Перейти к содержанию

Фетвы достопочтенного шейха ибн База (رحمه الله) связанные с месяцем Шавваль


Рекомендуемые сообщения


Фетвы достопочтенного шейха ибн База (رحمه الله) связанные с месяцем Шавваль

 
 

فضل صيام الست من شوال
1- Достоинство поста шести дней Шавваля.


Вопрос: Спрашивающий спрашивает о посте шести дней Шавваля, и его достоинстве? Да воздаст вам Аллах благом. 


Ответ: С именем Аллаха Милостивого и Милосердного, вся хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и тем, кто последовал по его пути.

А затем: Приходит достоверно от посланника Аллаха то, что он сказал:


«من صام رمضان ثم أتبعه ستاً من شوال كان كصيام الدهر»

 

«Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шавваля, подобен постившемуся в течение всего года»,  передал Муслим в своем достоверном сборнике.


И это указывает на его достоинство, и то, что пост шести дней Шавваля вместе с Рамаданом подобно держанию поста год, как будто он постился в течение всего года, и это великая милость. Рамадан подобно десяти месяцам, шесть дней Шавваля подобно двум месяцам, так как одно благое дело приумножается в десять раз, и получается как будто он постился в течение всего года. Вместе с тем что Аллах — Всемогущий и Великий — по Своей Милости сделал Рамадан искуплением тому что между двумя Рамаданами. И шесть дней Шавваля - увеличение блага и великая выгода. И большая польза в выполнении приказа пророка , в соблюдении совета пророка и его побуждении, в стремлении выполнять то, что узаконил Аллах из поклонений. И это есть великое благо, что верующий соблюдает то, что узаконил Аллах, для того чтобы выполнить и попросить вознаграждения от Аллаха, в этом ему есть большое вознаграждение.



http://www.binbaz.org.sa/mat/20984





القول ببدعية صوم الست قول باطل
2-Утверждение о том, что держать пост шесть дней Шавваля является нововведением — утверждение ложное.


Вопрос: Каково мнение достопочтенного шейха относительно тех, кто говорит, что пост шесть дней Шавваля нововведение и что это мнение имама Малика. А если ты ему в довод приведешь хадис Абу Айюба: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года», он говорит: В его цепочке передатчиков есть человек, относительно которого есть обвинения?



Ответ: Это утверждение является ложным, и хадис Абу Айюба достоверен, ему свидетельствуют другие хадисы,  укрепляющие его и указывающие на такое же значение. И Аллах дарует успех, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду его семье и его сподвижникам. 


Личное испрашивание фетвы, представлено достопочтенному шейху от М.С.К.

 

ответ был дан на нее число, дата: 09/11/1419 х.

Сборник различных фетв и статей, том 15.

http://www.binbaz.org.sa/mat/605






حكم صيام الست من شوال قبل القضاء
3-Постановление о посте шести дней Шавваля прежде восполнения Рамадана.


Вопрос: Моя жена держит пост шесть дней Шавваля после месяца Рамадан; желая приумножить вознаграждение и награду, а затем восполняет то, что упустила в Рамадане по узаконенной причине в оставшиеся месяцы года, разрешено ли это, или в первую очередь следует восполнить? 


Ответ: В первую очередь обязательно надо восполнить, а затем постится шесть, потому что пророк сказал:


«من صام رمضان ثم أتبعه ستاً من شوال»

 

«Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля».


Шесть дней они следуют за Рамаданом, поэтому обязательно начинать надо с восполнения, а затем только держать пост шесть дней с твоего разрешения, если ты ей разрешишь.


http://www.binbaz.org.sa/mat/13621






لا يجوز تقديم صيام ست من شوال على صيام الكفارة
4-Не разрешается держать пост шесть дней Шавваля прежде поста искупления.


Вопрос: На человеке искупление поста в течение двух месяцев подряд, и ему охота постится шесть дней Шавваля, разрешено ли ему это? 


Ответ: Непременно следует спешить с постом искупления и недопустимо опережать его шестью днями Шавваля; так как он доброволен, а искупление обязанность, и оно (искупление) обязательно без промедления, и бесспорно надо ставить искупление вперед над шестью днями и другими добровольными постами. 



Было опубликовано в книге «исламские фетвы», собрал и упорядочил достопочтенный Шейх Мухаммад аль-Муснад т. 2, стр. 166.

 

Сборник различных фетв и статей, том 15.

http://www.binbaz.org.sa/mat/611






 

صيام النذر ثم الست من شوال
5-Вначале пост обет, а затем шесть дней Шавваля.


Вопрос: Случилось то, что я заболела, и я дала обет что, если я исцелюсь, то буду поститься пятнадцать дней ради Аллаха Всемогущего и Великого, и я не установила в какое время. И вся хвала Аллаху я исцелилась, и я начала поститься в месяце Раджаб, попостившись пять дней я устала, затем я постилась пять дней в Ша’бане и устала. После Рамадана, я готова, поститься шесть дней Шавваля, вопрос: Сначала поститься шесть дней Шавваля, а затем поститься обет, или что? 


Ответ: Тебе сначала следует поститься оставшуюся часть обета, затем поститься шесть из Шавваля если ты в состоянии поступить таким образом, а если оставишь, то нет на тебе греха. Потому что пост шесть Шавваля желателен, а не обязателен. А что касается поста обета, то он обязателен. И непременно тебе следует начинать с обязательного прежде добровольного. А если ты было намерилась поститься последовательно, а это то, что ты будешь поститься пятнадцать дней подряд то непременно надо поститься последовательно. И не будет достаточным делить пост, напротив тебе следует поститься подряд, а прошедший пост становится недействительным. А если ты не намеревалась держать последовательно, то обязательно тебе поститься оставшиеся, а это пять дней держания поста с дозволения Аллаха, и тем самым закончится. И не следует тебе приносить обет после этого, не надо приносить обет. Исходя из слов Пророка :

«لا تنذروا فإن النذر لا يرد من قدر الله شيئاً، وإنما يستخرج به من البخيل»

«Не приносите обет, воистину, обет не отвращает из предопределения Аллаха ничего, и поистине, он исходит только от скупого».


И не следует давать обет как больному так и не больному. Но, когда человек дал обет в послушании Аллаху, то он обязан выполнить его, будь то молитва или пост, исходя из слов пророка :


«من نذر أن يطيع الله فليطعه، ومن نذر أن يعصي الله فلا يعصه»

 

«Тот, кто дал обет подчиняться Аллаха, пусть подчиняется, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, то пусть не делает этого». Его передал аль-Бухари в своем достоверном сборнике.

И если человек дал обет поститься несколько дней или молиться в два раката или дать милостыню чем-то из имущества то он обязывается выполнять то, что принес в обет из послушания. Потому что Аллах похвалил верующих, и сказал Пречистый:


«يُوفُونَ بِالنَّذْرِ وَيَخَافُونَ يَوْمًا كَانَ شَرُّهُ مُسْتَطِيرًا»

 

«Они выполняют свои обеты и боятся дня, в котором зло распространиться» (аль-Инсан 7),


и потому что посланник приказал выполнять:

«من نذر أن يطيع الله فليطعه»

«Тот, кто дал обет подчиняться Аллаха, пусть подчиняется».


Но не следует ему давать обет и не надо давать, исходя из того что предшествовало из хадиса, в словах пророка :


«لا تنذروا فإن النذر لا يرد من قدر الله شيئاً»

 

«Не приносите обет, воистину, обет не отвращает из предопределения Аллаха ничего».


Обет не является причиной для избавления и не является причиной для достижения желаемой вещи, и тем самым нет никакой необходимости в обете. Но это какая-то вещь, которой обязывает себя человек, и исходит только от скупого. Затем после этого сожалеет и обременяет себя, и желает того, чтобы он не давал обет. Шариат же, хвала Аллаху пришел с тем, что мягче для людей и полезнее для людей, а это, запрет давать обет. Да благословит вас Аллах.




http://www.binbaz.org.sa/mat/12192






 

شهر شوال كله محل لصيام الست
6-Весь месяц Шавваль является временем для поста шести дней.


Вопрос: Разрешается ли поститься в месяце Шавваль шесть дней по выбору, или у поста в эти дни есть определенное время? И становится ли он обязательным для него пост шести, если начал поститься? 


Ответ: Приходит достоверно от посланника Аллаха то, что он сказал:


«من صام رمضان ثم أتبعه ستاً من شوال كان كصيام الدهر»

 

«Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года» [1]. Его передал Муслим в своем достоверном сборнике.


