Перейти к содержанию

Когда нужно начинать обучать детей религии?


Рекомендуемые сообщения

Вопрос: «Когда мне нужно начать обучать детей религии?»

Ответ шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах: «Детей начинают обучать и воспитывать в религии тогда, когда они достигают возраста разумного мышления. Это соответствует словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, и наказывайте их за ее невыполнение, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» № 5868. Когда ребенок достигает возраста разумения, отцу ребенка повелевается обучать и воспитывать его, прививать любовь к благому, обучать его Корану, хадисам и правовым нормам шариата, соответствующим возрасту ребенка. Как обучение омовению, молитве, словам поминания Аллаха перед сном, при пробуждении ото сна, перед принятием пищи и питьем. Так как к возрасту разумения ребенок уже понимает то, что ему повелевают и то, что ему запрещают.

Ребенку также необходимо запрещать неподобающие поступки, разъясняя, что вещи подобно лжи, сплетни и т. п. запретны. Дабы с самого детства рос впитывая в себя хорошее и сторонясь плохого. Это весьма важная задача в отношении детей, к которой некоторые люди относятся невнимательно. Многие люди не проявляют заботу о своих детях, не направляют их правильной стезей, оставляют их предоставляя самим себе. Родители не велят им совершать молитву, не направляют к благому. Поэтому дети растут невежественными, совершают неподобающие поступки, общаются с плохими людьми, болтаются по улицам, забрасывают учебу, и всякое прочее вредоносное в котором растет мусульманская молодежь по причине небрежности их отцов.

Ответственность за детей несут отцы, так как Аллах именно на них возложил эту обязанность. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, и наказывайте их за ее невыполнение, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно». Данное повеление и обязанность обращены к отцам. Поэтому кто не повелевает своим детям совершать молитву, тот ослушается Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и совершает запретное, он не выполняет обязательное веление, с которым к нему обратился посланник, мир ему и благословение Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» аль-Бухари № 893, Муслим № 1829. Однако некоторые отцы заняты своими мирскими делами, и не уделяют детям часть своего времени, все их время посвящено мирским делам. Это огромная опасность, которая распространилась в среде мусульман, ставшая причиной испорченного воспитания детей, в результате чего они непригодны ни для религиозных, ни для мирских дел. И только Возвышенный и Великий Аллах дает силу для изменения положения».

Источник: аль-Мунтака мин Фатауа аш-Шейх аль-Фаузан. Джуз 5 суаль 421. И’тад маукы’ Рух аль-Ислям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибрахим ан-Наха’и один из таби’инов и один из учеников Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто свидетельствовал или давал обещание». Бухари 2652 и Муслим 2533.

Шейх Фаузан, да сохранит его Аллах, по поводу этого хадиса говорил: «Предшественники использовали побивание как метод воспитания. Даже посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказывал побивание, говоря: «Приказывайте свой детям намаз в 7-лет и побивайте за это (за невыполнение молитвы) в 10 лет». Побивание является одним из методов воспитания. Учителя и воспитатели побивают учеников в целях воспитания. Правители побивают воспитывая и делая выговор. Муж побивает свою супругу за ее непокорность. Те которые порицают этот метод, говорят: «Воистину этот метод является безуспешным». Эти люди, которые так говорят, на них повлиял Запад и воспитание Запада. Они передают нам это, следуя им, поскольку обучились этому от них. А что касается того, что явилось от Аллаха и его посланника, и от наших праведных предшественников — это метод побивания, который является успешным средством. Однако соблюдая границы, чтобы не было это с жестокостью, рассекая кожу или ломая кости, а было по мере нужды. 

Также со слов Ибрахима ан-Наха’и, мы извлекаем пользу, что надо нам обязательно заняться воспитанием детей, так как это путь праведных предшественников. А что касается сегодняшнего времени, то не существует тех, кто удерживает детей (от плохого). Они (дети) делают всё что хотят: разгуливают и забавляются во всех местах на улице. Причиняя страдания людям, оставляют намаз, ругают друг друга, даже может быть употребляют запретное, имеют отношения с нехорошими людьми и гуляют с ними. Нет никого, кто спрашивал бы о своих детях. Однако если у него есть овцы, то ты непременно увидишь как он о них заботиться. Запирает двери сарая, не оставляя щелей, чтобы они не вышли от туда. Однако его не интересуют дела своих детей. Они заходят или выходят, совершают нечестие или благодеяние. Он не отчитывает их и не контролирует. И по причине этого его дети растут испорченными, кроме тех над кем смиловался Всевышний Аллах. См. «Ийануту аль-мустафид бишархи китаби ат-таухид», глава 62.

Также шейх Ибн ’Усаймин, да смилуется над ним Аллах, когда толкуя хадис, в котором было сказано: «Воистину Аллах предписал проявлять добро во всех вещах» (Муслим) сказал: «Даже в наказании детей надлежит проявлять добро. Если ты наказываешь своего сына, то проявляй добро в воспитании. Не наказывай сурово. Некоторые люди наказывают своих детей сурово, полагая что это принесет пользу, а на самом деле это не так.

