Рекомендуемые сообщения

Нечистоты («наджасат») множественное число от слова «наджаса», которое используется для обозначения того, что люди со здравым естеством считают скверным и оберегаются от него, и в случае попадания на одежду отстирывают его, например, как моча или кал[1].

За основу необходимо принимать в вещах то, что они дозволены и чисты. И кто заявляет о том, что какая-то вещь является нечистой, то должен привести довод. Если же приведет, то нам остается только следовать ему. В противном же случае, если не может привести или же приводит то, что не соответствует критериям довода, то является обязательным ограничиться тем, что взято за основу в вещах[2]. Потому что суждение (хукм) о нечистотах есть вменяющий в обязанность суждение, которое является общей потребностью, и не дозволено выводить такие суждения без установления доводов[3].

 

 

Те вещи, на что установлен довод об их нечистоте.

 

 

1 и 2. Моча и испражнения человека.

 

Что касается экскрементов, то передается в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Кто из вас наступит своими сандалиями на неприятное, то земля будет ему средством очищения»[4].

 

Неприятное представляет собой все то, от чего человек испытывает боль и обиду, как от нечистот, экскрементов, камней, колючек и тому подобных вещей[5]. А в данном хадисе под ним подразумевается нечистое, как это видно из него.

 

А что касается мочи, то в хадисе Анаса, да будет доволен им Всевышний Аллах, сообщается, что некий бедуин начал мочиться в мечети, и некоторые сподвижники набросились было на него, но посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Оставьте и не отвлекайте его», а когда бедуин перестал мочиться, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел вылить туда ведро воды[6].

 

3 и 4. Мази и вади.

 

Мази – прозрачная липкая жидкость, которая может выделяться как у мужчин, так и у женщин под воздействием похоти, но без страсти и оргазма, его выделение не ощущается и не сопровождается расслабленностью[7]. Она является нечистым, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел смыть его с полового органа. Сообщается от ‘Али, да будет доволен им Всевышний Аллах, что он сказал: «Я был мужчиной, у которого обильно выделялся мази, и я стеснялся спросить об этом у пророка, мир ему и благословение Аллаха, из-за положения его дочери. Поэтому я попросил Микъдад ибн аль-Асвада разузнать, на что пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Пусть моет половой орган и совершит частичное омовение (вуду)»»[8].

 

Вади же – это белая густая жидкость, которая может выделяться после мочеиспускания[9]. Она также нечиста. От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Всевышний Аллах, передается: «Говоря о семени, мази и вади, можно сказать следующее. Что касается семени, то из-за него необходимо полное омовение, а что касается мази и вади, то пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Помой половой орган и соверши такое же частичное омовение, как совершаешь его для молитвы»»[10].

 

5. Помет животных, чье мясо не употребляется в пищу.

 

От ‘Абдуллы, да будет доволен им Всевышний Аллах, передаётся, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, собрался освободить кишечник и попросил меня принести ему три камня. Я нашел всего два камня и вместо третьего принес ему кусок помета. Он взял камни и выбросил помет, сказав: «Это – грязная вещь»[11].

 

6. Менструальная кровь.

 

Передают, что Асма бинт Абу Бакр, да будет Всевышний Аллах доволен ею и ее отцом, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говоря об одежде, на которую попала менструальная кровь, сказал: «Она должна поскоблить ее, постирать в воде и прополоскать, и только после этого она может совершать в ней намаз»[12].

 

7. Слюня собаки.

 

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если собака попьет из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, его следует промыть семь раз, использовав в первый раз землю»[13].

 

8. Мертвечина.

 

Это дохлые животные, умершие своей смертью без шариатского заклания. На это указывают слова пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Когда шкуру (ихаб) дубят, она очищается»[14]. А «ихаб» – это шкура дохлых животных. Исключается из этого:

1.    Мертвечина рыб и саранчи. От Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Всевышний Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Нам разрешается [употреблять в пищу] два вида мертвых животных и два вида крови: мертвую саранчу и мертвую рыбу, а также кровь печени и селезенки»[15].

2.    Мертвечина, у которого нет текучей крови, например, мухи, муравьи, пчелы и тому подобные. От Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Если муха попала в ваше питье, то окуните ее в него полностью, а затем выбросите ее, ибо в одном из ее крыльев – недуг, а в другом – исцеление»[16].

3.    Кости, рога, копыта, волосы и перья мертвечин чисты, основываясь на принятую основу в вещах, а это чистота. Аль-Бухари передает в примечании[17], что аз-Зухри сказал, когда спросили его о костях мертвечины подобно слону и других животных: «Застиг я ученых людей из числа предшественников, что они причесывались и умащались ими, и не видели в них ничего предосудительного».

Хаммад сказал: «Нет проблем в перьях мертвечины».


 


 


[1] Ар-Рауда ан-Надиййа 1/12.


[2] Ас-Сайл аль-Джаррар 1/31.


[3] Ар-Рауда ан-Надиййа 1/15.


[4] Достоверный хадис: Сахих Сунан Аби Дауд 834, Сунан Аби Дауд 2/47/381.


[5] ‘Ауну аль-Ма’буд 2/44.


[6] Достоверный хадис: Сахих аль-Бухари 10/449/6025, Сахих Муслим 1/236/284.


[7] «Шарх Сахих Муслим» ан-Навави, 3/213.


[8] Достоверный хадис: Сахих аль-Бухари 1/230/132, Сахих Муслим 1/246/303.


[9] Фикх ас-Сунна 1/24.


[10] Достоверный хадис: Сахих Сунан Аби Дауд 190, аль-Бейхакый 1/115.


[11] Достоверный хадис: Сахих Сунан Ибн Маджах 253, Сахих Ибн Хузайма 1/39/70, Сахих аль-Бухари 1/256/156, Сунан ан-Насаи 1/39, Сунан ат-Тирмизи 1/13/17, Сунан Ибн Маджах 1/114/314.


[12] Достоверный хадис: Сахих Муслим 1/240/291, Сахих аль-Бухари 1/410/307.


[13] Достоверный хадис: Сахих аль-Джами’ ас-Сагыр 3933, Сахих Муслим 1/234/(91)279.


[14] Достоверный хадис: Сахих аль-Джами' ас-Сагыр 511, Сахих Муслим 1/277/366, Сунан Аби Дауд 11/181/4105.


[15] Достоверный хадис: Сахих аль-Джами' ас-Сагыр 210, аль-Фатх ар-Раббани 1/255/96, аль-Бейхакый 1/254.


[16] Достоверный хадис: Сахих аль-Джами' ас-Сагыр 837, Сахих аль-Бухари 10/250/5782, Сунан Ибн Маджах 2/1159/3505.


[17] Фатх аль-Бари 1/342.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты