4953, 4955, 4956, 4957, 6982.

 

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не ругайте Уаракъу! Поистине, я видел у него сад (райский) или два сада!». Этот хадис передали аль-Баззар 2750, аль-Хаким 2/609. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 405; «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7320. Достоверность этого хадиса подтвердил имам аз-Захаби, а также хафиз Ибн Касир сказал, что иснад хороший, но мурсаль. И шейх аль-Альбани сказал, что достоверность хадисов усиливается, поскольку он передается несколькими путями.

 

_____________________________

 

(1) - То есть истинного.

(2) - Имеются в виду такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений.

(3) - Эта гора, которая находится поблизости от Мекки, ныне именуется Джабаль ан-Нур.

(4) - То есть, для уединения в пещере.

(5) - Хадиджа бинт Хууайлид, да будет доволен ею Аллах, была первой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует .

(6) - “Джахилия” − невежество. Это слово используется для обозначения доисламской эпохи язычества в Аравии.

 

Хафиз Ибн Хаджар говорил: “аль-Джахилиййа – это то, что было до Ислама”. См. “Фатхуль-Бари”, 10/468.
Имам аль-Мунауи сказал: “аль-Джахилиййа – это то, что было до пророчества, и названо оно так по причине крайнего невежества людей в этот период”. См. “Файдуль-Къадир”, 1/462.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Люди до послания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были в джахилиййи, что относится к невежеству. Все, в чем они пребывали из слов и дел, установили для них невежды, и совершали это невежды. Также и все, что противоречит тому, с чем посылались пророки, как иудаизм или христианство, является джахилией. И это все имеет отношение к полной джахилиййи. Однако после послания посланника (да благословит его Аллах и приветствует), джахилиййи может не быть в одном городе и быть в другом, как например в городе неверных. Может не быть в одном человеке и быть в другом, как например тот, кто не принял еще Ислам, ибо он в джахилиййи, даже если и живет в исламской стране. Однако, что касается определенного времени, то нет джахилиййи после послания Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)!”. См. “Икътида сырат аль-мустакъим”, 78.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Можно ли применять термин «джахилиййа» к исламским сообществам нашего времени?».
Шейх ответил: “Полная джахилиййа исчезла после послания посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и не дозволено применять этот термин к исламским сообществам в обобщенной форме! Что же касается использования этого термина в отношении чего-то конкретного или отдельных людей, или групп, то это дозволено. Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил Абу Зарру: «Поистине, ты человек, в котором джахилиййа!». И также он говорил: «Четыре вещи в моей умме являются деяниями джахилиййи, которые они не оставили: гордость происхождением, порочение происхождения, испрашивание дождя у звезд и причитание!»”. См. “аль-Аджуиба аль-муфида”, 86.
По этой причине шейх аль-Альбани порицал слова Сайд Къутба, говорившего: “Весь мир в наше время живет в джахилиййи, подобно той, в которой появился Ислам. Все что вокруг нас является джахилиййей”. См. “Ма’алим фи-т-тарикъ”, 11 и 23.
Также подобные выражения шейх Бакр Абу Зайд внес в свою известную книгу, посвященную запрещенным выражениям. См. «Му’джам аль-манахи аль-ляфзия», 212-215.

 

(7) - Ко времени возникновения Ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Уарака знал древнееврейскую письменность и пользовался ею, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть либо евреями, либо принявшими иудаизм арабами.

(8) - То есть до того дня, когда тебя станут изгонять.

 

_____________________________

 

Пользы извлекаемые из хадиса

 

1. В хадисе указание на то, что вещий сон является одной из 36 частей пророчества, как об этом сказано в одной из версий этого хадиса.
2. В хадисе указание на благие нравы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до его пророчества.
3.  В хадисе указание на то, что если человек будет искренним в поиске прямого пути, ему будет дано больше, чем он искал.
4.  В хадисе указание на величие положения хиджры.
5.  В хадисе указание на достоинство иногда уединяться и сторониться людей. Однако это обусловлено тем, что: во-первых, человек не должен оставлять своих обязанностей; во-вторых это дозволено при наличии боязни за свою религию.
6. В хадисе указание на оставление грехов и тех мест, где их совершают.
7. В хадисе указание на достоинство поиска и требования знаний, и побуждение к этому.
8. В хадисе указание на то, что знания должны предшествовать делам и словам.
9. В хадисе указание на побуждение к чтению.
10. В хадисе указание на то, что разумная и праведная женщина является спокойствием для мужа и великим добром.
11.  В хадисе указание на дозволенность рассказывать мужу своей жене о том, чего он боится или о чём-то сугубо личном, однако при условии, что жена является умной.
12. В  хадисе указание на достоинство Хадиджы, ее красноречия и этикета с мужем.
13. В хадисе указание на то, что тот, чье добро распространяется среди созданий Аллаха, такому обязательно будет оказана помощь и он не будет унижен.
14. В хадисе указание на достоинства упомянутых качеств в хадисе:
      - поддержка родственных уз,
      - помощь слабым и неимущим,
      - гостеприимство и помощь при невзгодах судьбы и т. д.
15. В хадисе указание на важность спрашивать тех, кто обладает знанием.
16. В хадисе указание на достоинство Уараки бин Науфаля.
17. В хадисе указание на дозволенность называть двоюродным братом и тому подобными словами того, кто на самым деле таким не является.
18. Дозволенность желать невозможного ради помощи религии.
19. В хадисе указание на то, что хиджра становится обязательной только тогда, когда человека выгоняют из его дома или не дают исповедовать религию.
20. В хадисе указание на то, что религия всегда является чуждой.
21. В хадисе указание на то, что порядки Аллаха на земле (подобно отношению врагов Аллаха к приверженцам истины) едины и не меняются. Враги истины всегда враждовали, враждуют и будут враждовать с приверженцами этой истины.
22. В хадисе указание на уважение к взрослому.
23. В хадисе указание на служение жены мужу.
24. В хадисе указание на помощь жены мужу в его поклонении, будь то вопросы связанные с едой, одеждой и тому подобного.
25. В хадисе указание на освобождение себя от всех дел ради требования знаний.
26. В хадисе указание на терпение трудностей на пути требования знаний.
27. В хадисе указание на дозволенность хвалить в лицо, однако при условии:
      - нужды в этом
      - если это не приведет того, кого хвалят, к искушению.
28. В хадисе указание на то, что следует успокоить того, кто чем-то напуган и также обрадовать его чем-то хорошим.
29. В хадисе указание на причины безопасности.
30. В хадисе опровержение секте «таблиг» - ведь если бы кому-то внушалась истина без усердия и трудностей, то больше всех этого был бы достоин наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
31. В хадисе опровержение иудеям, которые враждуют с Джибрилем, мир ему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 - Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде (временного) прекращения откровений, среди прочего сказал: «(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел  явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!− после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны * избегай”». Сура “Завернувшийся”, 1−5.

 

А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим. См. хадисы №№ 3238, 4922, 4923, 4924, 4925, 4926, 4954, 6214.

_____________________________

* Здесь под скверной подразумевается идолопоклонство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 - Глава

 

5 - Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего: «Не шевели языком своим, (повторяя его,) чтобы ускорить это» (Сура “Воскресение”, 16), Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда испытывал напряжение во время ниспослания (откровений), что заставляло его шевелить губами 1».

 

Ибн ‘Аббас сказал 2: «И я пошевелю губами так же, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

 

(Ибн ‘Аббас сказал): «И Аллах Всевышний ниспослал (аяты, в которых говорилось): “Не шевели языком своим, (повторяя его,) чтобы ускорить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочесть 3 его”». (Сура “Воскресение”, 16 − 17).

 

Ибн ‘Аббас сказал: «Это значит: "Собрать его для тебя в твоём сердце так, чтобы ты смог читать его"».

 

(Что же касается слов) Аллаха Всевышнего “А когда Мы прочитаем его 4, следуй его чтению” (Сура “Воскресение”, 18), то Ибн ‘Аббас сказал: «Это значит: "Слушай его внимательно"».

 

Аллах Всевышний сказал: «Далее, поистине, надлежит Нам разъяснить его». (Сура “Воскресение”, 19).