Побивайте их не доходя до крайности. Поэтому сказали учёные в «Главе о преступлениях»: „Если мужчина бил своего сына, доходя до крайности, и он умер, то он за него отвечает, а если же он воспитывал обычным воспитанием без суровости и он умер, то он за него не отвечает“. Аллах лучше знает». См. «Шарх аль-Арба’ин ан-Науауи ли шейх Мухаммад ибн Салих аль-’Усаймин», хадис № 17.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Также шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил поводу слов Ибрахим ан-Наха’и, который рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто свидетельствовал или давал обещание» :

«Также извлекаемая польза, что саляфы уделяли внимание на воспитанию детей и то, что из их манхажа (метода) — побивание, который они воплощали, следуя указанию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, велевшего побивать тех детей, которые достигли десяти лет и не совершают намаз. Однако дозволенность побивания должно соответствовать следующим условиям:
Первое: Чтобы ребенок был воспринимающим воспитательное наказание, и чтобы воспитатель не побивал того, кто не знает смысла побивания.
Второе: Воспитательную меру должен воплощать тот, кто опекунствует над ним.
Третье: Чтобы он не преступал границы в количестве, или способе, или разновидности, или предмете или тому подобное.
Четвертое: Чтобы ребенок совершал то, что действительно заслуживает воспитательное наказание.
Пятое: Чтобы воспитатель намеревался этим воспитать его, а не мстить за себя. Если же его цел, является местью, то он не является воспитателем, а он является победоносным». См. «Каулуль-Муфид», стр. 639.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим 66: 6).

‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал касательно этого аята: «Обучайте себя и свои семьи благому, а также воспитывайте свои семьи». Ибн аль-Мубарак в «аль-Бирр уа-ссыля» 189, Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 322. Имамы аль-Хаким и аз-Захаби подтвердили достоверность.

Абу Хасан ‘Али Иклия говорил: «Этот аят указывает на то, что мы обязаны обучать наших детей и членов семьи религии и благому, а также требуемому этикету». См. «Тафсир аль-Къуртуби» 18/128.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем для своих подданных. Мужчина является пастырем для своей семьи. И женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству!» аль-Бухари 5200, 7138.

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждая душа из сынов Адама является господином. Мужчина является господином в своей семье, а женщина является госпожой в ее доме». Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» 388. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4565.

Со слов Ибн ‘Умара также сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кому бы из числа Своих рабов Всевышний Аллах ни дал главенство над малым количеством подчиненных или большим, Он обязательно спросит его в Судный день, устанавливал ли он среди них веления Аллаха Всевышнего или нет! И спросит Он в частности за членов его семьи». Ахмад 2/15, Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 325. Шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «В своё время Пророку, мир ему и благословение Аллаха, передали, что я говорю: „Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться по ночам до конца своей жизни!“ Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: „Не делай же так, но постись и разговляйся, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у детей твоих есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право“». аль-Бухари 1976, 3418, Муслим 1159.

О словах «у детей твоих есть на тебя право», имам ан-Науауи сказал: «В этом указание на то, что отец обязан воспитывать и обучать своего ребёнка тому, в чем он нуждается из положений религии. И это обучение является обязательным для отца и прочих опекунов ребёнка, пока мальчик или девочка не достигнет совершеннолетия. Об этом говорил аш-Шафи’и и его сторонники. Также они говорили, что и матери обязаны этим, если нет отца, ибо это имеет отношение к воспитанию, в котором они также принимают участие». См. «Шарх Сахих Муслим» 8/44.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выступили в путь и уже достигли Байды, у меня порвалась нить ожерелья. Узнав об этом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. В этих местах не было воды, и некоторые участники похода пришли к моему отцу — Абу Бакру ас-Сиддику, и сказали ему: „Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и остальных людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!“ Услышав это, Абу Бакр пришёл ко мне, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, положивший голову мне на колени, уже заснул. Он сказал: „Ты задержала Посланника Аллаха и других людей, не имеющих воды, там, где её нет!“ И он принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, покоилась у меня на коленях». аль-Бухари 334, Муслим 367.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе указание на то, что человек должен воспитывать свою дочь, даже если она уже взрослая, замужем и живет не в его доме». См. «Фатхуль-Бари» 1/433. 

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завещал мне семь вещей:
„1. Не приобщай к Аллаху сотоварищей, даже если тебя разрежут или сожгут.
2. Не оставляй сознательно обязательную молитву, ибо тот, кто оставил молитву — вышел из под покровительства Аллаха.
3. Не пей вино, ибо оно — ключ ко всякому злу.
4. Повинуйся своим родителям, даже если они повелят тебе отказаться от своего мирского.
5. Не веди тяжбу с обладателями власти, даже если будешь считать себя следующим истине. 
6. Не беги с поля боя, даже если тебе придется погибнуть, а твои друзья сбегут.
7. Расходуй со своего имущества на своих детей; не убирай трость от своей семьи; и устрашай их Всевышним Аллахом“». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 18. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «аль-Амали аль-мутлякъа» 75, «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» 14.

Со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Повесьте плётку там, где члены семьи смогут видеть её, ведь это более действенно в приучении их к дисциплине». ат-Табарани 10/344-345. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Маджма’у-ззауаид» 8/106, «ас-Сильсила ас-сахиха» № 1447.

Имам Ибн аль-‘Анбари сказал: «Никоим образом не предполагалось использование этого (кнута) для битья, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал никому делать это. Но суть хадиса в том, чтобы постоянно приучать семью к дисциплине». См. «Файдуль-Къадир» 4/325.

Ибн аль-Джаузи рассказывал: «Жил один король, владевший большим богатством, у которого была единственная дочь, помимо которой у него не было детей. Он очень сильно ее любил, и дозволял ей все виды развлечений. И так продолжалось в течение долгого времени. Недалеко от короля жил один религиозный человек, и однажды ночью во время чтения Корана, он повысил свой голос на словах: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим 66: 6). Дочь короля, услышав его чтение, велела служанкам: «Остановите его!» Но они не остановили. Верующий повторял этот аят, а девушка продолжала говорить: «Остановите его!», — но они не останавливали. Тогда она схватилась рукой за вырез и разорвала свою одежду. Они отправились к ее отцу и рассказали ему о произошедшем. Он пришел к ней и спросил: «Моя любимая дочь, что случилось с тобой сегодня вечером? Что заставило тебя плакать?» И обнял ее. Она сказала: «О отец, заклинаю тебя Аллахом, скажи мне, действительно ли у Аллаха Всевышнего есть пристанище, топливом для которого будут люди и камни?!» Он ответил: «Да». Она спросила его: «О отец, а что мешало тебе мне об этом рассказать?! Клянусь Аллахом, я не буду кушать вкусную еду и спать на мягкой кровати, пока не буду знать, мое место в Раю или в Аду!» См. «Сыфату-ссафуа» 4/437.

