Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Устранение путаницы в понятии «Иджаза»

 

Многие не имеют ясного понимания о том, что представляет собой нынешняя «иджаза», поэтому обманываются ими, и начинают превозносить обладателей этих «иджаз» выше их подлинного места.

 

Термин «иджаза» был введен исламскими учеными для надежной передачи Корана и хадисов, и означал – устное или письменное разрешение, данное шейхом своему ученику, позволяющее ему передавать от имени своего шейха. Таким образом ученик становился очередным звеном в цепи передачи. Позже «иджаза» обрела множество видов, и стала использоваться в самых различных науках. Разрешение на обучение исламским наукам и выдачу фетв, также стали называть «иджазой».

 

Условия, которые предъявлялись к тому, кто требует «иджазу» и тому, кто имеет право ее выдавать, были разными, в зависимости от времени и места. В одно время они были жесткими, а в другое – проявлялось чрезмерное послабление. Однако уже давно никакие условия не соблюдаются. Поэтому сегодня, чтобы получить «иджазу» достаточно прочитать шейху сочинение, на которое студент желает «иджазу». Иногда сам шейх читает студентам книгу, а затем дает им на нее «иджазу». И что примечательно, бывает такое, что «иджаза» дается не только тем, кто присутствовал на уроках изучения этой книги, а каждому, кто присутствует во время выдачи «иджазы». Не раз бывало, что человек оказывался в кружке случайно и получал вместе с остальными «иджазу». Самим студентам известны случаи, когда письменную «иджазу» получал даже тот, кто не мог прочитать написанное в ней, ввиду не знания арабского языка. Иной раз, и без всех этих церемоний, шейх может заявить присутствующим или группе своих учеников, что дает «иджазу», к примеру, на сборник хадисов имама ат-Тирмизи, или на все труды шафиитской правовой школы и т.п.

 

Посему не удивляет, что многие получают «иджазу» на книгу, зная из нее лишь одно название, при полном неведении о содержании. Именно поэтому выдающийся ученый, знаток хадисов имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Настоящая «иджаза» была важна и значима в далекие времена, до того, как стала лишь символикой и формой, подобно тем, что сегодня выдают некоторые университеты и шейхи. Кто-то говорит: “Я выдал иджазу такому-то”, но едва ли тот что-либо смыслит

 

Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур №636 (00:35:08-00:35:33)

 

Обладатель иджазы становится очередным звеном в цепочки передачи, но, по сути, цепочка, в которую он входит не имеет никакой ценности. Ибо после собрания хадисов в специальные своды, необходимость в передаче с иснадом  у последующих поколений отпала. Авторы этих сборников приводят вместе с каждым хадисом цепочку передачи, восходящую к ее началу. После них, передача через цепочку и выдача иджазы стали носить лишь формальный акт.

 

Хафиз Ибн Салях (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Передача с неразрывными цепочками рассказчиков, в наше время, да и уже задолго до нашего времени, предназначена не для установления степени достоверности сообщений, ибо среди них есть такие цепочки передатчиков, в которых присутствуют шейхи, не знающие то, что они передают и не обладающие точностью в своих записях, которые были бы пригодны для того, чтобы опираться на них в установлении степени достоверности сообщений. Целью же передачи с цепочками рассказчиков является сохранение [традиции] передачи по цепочкам [от одного звена к другому, из поколения в поколение]. Иснад – уникальная особенность исламской общины, да возвеличит Аллах ее достоинство и увеличит ее почтенность

 

Источник: Сыянату Сахих Муслим. Т.1 С.117. Дар аль-Гарб аль-Ислями. Бейрут. 1408 г.х.

 

Если такое в своего время сказал хафиз Ибн Салях живший в промежутке 577-643г.х., то что же говорить о нашем времени?

 

Сказали ученые постоянного комитета по научным исследованиям и вынесению фетв КСА: “У некоторых ученых есть цепочки, восходящие до сочинений по собранию Сунны. Однако они не имеют ценности ввиду их длинны, а также неизвестности многих передатчиков со стороны их приемлемости и точности

 

Источник: Фатауа аль-Ляджна ад-Даима Т.4. С. 371.

 

Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Все иджазы последних веков, за исключением редких случаев, носят символический характер, и не имеют никакой ценности…

Выдачу иджаз я считаю полнейшим абсурдом, ибо эта иджаза не наделяет человека знанием, она несет лишь символический характер. [Люди говорят:] “Клянусь Аллахом, у такого-то иджаза от такого-то”. И что же понимают обычные люди? Что у такого-то иджаза от такого-то, и чем большее количество давших ему иджазу, тем выше степень этого человека. Но по сути он топчется на месте. Человек никакой практической пользы не получает от этой иджазы. Пользу он получает от проявленного собственного старания и усердия [в приобретении знаний]

 

Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур №037 (00:37:58-00:47:11)

 

Подытоживая все выше изложенное, можно сказать, что «иджаза» – дань традиции, и потеряв давно свою ценность, носит лишь символический характер. Обладание иджазами не является критерием наличия у человека знаний, поскольку иджаза не избавляет человека от невежества и не наделяет его знанием. Тем более, что некоторые заняты лишь накоплением иджаз, а не приобретением знаний. Отвлекаются от лучшего занимаясь тем, что ниже по достоинству. Пользу человек получает от проявленного собственного старания и усердия в приобретении знаний. В связи с чем, для студентов, при упоминании своих «иджаз», более подобающим будет разъяснение их сути, дабы простой обыватель не обольщался ими.

 

Не будет лишним тут упомянуть и то, что некоторые для предания своей персоне важности и статуса, приписывают себя к ученикам известных ученых. Однако проповедует совсем иное, нежели то, к чему призывали и обучали эти ученые. Поэтому, нельзя обольщаться заявлениями о том, что некий студент посещал уроки и сопровождал долгое время выдающегося ученого. О человеке, в первую очередь, свидетельствуют его слова и дела. Мы смотрим на соответствие его призыва тому, к чему призывал тот шейх, к имени и авторитету которого он прибегает.

 

Надеюсь, эта краткая заметка принесет пользу, и впредь позволит правильно оценивать слова о том, что некий студент входит в цепочку передатчиков какого-то хадиса, или у него иджаза на передачу Сахих аль-Бухари и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...