 

(Ибн ‘Аббас сказал: «Это значит: "Далее, надлежит Нам сделать так, чтобы ты читал его". И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выслушивал Джибриля, когда тот являлся к нему, а после того как Джибрил уходил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (аяты Корана) так же, как читал их он». См. также хадисы №№ 4927, 4928, 4929, 5044, 7524. Этот хадис передал аль-Бухари 5.

_____________________________

 

(1) Речь идёт о том, что в начальный период ниспослания откровений пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал повторять слова аятов Корана сразу после того, как их произносил Джибрил, то есть, едва дождавшись, когда он закончит. Он поступал так из опасений, что забудет ниспосылаемое ему свыше, и старался поскорее запомнить всё до ухода Джибрила.

(2) Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, обращается к слушавшим его людям.

(3) Аллах говорит, что Он Сам позаботится о том, чтобы собрать всё содержание Корана в сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и научить его читать все аяты правильно.

(4) То есть, когда Аллах передаст тебе тот или иной аят через Джибрила.

_____________________________

 

Пользы, извлекаемые из хадиса:

 

1. В хадисе указание на стремление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выучить то, что ему внушалось из знаний.
2. В хадисе указание на боязнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, допустить упущение в донесении тех знаний, которые ему внушались.
3. В хадисе указание на достоинство спокойствия и порицание торопливости.
4. В хадисе указание на то, что требующему знания следует стремиться ко всем причинами помогающим заучивать и повторять данные ему знания. И при всем этом, он не должен забывать уповать на Аллаха и отказываться от своих сил и мощи взывая к Нему о помощи.
5. В хадисе указание на то, что настоящие знания - это знания Корана и Сунны
6. В хадисе указание на то, что Всевышний обязал Себя сохранить Свою религию. Он сохранил Коран: как его произношение, так и его смысл. И также сохранил Сунну; как ее слова, так и ее смысл.
7. В хадисе указание на обязательность слушания Корана и Сунны с намерением извлечь из них пользу.
8. В хадисе указание на стремление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выполнить свою пророческую миссию самым наилучшим образом.
9. В хадисе указание на достоинство Джибриля.
10. В хадисе указание на то, что учителю желательно демонстрировать некоторые знания на действиях, ибо это является одной из причин укрепления знаний в разуме обучающегося.
11. В хадисе указание на некоторые виды этикета обучающегося в маджлисе знаний.
12. В хадисе указание на дозволенность откладывания разъяснения чего-то до того, пока в этом не появится нужда. Но ни в коем случае не откладывать их на потом, во время нужды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 - Глава

 

6 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Во время Рамадана Джибрил встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану 1, и, поистине, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с Джибрилом, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер 2. См. также хадисы №№ 1902, 3220, 3554, 4997. Этот хадис передали аль-Бухари 6 и Муслим 2308.

_____________________________

 

(1) Имеется в виду повторение Корана для того, чтобы исключить возможность каких бы то ни было искажений.

(2) То есть: ветер, посылаемый Аллахом на благо людям. Имеется в виду, что в дни рамадана пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил делать благое.

_____________________________

 

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на желательность собираться для изучения Корана в Рамадан. Также в хадисе указание на увеличение чтения Корана в месяц Рамадан”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 189.

 

 Пользы, извлекаемые из хадиса:

 

1. В хадисе указание на достоинство нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2. В хадисе указание на то, что наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, самый щедрый из людей.
3. В хадисе побуждение быть щедрым во всём (имущество, время, усердие, душа) и во все времена.
4. В хадисе побуждение быть щедрее в месяц Рамадан.
5. В хадисе побуждение посещать праведников.
6. В хадисе указание на дозволенность делать посещение многократным, если на то, есть шариатская причина.
7. В хадисе побуждение к совместному изучению и повторению знаний.
8. В хадисе побуждение читать Коран, особенно в месяц Рамадан
9. В хадисе указание на дозволенность говорить слово «Рамадан» не используя слово «месяц». В книгах некоторых мазхабов говорится о нежелательности подобного.
10. В хадисе указание на то, что начало ниспослания Корана было в месяц Рамадан. И по этой причине имам Аль-Бухари привел этот хадис в главе: «О начале откровений».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