Суфьян говорил: «Было сказано: „Из числа прав ребёнка на родителя — чтобы он дал ему хорошее воспитание“». Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 332.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Коране Всевышний упоминает множество примеров того, как пророки и праведники уделяли особое внимание вопросу обучения и завещания детям единобожия:

Говоря о событиях, связанных с потопом и пророком Нухом (мир ему), Всевышний Аллах сказал: «Он поплыл с ними по волнам, подобным горам, и Нух воззвал к своему сыну, который одиноко стоял в стороне: „О сынок! Садись с нами и не оставайся с неверными!“» (Худ 11: 42).

Пророк Ибрахим (мир ему) просил Аллаха защитить его и его детей от многобожия, говоря: «Господь мой! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (Ибрахим 14: 35).

Ибрахим ат-Тайми и Суфьян ас-Саури говорили: «Кто же может чувствовать себя в безопасности от испытаний после опасения Ибрахима?!» ат-Табари в «ат-Тафсир» 13/228, Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 18/149.

Всевышний Аллах сказал: «Ибрахим и Я’къуб заповедали это своим сыновьям. Я’къуб сказал: „О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И не умирайте, кроме как будучи мусульманами!“» (аль-Бакъара 2: 136).

Также Всевышний Аллах поведал, что пророк Я’къуб (мир ему) перед смертью спросил у своих сыновей: «„Кому вы будете поклоняться после моей смерти?“ Они сказали: „Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исма’иля и Исхакъа, Одному Единственному достойному поклонения. Ему Одному мы покоряемся“» (аль-Бакъара 2: 133).

Всевышний Аллах сказал: «Вот Лукъман сказал своему сыну, наставляя его: „О сынок! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью“» (Лукъман 31: 13).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал: «Воистину, пророк Аллаха Нух (мир ему), когда к нему приблизилась смерть, сказал своему сыну: „Я делаю тебе завещание, повелевая тебе две вещи и запрещая тебе две вещи! Я повелеваю тебе слова: „Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха“ (ля иляха илля-Ллах), ибо, поистине, если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова „ля иляха илля-Ллах“ — на другую, то перевесит чаша с этими словами. А если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его! И велю тебе (произносить) слова: „Пречист Аллах и хвала Ему“ (Субхана-Ллахи уа бихамдих), ибо эти слова являются молитвой Аллаху со стороны всякой вещи, и посредством этих слов посылается удел творениям. И я запрещаю тебе многобожие и высокомерие“». Ахмад 2/169, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 548, аль-Хаким 1/148. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 134.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда я сидел верхом позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он сказал мне: „О мальчик, не научить ли тебя некоторым словам, посредством которых Аллах окажет тебе пользу?“ Я сказал: „Конечно“. Тогда он сказал: „Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он поддержит тебя в беде. Если захочешь попросить о чем-либо, то проси Аллаха; если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что перья уже подняты (от Хранимой Скрижали), а страницы высохли, а поэтому, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя, не могло обойти стороной. И поистине, победа приходит с терпением, радость с несчастьем, а с трудностью приходит облегчение“». Ахмад 1/293, 303, 307, ат-Тирмизи 2516, аль-Хаким 3/531-532, Абу Я‘ля 2556, Ибн Аби ‘Асым 316, ат-Табарани в «аль-Кабир» 2/134, и др. Достоверность этого хадиса подтвердили такие имамы, как: Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аль-‘Аджлюни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз, Мукъбиль ибн Хади. См. «Нур аль-икътибас» 18, «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 344, «Муафакъа аль-хубр аль-хабар» 328, «Макъасыд аль-хасана» 188, «Субулю-с-Салям» 4/267, «Тахридж аль-Муснад» 2804, «Тахридж Китаб ас-Сунна» 137-139, «ас-Сахих аль-муснад» 699.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Этот хадис включает в себя великие завещания и универсальные основы, относящиеся к числу важнейших дел религии. А один из ученых даже говорил: „Я поразмышлял над этим хадисом, и он меня поразил настолько, что после этого я едва мог сосредоточиться. Как жаль, что люди не знают этого хадиса и в недостаточной степени понимают его смысл“». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 345.

Имам Ибн ас-Сунни назвал в своем сборнике главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Глава о том, какое наставление следует давать детям, когда они уже соображают». См. «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 445.

Джундуб ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы были молодыми и резвыми людьми, находясь с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и мы изучали иман прежде, чем изучать Коран. Но затем мы начинали изучать Коран и увеличивали этим свой иман». Ибн Маджах 61, аль-Байхакъи 3/120, аль-Мустагъфири в «Фадаиль аль-Къуран» 271. Достоверность подтвердили хафиз аль-Бусыйри и шейх аль-Альбани.

Шейх ‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди сказал: «Из этого извлекается то, что изучать вопросы, связанные с вероубеждением следует прежде, чем изучать фикъх и Коран». См. «Инджах аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах» 1/63.

Абу Бакр ибн ‘Айяш рассказывал: «Однажды один человек сказал аль-А’машу: „Почему эти дети вокруг тебя?!“ На что аль-А’маш ответил ему: „Замолчи! Это те, кто сохраняют для тебя твою религию!“» аль-Хатыб в «аль-Кифая» 225.

Абу-ль-Асуад рассказывал: «Сподвижник аз-Зубайир ибн аль-‘Аууам, да будет доволен им Аллах, принял Ислам, когда ему было восемь лет. Его неверный дядя причинял ему страдания посредством разжигания дыма, чтобы тот оставил Ислам. Но аз-Зубайир отказывался, и когда его дядя увидел, что он все равно не откажется от Ислама, то оставил его в покое». Ибн Аби Хайсама в «ат-Тарих» 390.