Эти дни не являются определенными в месяце, напротив верующий их выбирает из всего месяца. Если хочет, может поститься в начале или во время него или в конце, если хочет, может разделять, если хочет, может поститься последовательно, дело свободное и хвала Аллаху. А если он поспешит в начале месяца и будет последователен, то так лучше. Так как это со стороны спешки в совершении благих дел. И не становится тем самым для него обязательным, напротив разрешено ему оставить его в любом году. Но продолжать держать его является лучшим и полным исходя из слов пророка :


«أحب العمل إلى الله ما داوم عليه صاحبه وإن قل»

 

«Самым любимым деяниям для Аллаха является то, в котором постоянен совершающий его, даже если его немного» [2], и Аллах дарует успех.



[1] Его передал Мулим в книге Поста, глава: Желательность постится шесть дней Шавваля № 1164. 

[2] Его передал Мулим в книге Поста, глава: Пост пророка вне Рамадана № 782.



Вопрос из программы «Нурун аля ад-дорб» кассета № 11 — Сборник различных фетв и статей, том 15.

 


http://www.binbaz.org.sa/mat/606






لا يشترط التتابع في صيام ست شوال
7- Не обуславливается последовательность в посте шести дней Шавваля.


Вопрос: Обязательно ли следует в посте шести дней Шавваля чтобы они были последовательными или нет греха в раздельном их посте в течение месяца? 


Ответ: Пост шести дней Шавваля является достоверной сунной от посланника Аллаха и дозволено поститься как последовательно, так и раздельно, потому что пророк сказал в свободной форме и не упомянул ни последовательность ни разделение, сказал, пророк :

«من صام رمضان ثم أتبعه ستاً من شوال كان كصيام الدهر»

«Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года» [1]. Его передал имам Муслим в своем достоверном сборнике.


И помощь от Аллаха. 


[1] Его передал Мулим в книге Поста, глава: Желательность поститься шесть дней Шавваля № 1164. 




Было опубликовано в книге «исламские фетвы», собрал и упорядочил достопочтенный Шейх Мухаммад аль-Муснад т. 2, стр. 165,


и в журнале «аль-Фуркан» № 106 за месяц Шавваль 1419 г.х. Сборник различных фетв и статей, том 15.

 


http://www.binbaz.org.sa/mat/607






حكم صيام السبت لمن صادف أحد أيام الست من شوال
8-Положение поста в субботу для тех, у кого выпал на нее один из шести дней Шавваля.


Вопрос: Если мы хотим поститься шесть дней Шавваля последовательно, и один день выпадает на субботу, как следует нам поступить поститься или разговляться? 


Ответ: Как уже предшествовало, лучше поститься последовательно. Пост в субботу — нет в нем проблем даже если отдельно. Потому что хадис, в котором приходит запрет на пост в субботу:

«إلا فيما افترض عليكم»

«за исключением того, который является обязательным» — этот хадис является слабым, как уже предшествовало. Не достоверен от пророка .



http://www.binbaz.org.sa/mat/13759






حكم صيام الست من شوال بنية الجمع بين القضاء والحصول على أجر الست
9-Положение поста шести дней Шавваля с намерением объединения между восполнением и получением награды за шесть дней Шавваля.


Вопрос: Разрешается ли женщине объединить между шестью днями Шавваля и восполнением того что осталось из Рамадана в эти шесть дней, вместе с намерением восполнения и получения награды. Или непременно сначала надо восполнить, а затем поститься шесть дней Шавваля? 


Ответ: Да, начинать надо с восполнения, затем держать пост шести если захочет. Пост шести дней добровольный, и если она восполнит в Шаввале то, что осталось на ней, затем подержит пост шесть из Шавваля, то это великое благо. А что касается поста шести с намерением восполнения и шести дней Шавваля, то мы не считаем, что она может получить вознаграждение за шесть. Шесть дней нуждаются в намерении особенном в определенные дни.



http://www.binbaz.org.sa/mat/13470

 




حكم قضاء الست بعد شوال[
10-Положение восполнения шести после Шавваля.


Вопрос: Женщина постилась шесть дней Шавваля каждый год, и в один год родила ребенка в начале месяца Рамадан, и отчистилась от послеродового кровотечения лишь по истечению Рамадана, затем после очищения стала восполнять Рамадан. Должна ли она также восполнять шесть дней Шавваля после восполнения Рамадана, если это даже вне Шавваля или не обязывается кроме как восполнением Рамадана? И становится ли обязательным постоянство в посте шести дней Шавваля или нет? 