6 - Глава
 

7 -  Сообщается, что аз-Зухри сказал: "‘Абдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба ибн Мас‘уд сообщил мне о том, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал ему о том, что Абу Суфйан бин Харб, да будет доволен им Аллах 1 , сообщил ему о том, что Ираклий  2 послал за ним, когда он сопровождал караван курайшитов  3 . Они занимались торговыми делами в Шаме  4 , и это было в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил перемирие  5 с Абу Суфйаном и (другими) неверными курайшитами. (Абу Суфйан вместе со своими товарищами) прибыл к императору в Илийу  6 , где  Ираклий, находившийся в окружении знатных людей Рума  7 , призвал их ко двору. Подозвав к себе их и своего толмача, он спросил: «Кто из вас приходится самым близким родственником человеку, утверждающему, что он − пророк?».

 

Абу Cуфйан сказал: "Я ответил: «Самым близким из них к нему являюсь я». Тогда он сказал: «Подведите его поближе ко мне, а его товарищей поставьте у него за спиной», и велел своему толмачу: «Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, и, если он солжёт мне, пусть они уличат его во лжи». И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нём неправду!

Затем (Ираклий) задал мне о нём первый вопрос: «Каково его происхождение (и место) среди вас?». Я ответил: «Он благородного происхождения».

Он спросил: «Заявлял ли кто-нибудь из вас нечто подобное  8 раньше?». Я ответил: «Нет».

Он спросил: «Был ли кто-нибудь из его предков правителем?». Я ответил: «Нет».

Он спросил: «А кто следует за ним, знатные люди или простые?». Я ответил: «Скорее простые».

Он спросил: «Число их увеличивается или уменьшается?». Я ответил: «Увеличивается».

Он спросил: «А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?». Я ответил: «Нет».

Он спросил: «Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом  9 ?». Я ответил: «Нет».

Он спросил: «Не свойственно ли ему вероломство?». Я ответил: «Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать», и больше ничего не смог добавить к сказанному  10.

 Он спросил: «Приходилось ли вам сражаться с ним?». Я ответил: «Да».

Он спросил: «И чем же заканчивались ваши сражения?». Я ответил: «Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас и мы побеждали его».

Он спросил: «Что он велит вам делать?». Я ответил: «Он говорит: “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки”, и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками».

Тогда он велел толмачу сказать мне: «Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все (прежние) посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Ещё я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Ещё я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Ещё я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Ещё я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Ещё я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но (так и бывает), когда (истинная) вера проникает в сердца.  Ещё я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Ещё я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться  11, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него 12, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!» 13.

А потом он потребовал подать себе послание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с которым Дихйа 14был направлен к наместнику Бусры 15, и тот подал его Ираклию, который прочитал там следующее:

 

"C именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума.

Мир тому, кто следует правильным путём.

А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян 16! И (я скажу тебе то, что сказал Аллах): «Скажи: “О обладатели Писания 17. Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас 18, что не должны мы поклоняться никому, кроме  Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы − предавшиеся 19”». 20

 

Абу Суфйан сказал: «Когда (Ираклий) закончил читать это послание, сказав то, что сказал, в его собрании стало шумно и поднялся крик, а нас вывели (оттуда), после чего я сказал своим товарищам: “Ибн Абу Кабша 21стал столь важным человеком, что его боится даже владыка бану-ль-асфар 22. С тех пор я был уверен, что он одержит верх, а в конечном итоге Аллах привёл меня к Исламу».

 

(Передатчик этого хадиса сказал): «Ибн ан-Натур был наместником Илийи, а Ираклий являлся епископом христиан Шама. (Ибн ан-Натур) сообщает, что однажды, прибыв в Илийу 23, Ираклий проснулся утром в столь дурном расположении духа, что некоторые из его патрикиев 24даже сказали ему: “Нам не нравится твой вид!”».