Имам аз-Захаби сказал: «Родители обязаны обучать детей, начиная с первостепенных вещей. Сначала с того, чего он обязан избегать, что обязан совершать и какое должен иметь вероубеждение. Пусть отец обучает ребёнка вопросам, связанным с единобожием (ат-таухид), что Аллах — Господь миров, что Он — Творец всего, что Он — посылающий удел живым. А также, что Мухаммад — пророк Аллаха, что Ислам — его религия, пока ребёнок не привыкнет к этому и подобное не закрепится в нём. Когда ребёнок будет из числа различающих, то следует обучить его омовению и молитве. Также следует предостерегать его от таких вещей, как прелюбодеяние, воровство, ложь, употребление запретного, как кровь, мертвечина и т.п. А также объяснить ему, что после достижения им совершеннолетия ему начнут записываться грехи». См. «Масаиль фи таляб аль-‘ильм» 204.

Абу Умама, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды один юноша пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: „О Посланник Аллаха! Разреши мне совершать прелюбодеяние!“ Тогда люди повернулись к нему и стали прикрикивать со словами: „Прекрати! Прекрати!“ Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: „Подойди поближе“. Юноша приблизился к нему и сел, и тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: „Желаешь ли ты прелюбодеяние для своей матери?“ Он ответил: „Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя!“ Он сказал: „И другие люди тоже не желают этого для своих матерей. А желаешь ли ты этого для своей дочери?“ Он ответил: „Нет, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя!“ Он сказал: „И другие люди тоже не желают этого для своих дочерей. А желаешь ли ты этого для своей сестры?“ Он ответил: „Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллахом выкупом за тебя!“ Он сказал: „И другие люди тоже не желают этого для своих сестер. А желаешь ли ты этого для тёти со стороны твоего отца?“ Он ответил: „Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя!“ Он сказал: „И другие люди тоже не желают этого для тёть со стороны отца. А желаешь ли ты этого для тёти со стороны твоей матери?“ Юноша вновь ответил: „Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя!“ Он сказал: „И другие люди тоже не желают этого для своих теток, сестер своих матерей“. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, положил на него свою руку и произнёс: „О Аллах! Прости его грехи, очисть его сердце и обереги его половой орган!“ После этого, этот юноша никогда не устремлялся к подобному». Ахмад 5/256, ат-Табарани в «аль-Кабир» 7679. Хадис достоверный. См. «Маджма’у-ззауаид» 1/129, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 370.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всевышний Аллах сказал: «Помяни в Писании Исма’ила. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком. Он повелевал своей семье совершать молитву и выплачивать закят, а Господь его был доволен им» (Марьям 19: 54-55).

Всевышний Аллах также велел и пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха: «Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её» (Та ха 20: 132).

Со слов ‘Аиши, ‘Али, Саубана и других сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Перо поднято от троих: от ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия; спящего, пока он не проснется; и сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум». Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041, ад-Дарими 2296, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи 6/57, аль-Баззар 1540. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хазм, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.

Что же касается совершеннолетия ребёнка, то оно достигается одним из следующих способов:
1. Либо появлением поллюции.
2. Либо появлением жёстких волос вокруг полового органа.
3. Третий признак, касающийся только девочек — появление месячных.
4. Либо по достижении пятнадцати лет, если до этого не было упомянутых признаков.
Что же касается иных признаков, как изменения голоса во время переходного возраста, наличие волос подмышками, щетины, усов, и т.п., то все это не относится к признакам совершеннолетия. См. «аль-Мугъни» 4/297, «аль-Хауи» 6/343, «Маталиб ули ан-нуха» 3/404.

— Важнейшим из обрядов поклонения, к которому следует приучать детей, является молитва! Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от нее с десяти лет. А также укладывайте их спать раздельно». Ахмад 6689, Абу Дауд 494, 495. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Хуляса» 1/252, «аль-Бадр аль-мунир» 3/238, «Сахих аль-джами’» 5868.

Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: «Указание в хадисе повелевать детям молитву и бить за нее в случае отказа в том, чтобы приучать ребёнка к этому, а не в том, что молитва в его возрасте обязательна для него». См. «аль-Кифая» 63.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Слова „и бейте их за отказ от нее с десяти лет“ указывают на обязательность. Однако это связано с тем, чтобы битье приносило пользу. Ведь бывает так, что иногда ты бьешь ребёнка, но это не приносит пользы, а напротив, он лишь издает вопли и кричит, а пользы никакой нет. Также в хадисе речь идет о битье, которое не наносит увечья, которое применяется для достижения исправления, а не для нанесения вреда». Сл. «Ликъаат Баб аль-мафтух» 95.
Имам аль-Байхакъи в своем сборнике «ас-Сунан аль-кубра» назвал главу, в которой привел упомянутый хадис, следующим образом: «О том, что отцы и матери должны обучать детей положениям, связанным с очищением и молитвой», после чего привел следующие сообщение:
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Обучайте ваших детей относиться бережно к молитве, чтобы они привыкли к благому. Ведь, поистине, благое совершается посредством привычного». аль-Байхакъи 3/84. Иснад достоверный.

— От ар-Рубайи’ бинт Му’аууиз, да будет доволен ею Аллах, сообщается: «Утром в день ‘Ашуры Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил гонца возвестить в селениях ансаров следующее: „Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведет его до конца“. С тех пор мы соблюдали пост (в день ‘Ашура) сами и заставляли поститься наших детей. Мы делали для детей игрушки из шерсти. И они постились вместе с нами, а когда они просили поесть, мы давали им игрушки, которые отвлекали их, чтобы они довели пост до конца». аль-Бухари 1960, Муслим 1136.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Большинство учёных считают, что несовершеннолетний не обязан поститься, как мы уже говорили, потому что дети такого возраста, упомянутые в хадисе, не могли быть совершеннолетними (мукалляф), и это делалось с целью приучения к посту». См. «Фатхуль-Бари» 4/200.