Ответ: Пост шести дней Шавваля сунна а не обязанность, исходя из слов пророка :


«من صام رمضان ثم أتبعه ستاً من شوال كان كصيام الدهر»

«Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года», его передал имам Муслим в своем достоверном сборнике.


И упомянутый хадис указывает на то, что нет греха в том, что-бы постится последовательно или раздельно, по причине обобщенности слов. А спешить с выполнением лучше; исходя из слов Пречистого: 


«وَعَجِلْتُ إِلَيْكَ رَبِّ لِتَرْضَ»

«Я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен» (Та-Ха 84)


И исходя из того на, что указывают аяты Корана и хадисы пророческие о достоинстве соревнования и спешки совершать добро. И не является обязательным быть постоянным в этом, но лучше, исходя из слов пророка


«أحب العمل إلى الله ما داوم عليه صاحبه وإن قل»

«Самым любимым деяниям для Аллаха является то, в котором постоянен совершающий его, даже если его немного».


И не узаконено восполнять его (пост шести) после окончания Шавваля; потому что это сунна было упущено его время, без разницы было оставлено по оправдательной причине или без оправдания. И Аллах дарует успех.




Было опубликовано в книге «Призыв» т. 2, C 172, и в газете мусульмане № 526, число и дата 02/10/1415 г.х.,


и в книге и в книге «исламские фетвы», собрал и упорядочил достопочтенный Шейх Мухаммад аль-Муснад т. 2, стр. 165.


Сборник различных фетв и статей, том 15.

 


http://www.binbaz.org.sa/mat/604






صيام الست سنة وليس بواجب ومن لم يستطع إكمالها لعذر شرعي يرجى له أجرها
11-Пост шести сунна а не обязанность, и кто не может завершить его по оправдательной причине надеемся на его награду.


Вопрос:  Сестра, обозначившая свое имя С. К. Л. из Аммана в Иордании говорит в ее вопросе: я начала поститься шесть дней Шавваля, но я не смогла завершить его в связи с некоторыми обстоятельствами и работай. Так что осталось на мне из него два дня. Что же мне делать, о достопочтенный Шейх? Восполнить ли мне их? И есть ли на мне грех за это? 



Ответ: Пост шести дней Шавваля поклонение желательное не является обязательным. И ты вознаграждаешься за то, что постилась из него. И надеемся что тебе запишется вознаграждение полным, если попрепятствовало тебе в завершении оправдание узаконенное; исходя из слов пророка


«إذا مرض العبد أو سافر كتب الله له ما كان يعمل مقيماً صحيحاً»

«Если раб заболевает или отправляется в путь, Аллах записывает ему такое же вознаграждение, как за то, что он делал, находясь дома и будучи здоровым» [1] Его передал аль-Бухари в своем достоверном сборнике.


И не лежит на тебе восполнение того, что ты оставила. И Аллах дарует успех.


[1] Его передал аль-Бухари в книге аль-Джихад, глава: Находящемуся в пути записывается то, что он обычно делал дома., № 2996. 




Из вопросов адресованых, на имя достопочтенного из журнала"аль-Арабия«, и опубликовано в журнале «Призыв» № 1677,


число и дата 04/10/1419 г.х.. Сборник различных фетв и статей, том 15.


http://www.binbaz.org.sa/mat/613

 





حكم من قدم صيام الست على القضاء جاهلا
12-Положение того кто постился шесть дней Шавваля прежде восполнения по незнанию.


Вопрос: Во время Рамадана я болел два дня, а после Рамадана я не восполнил а напротив постился шесть дней Шавваля. И я хочу, после поста шести восполнить тот пост который я пропустил, каково положение того что я совершил? 


Ответ: Для тебя было узаконено вперед ставить два дня, перед шестью. Но по причине твоего незнания ты будешь их держать после этого и хвала Аллаху. И нет на тебе ничего если ты их продержишь прежде Рамадана. А если ты задержишься в их восполнении до наступления следующего Рамадана, то тебе вместе с держанием поста (восполнения) надо будет накормить одного бедняка за каждый день. Один Са`[1] за два дня, за каждый день половину Са`, раздаешь некоторым неимущим.


[1] Один са’ равен четырем муддам, а один мудд — это то, что помещается в две соединенные ладони.



См. «Маусу’атуль-фикъхия» 3/163.

 





Перевел нуждающийся в милости Аллаха, Абу Идрис Динар. 

Альметьевск, 7 Шавваль 1435 г.х./03.08.2014.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...