 

Ибн ан-Натур сказал: «Ираклий же был прорицателем и астрологом и сказал им в ответ на их вопросы (о причине его дурного настроения): “Наблюдая за звёздами этой ночью, я увидел, что владыка (совершающих) обрезание одержал победу, (и я хочу знать,) кто из людей делает обрезание?”. Ему ответили: “Никто, кроме иудеев, но они не должны беспокоить тебя. Направь послания в разные города твоего царства, чтобы там перебили всех иудеев!”. Между тем к Ираклию привели человека, которого послал к нему правитель из числа гассанидов 25, чтобы передать с ним известия о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Расспросив гонца, Ираклий велел (своим слугам): “Пойдите и проверьте, обрезан он или нет”. Они осмотрели (гонца) и доложили Ираклию, что тот обрезан, и тогда Ираклий стал расспрашивать его об арабах. (Гонец) сказал: “Они (тоже) делают обрезание”. (Выслушав его,) Ираклий сказал: “(Теперь) выяснилось, что владычество будет принадлежать им!”. А затем Ираклий написал письмо в Румийу своему другу, который обладал такими же познаниями, как и он сам, после чего отправился в Химс 26и не покидал этого города до тех пор, пока не получил от своего друга ответное послание, в котором тот писал, что разделяет мнение Ираклия о появлении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и о том, что (он действительно является) пророком. После этого Ираклий призвал знатных людей Рума явиться в его дворец в Химсе, когда же они собрались, велел запереть ворота. Затем он вышел (к ним) и сказал: “О византийцы! Если вы хотите преуспеть и встать на путь истинный и желаете, чтобы ваше царство устояло, присягните этому пророку!” 27. (Услышав эти слова,) они, подобно диким ослам, бросились к воротам, но обнаружили, что ворота заперты. Поняв, что им ненавистны (его слова 28) и потеряв надежду на то, что они уверуют, (Ираклий) велел: “Приведите их ко мне!” − (а когда те вернулись), он сказал: “Поистине, я говорил это только для того, чтобы проверить силу вашей приверженности к вашей религии, а теперь я убедился в (этом)!”. И тогда они склонились перед (Ираклием) до земли, ибо остались довольны им, и это было последним, что связывало Ираклия (с Исламской религией)».

 

См. также хадисы №№ 51, 2681, 2804, 2941, 2978, 3174, 4553, 5980, 6260, 7196, 7541. Этот хадис передали аль-Бухари 7, Муслим 1773 и Ахмад 1/262.

_____________________________

 

(1) До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘ауийа ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год.

(2) Ираклий или Гераклий I − император Византии, правивший с 610 по 641 год.

(3) Племя курайш, к которому принадлежал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, населяло Мекку и её окрестности.

(4) Шам − старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.

(5) Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории (харама) Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году.

(6) Илийа − старое название Иерусалима (арабское название − Байт аль-Макъдис или аль-Къудс).

(7) Рум − арабское название Византии.

(8) Ираклия интересует, объявлял ли себя пророком кто-нибудь из курайшитов раньше.

(9) То есть, до того, как он объявил себя пророком.

(10) Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

(11) Ираклий имеет в виду, что о появлении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается в Евангелии.

(12) Ираклий опасался, что ему может воспрепятствовать в этом его же собственное окружение.

(13) В знак уважения.

(14) Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

(15) Бусра − город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском.

(16) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом.

(17) Обладателями или же людьми Писания называли иудеев и христиан.

(18) Аллах велит пророку, да благословит его Аллах и приветствует, призвать иудеев и христиан к признанию того, что ниспосылалось в откровениях всем пророкам и посланникам и раньше. Речь идёт о признании необходимости поклонения одному лишь Аллаху.

(19) “Муслимуна” − мусульмане, люди покорившиеся воле Аллаха.

(20) “Семейство ‘Имрана”, 64.

(21) То есть, “сын Абу Кабши”. Абу Кабша не являлся отцом пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так звали либо одного из его предков, либо отца его кормилицы Халимы. Подобное обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, являлось проявлением враждебности и неуважения по отношению к нему со стороны Абу Суфйана.

(22) Так арабы называли византийцев.

(23) Это было в 628 году после  победы византийских войск над персами.

(24) Патрикий − византийский  придворный титул  высшего ранга, дававший право занимать самые высокие должности в империи.

(25) Гассаниды − арабские князья, являвшиеся  вассалами Византии и владевшие территориями от Евфрата до Акабского залива. Конкретно здесь имеется в виду аль-Харис Ибн Абу Шимр.

(26) Румийа и Химс − города на территории Сирии.

(27) То есть, примите Ислам.

(28) Имеется в виду его предложение принять Ислам и отказаться от своей религии.

_____________________________

 

Имам Ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, по поводу слов «От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума», сказал: «Т.е. тот, кого возвеличивают римляне и ставят во главе себя».

Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Посланник Аллах ограничился словами «Хиракълю великому римлянину» не употребив выражение «Царю римлян» (ملك الروم) по той причине, что если бы он это написал эти слова, у Хиракъля появилась бы возможность зацепиться за эти слова и заявить о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, согласен и подтверждает его царство над римлянами».

 

Пользы извлекаемые из этого хадиса:

 

 1.  В хадисе указание на то, что Ислам не является условием ношения (тахммуль) хадиса. Однако он является условием при передачи хадиса. Т.е. все о чем говорится в хадисе, рассказывается со слов Абу Суфьяна, да будет доволен им Аллах. И на тот, момент он не был мусульманином, но хадис передал уже будучи мусульманином.
2. В хадисе указание на что термин мухаддисов (хадисоведов) «ахбарана» (сообщил нам) использовали сподвижники. Т.е. мухаддисы ничего от себя не придумывали, и во всем опирались на предания.
3. В хадисе указание на дозволенность заключать мирные договора с многобожниками, если в этом есть польза.
4. В хадисе указание на положение Абу Суфйана, да будет доволен им Аллах.
5. В хадисе указание на сообразительность и проницательность Хиракля. Однако они не принесли ему пользы.
6. В хадисе указание на порицание лжи и указание на ее скверность даже у многобожников того времени.
7. В хадисе указание на то, что во времена джихилии многобожники имели похвальные качества, несмотря на их многобожие.
8. В хадисе указание на то, что почетная родословная имеет влияние в принятии призыва.
9. В хадисе указание на то, что наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан тогда, когда не было на земле пророков.
10. В хадисе указание на то, что приверженцы истины слабы и бедны, но Всевышний Аллах возвеличивает их Кораном и Сунной и дает победу над их врагом, шариатом единобожия.
11. В хадисе указание на то, что тот, кто вкусил сладость веры, не возвращается к неверию.
12. В хадисе указание на порицание вероломства, даже в отношении неверующих и многобожников.
13. В хадисе указание на те, благие нравы, которыми был описан пророк, да благословите его Аллах и приветствует.
14. В хадисе указание на то, что первое с чего следует начинать в призыве — это единобожие.
15. В хадисе указание на обязательность единобожия и запрет многобожия.
16. В хадисе указание на важность благих нравов.
17. В хадисе указание на то, что первым джихадом, должен быть джихад с душой а не с врагами из числа неверующих.
18. В хадисе указание на то, что приверженцы истины и Сунны не ограничиваются тем, что они сами встали на прямой путь, однако они усердствуют в призыве людей к этой истине и не останавливаются на этом пути, пока религия не будет полностью принадлежать Аллаху.
19. В хадисе указание на то, что люди писания знали и знают о нашем пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует.
20. В хадисе побуждение к требованию знаний и на желательность отправляться в путь ради них.
21. В хадисе указание на достоинство службы обладателям знаний.
22. В хадисе указание на законность переписки правителя мусульман с правителями неверующих.
23. В хадисе указание на запрет и порицания слепого фанатичного следования (такълид)
24. В хадисе указание на то, что Сунной в написании писем является то, что имя посылающего указывается перед именем того, кому оно адресовано.
25. В хадисе указание на дозволенность обращаться к правителям неверующих со словами, в которых содержится хвала. Однако это обусловлено тем, чтобы эта хвала была истиной и чтобы в этом была польза.
26. В хадисе указание на то, что многобожника нельзя изначально приветствовать салямом, если только это не будет обусловлено Исламом. Т.е. «Салям тому, кто следует правильным путём»