Имам ан-Науауи сказал: «В этом хадисе указание на приучение детей к покорности, чтобы они привыкали к поклонению, хоть и не обязаны этим». См. «Шарх Сахих Муслим» 8/14.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встретивший в местности ар-Рауха группу всадников, спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мусульмане», после чего спросили его: «А кто ты?» Он ответил: «Посланник Аллаха». Тогда одна женщина подняла к нему своего маленького сына и спросила: «А засчитается ли хадж для него?» Он ответил: «Да, и тебе за это награда». Муслим 1336.

Однако следует отметить, что, несмотря на действительность хаджа ребёнка по единогласному мнению ученых, такой хадж не снимает с него обязанности выполнения этого столпа Ислама по достижению им совершеннолетия! См. «Миннатуль-Мун’им фи шарх Сахих Муслим» 2/334.

— Также необходимо приучать детей к заучиванию Корана, ведь память детей лучше, чем память взрослого, и тем более после того, как ребёнок, знающий Коран наизусть станет совершеннолетним, ему будет проще изучать Книгу Аллаха и понимать ее. И наши саляфы побуждали детей учить Коран. ‘Абдуллах ибн ‘Иса говорил: «Эта община не перестанет пребывать во благе, пока будет обучать своих детей Корану!» Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 309.

Имам аш-Шафи’и говорил: «Я выучил весь Коран, когда мне было семь лет. И выучил сборник хадисов „аль-Мууатта“, когда мне было десять». См. «Маназиль аль-аимма аль-арба’а» 205, «Тауали ат-тасис» 54.

Имам ан-Науауи говорил: «Первое, с чего необходимо начинать изучать знание — это заучивание великого Корана. Воистину, это является наиважнейшим знанием! И саляфы не обучали хадису и фикъху никого, кроме выучившего Коран. Если же человек выучил Книгу Аллаха, то пусть остерегается отвлекаться от него хадисами, фикъхом и иными науками так, что это повлечёт забывание Корана». См. «аль-Маджму’» 1/38.

— То же самое касается и приучения девочки к ношению покрывала. Ученые Постоянного комитета говорили: «Опекуну девочки следует приучать ее к покрывалу прежде, чем она достигнет совершеннолетия, чтобы она приучалась, и ей было легко это делать». См. «Фатауа аль-Ляджна» 17/219.

Что же касается конкретного возраста, с которого следует приучать девочку к ношению платка, то ученые высказывали различные мнения. Кто-то говорил, что следует это начинать с семи или максимум с десяти лет, опираясь на вышеприведенный хадис: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет». 
А кто считал, что это следует делать с девяти лет, опирался на сообщение, которое передается от ‘Аиши: «Когда девочка достигает девяти лет, она становится женщиной». ат-Тирмизи 1109.

Когда шейха Ахмада ан-Наджми спросили о возрасте, с которого обязателен для девочки платок, он сказал, опираясь на данное сообщение от ‘Аиши, что следует обязывать с этого возраста.

Однако это сообщение от ‘Аиши назвал недостоверным Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, а шейх аль-Альбани сказал, что его приводят ат-Тирмизи и аль-Байхакъи без какого-либо иснада. См. «‘Аридатуль-ахуази» 5/24, «Ируа аль-гъалиль» 1829.

Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Моей дочери четыре года. Она любит надевать ‘абаю (широкий плащ), подражая своей матери. Я решил сшить ей на заказ ‘абаю, но один из братьев высказал мне порицание (мол, еще рано). Прав ли он?»

Шейх ответил: «Не прав. Она день надевает его, потом снимает, ибо таково поведение детей. Однако то, что она приучается к этому, нет в этом проблем». См. «Шарх Сунан Аби Дауд» 32/450.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хафиз Ибн Касир сказал: «Некоторые саляфы считали желательным, чтобы ребёнка в детстве оставляли некоторое время играться, чтобы потом направить его стремление к изучению Корана. Ведь если обязать его вначале изучением, то он может после этого склониться к играм. А некоторые саляфы считали нежелательным обучать ребёнка Корану, если он еще не понимает то, что ему говорят. Однако такого ребёнка следует оставить, пока он подрастет и начнет соображать, после чего следует понемногу начинать его обучение, в зависимости от его стремления, желания, памяти и хорошей сообразительности». См. «Фадаиль аль-Къуран» 226.

Мухаммад ибн Аби Яхья со слов своей бабушки рассказывал: «Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо женщины, которая будила своего сына на утреннюю молитву, а тот отказывался просыпаться. Тогда ‘Умар сказал ей: „Оставь, не мучай его. Поистине, эта молитва не возложена на него, пока он не начнёт понимать её“». Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 296.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает ночную (добровольную) молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой. И да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой». Ахмад 2/250, Абу Дауд 1308, 1450, Ибн Маджах 1336, ан-Насаи 3/205. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3494.

Комментируя этот хадис, шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайир сказал: «Некоторые люди проявляют халатность относительно этого. Если ему было облегчено выстаивание ночных молитв, то он не будит членов своей семьи для этого. Наоборот, ты видишь, что он проявляет сочувствие им в этом. Также он жалеет и своего ребёнка, исходя из природной жалости, а не шариатской, не будя их на ночную молитву. Более того, можно увидеть, как он не будит их даже на обязательную молитву. И ты можешь увидеть, как он не будит ни сына, ни дочку на молитву ради самой молитвы так, как будит своего сына, скажем утром для школы. Или говорит во время холодной погоды: „Я боюсь, что его постигнет простуда. И когда погода станет теплее, я начну будить его на молитву и в школу одновременно“. Подобному родителю не будет даровано сопутствие в воспитании ребёнка. Нет сомнения в том, что это следствие природной жалости, однако в этом случае подобное противоречит шариату Аллаха. Пророческое наставление в хадисе говорит о том, что следует побрызгать водой в лицо, чтобы разбудить человека на добровольную ночную молитву, не говоря уже об обязательной молитве! Некоторые опасаются того, что если побрызгать воду в лицо ребёнка, то он, к примеру, разгневается. Некоторые опасаются того, что если он проснется и отправится в ночи на утреннюю молитву, то с ним что-то случится. Нет сомнения в том, что все это из числа препятствий шайтана!» Сл. «аль-‘Ильм уаль-усра».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибн аль-Къайим сказал: «Несмотря на то, что на ребёнка не возлагаются обязанности, они возлагаются на его опекуна, которому не позволено дозволять совершать запретное ребёнку! Ведь он может привыкнуть к греху и ему станет трудно оставить его, что обернется бедой». См. «Тухфатуль-маудуд» 162.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Финики Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всегда приносили во время сбора урожая. Их приносил то один, то другой человек, пока рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, не набиралась целая куча плодов. Однажды (его внуки) аль-Хасан и аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, принялись играть этими финиками и кто-то из них взял один финик, положив его себе в рот. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, посмотрел на него, достал этот финик у него изо рта и сказал: „Разве ты не знаешь, что члены семьи Мухаммада не должны есть милостыню?“» аль-Бухари 1485, 1491, 3072.

Ибн Хаджар перечисляя пользы данного хадиса, сказал: «Воспитание детей и обучение их тому, что приносит им пользу и запрещение им того, что вредит им из числа употребления недозволенного, даже если они и не достигли совершеннолетия, чтобы они приучались к этому. Также некоторые извлекли из этого хадиса то, чтобы опекун девочки запрещал ей из числа украшения то, что является излишеством. Также в хадисе указание на то, что следует упоминать причину запрета, даже если обращение будет к тому, кто не понимает, чтобы услышал тот, кто понимает. Ведь аль-Хасан на тот момент был ребёнком». См. «Фатхуль-Бари» 4/345.

Джабир, да будет доволен им Аллах, говорил: «Мы снимали с мальчиков шелковые одежды и отдавали их девочкам». Абу Дауд 3/321. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

‘Абду-р-Рахман ибн Зайд рассказывал: «Однажды мы находились с Ибн Мас’удом и пришел его маленький сын, на котором была шелковая одежда, и Ибн Мас’уд снял её с него». Ибн Хазм в «аль-Мухалля» 4/40. Иснад достоверный.

Бывает, что иногда дети бегают по дому, надев один ботинок или носок. Родителям следует это им запрещать, так как Пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пусть никто из вас не ходит в одной сандалии. Либо одевайте обе, либо ходите босиком». аль-Бухари 5855, Муслим 2097. Этот поступок касается как взрослых, так и детей.

Ибн Хаджар сказал: «Это правило распространяется на любую парную часть одежды, как, например, кожаные носки. Сюда же относится вытаскивание из рукава только одной руки и накидывание одежды только на одно плечо». См. «Фатхуль-Бари» 10/324.

Нежелательность такого поступка поясняется другим хадисом, который передаётся со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, шайтан ходит в одной обуви». ат-Тахауи в «Мушкиль аль-асар» 2/142. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 348.

Ибн аль-Къайим сказал: «Из числа того, на что необходимо обращать внимание — это состояние ребёнка и то, к чему он готов из числа деяний, что является облегченным для него, чтобы понять, что он создан для этого. Но, не устремляют его к тому, что не является дозволенным по Шариату. 
Если направить ребёнка к тому, к чему он не готов, то он не преуспеет в этом, но зато упустит то, к чему был готов. Если родитель видит, что у ребёнка есть хорошее понимание, правильное постижение и хорошая память, то это является признаками того, что он готов и способен к знаниям. Так пусть же это будет запечатлено в скрижали его сердца, пока оно ещё пустое, ибо он укрепится в этом деле и останется на нём.
Если же родитель увидит, что ребёнок не подходит этому ни с какой стороны, однако проявляет способности в верховой езде и в том, что связано с этим, в стрельбе из лука, в играх с копьём, значит, нет у него удела в знании и не для этого он сотворён. В таком случае его следует обучать и упражнять в наездничестве и силе, ибо в этом будет польза для него и мусульман. 
Если же родитель видит, что ребёнок не таков и что он не создан для этого, но видит, что его взор устремлён к какому-то ремесленничеству (профессии), что он желает этого, и это из числа позволенных и полезных для людей вещей, тогда пусть устремляет его к этому.
Однако, всё это, конечно же, после обучения ребёнка тому, в чём он нуждается касательно религии». См. «Тухфатуль-маудуд» 353.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал одному человеку: «Прививай своему ребёнку благонравие, ибо поистине, ты будешь спрошен о том, как ты его воспитал и чему ты его обучил. А он будет спрошен за проявление благочестия к тебе и повиновение тебе». аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 8295, Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 329, 334. Исследователь книги «Шу’аб аль-иман» назвал иснад отличным.

Суфьян ас-Саури говорил: «Обязанностью родителя перед ребёнком является то, что он должен дать ему хорошее имя; женить его, когда он достигнет возраста (женитьбы); и прививать ему благой нрав». Ибн аль-Мубарак в «аль-Бирр уа-ссыля» 155.

Ибн аль-Джаузи говорил: «Саляфы обучали своих детей любить Абу Бакра и ‘Умара так же, как обучали их суре из Корана». См. «Фадаиль ‘Умар аль-Фарукъ» 37. 