27. В хадисе указание на то, что является Сунной говорить слова: «амма ба’д» (а затем)
28. В хадисе указание на то, что не является Сунной прибегать к Аллаху словами (А’узу билЛяхи мин-аш-шайтан ар-раджим) при приведении аятов в довод (макъам аль-истишхад).
29. В хадисе указание на то, что призывающий должен призывать людей к тому, к чему их призывает Ислам, а ни к тому, что он считает правильным.
30. В хадисе указание на то, что первой обязанностью рабов является единобожие.
31. В хадисе указание на то, что безопасность и прямой путь даются только единобожникам.
32. В хадисе указание на то, что каждый кто является причиной отведения кого-то от прямого пути, несет грех тех, кто за ним последовал и наоборот.
33. В хадисе указание на то, что послание каких-то аятов из Корана в письмах неверующим не противоречит запрету пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ехать на землю врага с Кораном. Так как упоминание аятов в письмах и т.п. не имеют положения Корана.
34. В хадисе указание на то, что основой в призыве людей должны быть Коран и Сунна. То есть, большей частью слов призывающего к Исламу должны быть Коран и Сунна.
35. В хадисе указание на то, что приверженцам Истины не вредит тот, кто им противоречит.
36. В хадисе наисильнейшее опровержение тем, кто заявляет о том, что первое что надо исправить это правителей или богатых, а люди сами последуют за ними.
37. В хадисе указание на то, что приверженцы Истины и Сунны имеют почет и уважение, даже если они не имеют силы или оружия. Достаточно того, что слух о них доходит до кого-то или если кто-то начинает слушать их уроки или читать их книги.
38. В хадисе указание на то, что приверженцы Сунны и Истины имеют свет (Нур)
39. В хадисе указание на то, что предсказатель может сказать истину, однако несмотря на это, подобное является ширком.
40. В хадисе указание на достоинство обрезания (хитан) и на то, что он является одним из обрядов мусульман.
41. В хадисе указание на важность остерегаться плохого круга.
42. В хадисе указание на то, что указание и радостные вести о приходе нашего пророка, пришли со всех сторон и на языке всех течений.
43. В хадисе указание на то, что об истине свидетельствуют даже враги.
44. В хадисе указание на дозволенность приписывать человеку себя к одному из своих дедов.
45. В хадисе указание на то, истина принимается даже от неверующего.
46. В хадисе указание на дозволенность ехать в страны неверных при наличии шариатской цели.
47. В хадисе указание на то, что падать ниц перед учеными является уподоблением неверующим.
48. В хадисе указание на то, что Хиракль умер на многобожии.
49. В хадисе указание на то, что в имане не достаточно только познания (ма’рифа) и подтверждения (тасдикъ), пока не будет согласия (икърар) и произношения свидетельства языком (при наличии возможности).
50. В хадисе указание на то, что власть и высокое положение могут быть причиной отклонения от прямого пути.
51. В хадисе указание на то, что нет проблем в том, что неверующий прикоснется к чему-то из хадисов или некоторым аятам из Корана.
52. В хадисе указание на то, дозволенность читать что-то из Корана тому, кто находится в большом осквернении (джунуб)
53. В хадисе указание на желательность начинать в письмах и книгах со слов «Бисмиллях» (С именем Аллаха).
54. В хадисе указание на то, что сначала следует призывать многобожников к Исламу, прежде чем начинать воевать с ними.
55. В хадисе опровержение секте «хизб тахрир» и указание на принятия сообщения «хабар уахид» - сообщения одного или небольшого количества людей вопросов акиды.
56. В хадисе указание на желательность красноречия и краткости.
57. В хадисе указание на желательность объединять в призыве между угрозой и побуждением (таргъиб уа тархиб).
58. В хадисе указание на то, что христиан следует называть «насара» а не «масихийун»
59. В хадисе указание на дозволенность использовать слово «малик» царь, король, правитель и т.п. в отношении людей.
60. В хадисе указание на дозволенность смотреть на аурат (срамные места) при наличии нужды.
61. В хадисе указание на желательность давать мусульманам общую присягу своему правителю и что это является обязательным для тех, кто окружает его, и огромное количество других полезных вопросов на которые указывает этот великий хадис. Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...