Сообщается от аль-Микъдама ибн Ма’дикариба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах завещает вам благое отношение к вашим матерям, затем к матерям, затем к матерям, затем к отцам, а потом к ближайшим родственникам!» Ибн Маджах 3661, аль-Хаким 4/151. Хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусыри, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Ибн Батталь сказал: «Передается, что один человек спросил Малика: „Отец мой в Судане и написал мне, чтобы я поехал к нему, но мать запрещает мне это“, — он ответил: „Повинуйся отцу, но не ослушайся мать!“ Эти слова Малика указывают на то, что благочестие к отцу и матери у него одинаковое, и нет у одного превосходства над другим, поэтому он повелел удовлетворить обоих родителей. А когда аль-Лейса спросили то же самое, он велел выполнять веление матери, сказав, что её право превышает право отца в три раза. И хадис от Абу Хурайры указывает на то, что у матери право в благочестии превышает в три раза, и это довод против тех, кто пошел в противоречие этому. А аль-Мухасаби заявил, что учёные единогласны в превосходстве матери над отцом в благочестии и подчинении». См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 9/190.

Аль-Хасан ибн Уасыль сказал: "Мухаджиры относились с почтением к тем, кто занимался обучением их детей«.Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ияль» 319.

Ибн аль-Къайим передал, что шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: «Шейх, учитель и воспитатель — это отец души, тогда как родитель — это отец тела». См. «Мадаридж ас-саликин» 3/70.

Всевышний Аллах сказал: «Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше них. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Аллах — Знающий, Мудрый» (ан-Нур 24: 59).

Всевышний Аллах сказал, передавая наставления мудрого Лукъмана своему сыну: «О сынок! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах — Проницательный, Ведающий. О сынок! Совершай молитву, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос — это рев осла» (Лукъман 31: 16-19).

Сообщается, что пасынок Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ‘Умар бин Аби Саляма (сын Умм Салямы) рассказывал: «Когда я был ещё ребёнком и находился на попечении Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время еды я протягивал руки к разным краям блюда, и однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: „О мальчик, говори: „С именем Аллаха“ (Бисми-Ллях), ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой“. После чего я всегда ел только так». аль-Бухари 5376, Муслим 2022.

Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе указание на желательность обучать адабу приема пищи и питья». См. «Фатхуль-Бари» 12/291.

Со слов Сабита сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошёл Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который приветствовал нас и отправил меня с поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: «Почему ты задержался?» Я ответил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поручил мне одно дело». Она спросила: «А что ему было нужно?» Я ответил: «Это тайна». Тогда она сказала: «Ни в коем случае никому не выдавай тайны Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!» И Анас сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я рассказал об этом хоть кому-нибудь, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит!» Муслим 2482.

Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «В сокрытии Анасом секрета даже от своей матери указание на его совершенный разум, достоинство и знание, несмотря на то, что он был ребёнком. И это является милостью Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает». См. «аль-Муфхим» 6/413.

Имам аль-Байхакъи сказал: «Что касается обучения детей знанию и их воспитание, то это начинается с такого возраста ребёнка и разума, когда он начнёт это понимать. И подобное различается (от ребёнка к ребёнку). Из числа этого также прививание ребёнку нрава праведных мусульман и оберегание его от общения с плохими. Также следует обучать ребёнка Корану, арабскому языку, рассказывать ему о Суннах, высказываниях саляфов, а также обучать положениям религии, в которых он нуждается». См. «Шуаб аль-иман» 11/126.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: «В наибольшей степени ребёнок нуждается в том, чтобы в отношении его нравственности была проявлена забота, ибо, поистине, он будет взращён на том, что привил ему воспитатель в детстве. Если он будет приучен к непослушности, вспыльчивости, надоедливости, торопливости, потаканию своей страсти, легкомысленности и алчности, то после его взросления ему будет сложно исправить это. И подобные нравственные качества станут неотъемлемой частью его характера. И даже если он будет прилагать все усилия, чтобы скрыть эти качества, то в один из дней они всё равно опозорят его. 
По этой причине ты можешь обнаружить, что большинство людей обладают скверным нравом по причине их воспитания, на котором они выросли. Именно поэтому является обязательным отстранять ребёнка, который стал разумным, от пребывания в обществе пустословия, лжи, музыки, слушания порочных вещей, нововведений и т.п. Ведь если ребёнок привыкнет слышать подобное, то ему будет сложно оставить всё это, когда он вырастит, как и его опекун будет не в состоянии спасти его от этого. Воистину, исправление привычки является наисложнейшей вещью, и такой человек нуждается в обновлении своей натуры, а это вещь — весьма сложная!  Родитель ребёнка обязан отдалять его от того, чтобы он брал что-то у других. Ведь если он привыкнет брать, то это станет чертой его характера, и он вырастет на том, что следует только брать, а не давать. Пусть попечитель ребёнка приучает его быть щедрым, дающим, и когда пожелает дать ему что-то, пусть даёт другим через его руки, чтобы тот ощутил сладость дарения. Пусть отдаляет его ото лжи и предательства сильнее, чем от смертельного яда. Ведь если для ребёнка станет легким дело лжи и вероломства, то это испортит ему мирскую жизнь и жизнь мира вечного, и станет причиной препятствия к любому благу!» См. «Тухфатуль-маудуд» 349-340.

Шейх Джамалюддин аль-Къасими касательно воспитания детей сказал: «Знай, что методы воспитания детей относятся к числу важнейших дел, ибо ребёнок является тем, что отдано на хранение его родителям, а его чистое сердце есть драгоценная жемчужина, на которой нет никаких изображений.
Как бы ни старался отец уберечь своё дитя от огня мира этого, уберечь его от огня мира вечного всё же важнее. Добиться этого можно, если отец будет воспитывать своего ребёнка, прививая ему достойные нравственные качества, оберегая его от плохих товарищей, не приучая его к роскоши и не внушая ему любви к украшениям этой жизни и всевозможным удобствам. Ведь всё это приведёт к тому, что, повзрослев, он потратит всю свою жизнь на то, чтобы добиться этого, и погибнет навеки, а поэтому должный контроль за ним необходимо осуществлять с самого начала.

К осуществлению контроля за ребёнком необходимо приступать сразу же, как только начнёт формироваться его разум, признаком чего служат первые проявления стыда. Когда ребёнок начинает стесняться и прекращает делать некоторые вещи, это указывает на пробуждение в нём разума, в свою очередь являющееся радостной вестью о том, что его нравственные качества пришли к гармонии, а сердце чистое. Ребёнку, который уже испытывает стыд, необходимо уделять внимание и оказывать помощь путём воспитания в нём чувства стыда и умения отличать хорошее от дурного. Что касается качеств, то, прежде всего, в ребёнке просыпается жадность к еде, и следует приучать его к тому, чтобы он брал пищу только правой рукой, произнося при этом слова «С именем Аллаха» (Бисми-Ллях), брал то, что лежит рядом с ним, не начинал есть раньше других, не смотрел пристально ни на еду, ни на тех, кто сидит за столом, не торопился, хорошо прожёвывал, не хватал один кусок за другим и не пачкал руки и одежду. Кроме того, ребёнка надо приучать иногда довольствоваться только хлебом, чтобы он не считал, что хлеб всегда обязательно есть только с чем-то ещё, и внушить ему отвращение к употреблению слишком большого количества пищи с помощью сравнения объедающихся с животными, порицания в его присутствии таких детей, которые делают это, и похвал в адрес тех из них, кто проявляет умеренность в еде. Кроме того, ребёнка следует приучать к тому, чтобы он делился своей едой с другими, поменьше думал о еде и довольствовался грубой пищей, какой бы она ни была. Кроме того, мальчикам следует внушать любовь к одежде, сшитой не из шёлка, постоянно объясняя им, что такая одежда предназначена только для женщин, а мужчины считают ношение её зазорным для себя. Если же мальчик наденет на себя шёлковую одежду, ему необходимо выразить порицание, а также его следует удерживать от общения с плохими товарищами.

На определённом этапе нужно заняться обучением ребёнка, чтобы он познакомился с Кораном, хадисами и рассказами о благочестивых, дабы любовь к праведным людям запала ему в душу. Когда же ребёнок станет проявлять признаки благонравия и совершать достойные поступки, его необходимо вознаграждать за это тем, что принесёт ему радость, и хвалить его в присутствии других людей. А если он один раз поступит вопреки этому, не надо акцентировать на этом внимание и раскрывать об этом перед другими, особенно в том случае, когда сам ребёнок старается утаить это, ибо указание на то, что он сделал, может привести к тому, что ребёнок осмелеет и перестанет опасаться огласки. Если он совершит нечто подобное ещё раз, ему следует выразить порицание тайно, постараться внушить, что он совершил серьёзный проступок, и сказать: «Ни в коем случае больше не делай ничего подобного, ибо, если об этом узнают люди, ты осрамишься перед ними!»

Вместе с тем, не стоит часто и долго порицать его, поскольку это может привести к тому, что слова порицания перестанут оказывать воздействие на его сердце и совершение неподобающего станет казаться ему чем-то незначительным. Пусть же отец всегда обращается к нему определённым образом и порицает его лишь изредка; что же касается матери, то она должна внушать ребёнку страх перед отцом и удерживать его от всего неподобающего.

Кроме того, необходимо удерживать ребёнка от всего, что совершается им тайком, поскольку он не стал бы таиться, если бы не считал свой поступок дурным; когда же он привыкнет к тому, что его удерживают от подобных вещей, то перестанет совершать дурное. Определённую часть дня обязательно нужно заставлять его двигаться и заниматься какими-нибудь упражнениями, чтобы им не овладевала лень.

Кроме того, не следует допускать, чтобы он хвастался перед товарищами чем-либо из того, чем владеют его родители, или же своей едой и одеждой, приучая его к проявлению смирения, к уважению и вежливости с каждым из тех, с кем он общается. И необходимо запрещать ребёнку отбирать что-либо у других детей, объясняя ему, что возвышает человека то, что он дарит, а не то, что он берёт, и что брать у других низко, поскольку так ведет себя и собака, которая виляет хвостом в ожидании куска, который могут ей дать. Короче говоря, ребёнку следует внушать отвращение к накопительству золота и серебра и предостерегать его от этого чаще, чем детей предостерегают от змей и скорпионов, ибо зло любви к золоту и серебру не только для детей, но и для взрослых хуже того вреда, который может причинить им яд.

Кроме того, ребёнка следует удерживать от многословия, объясняя ему, что оно является признаком бесстыдства и что такое качество свойственно низким людям. И его следует удерживать от клятв независимо от того, правдивыми они являются или ложными, чтобы он не привыкал к этому с детства. И его следует приучить внимательно слушать всё то, что говорят старшие, а также проявлять уважение по отношению к ним. И его следует удерживать от пустословия, сквернословия, произнесения проклятий и ругани, а также от общения с теми, кто часто говорит подобные вещи, поскольку это может исходить только от плохих товарищей, а основным в процессе воспитания детей является недопущение их общения с плохими товарищами.

Кроме того, необходимо приучить ребёнка слушать и уважать своих родителей, учителей, воспитателей, а также всех родственников и чужих людей, которые старше его по возрасту.

Когда ребёнок будет уже всё хорошо понимать, нельзя позволять ему пренебрегать омовением и молитвой. Ему следует велеть соблюдать пост в некоторые дни Рамадана и учить его необходимым заповедям Шариата, внушая ему страх перед воровством, употреблением в пищу запретного, вероломством, ложью и всем непристойным; когда же он повзрослеет, можно будет говорить с ним об этом более подробно». См. «Мау’изат аль-муъминин» 278-281.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...