Перейти к содержанию

Нет между двумя хадисами противоречия(Ибн Баз)


Рекомендуемые сообщения

Нет между двумя хадисами противоречия

 

Был спрошен Ибн Баз, рахимахуЛлах

 

Вопрос: Как можно согласовать между двумя следующими хадисами: словами Посланника — да благословит его Аллах и приветствует: «Судьи бывают трёх типов: один (из них) попадёт в рай, а двое — в Огонь. Что касается того, кто попадёт в рай, то это человек, который знал истину и вынес решение в соответствии с ней. Тот же, который знал истину и вынес несправедливое решение, попадёт в Огонь, и тот, кто вынес решение для людей, не зная (истины), тоже окажется в Огне»1 его передал Абу Дауд. И хадисом Посланника — да благословит его Аллах и приветствует — со следующим смыслом: «Тот, кто проявил усердие и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он ошибся, то одно вознаграждение».2

 

Ответ: Хвала Аллаху между ними нет противоречия, и даже смысл ясен. Первый хадис относительно тех, кто вынес решение для людей не зная истины, без знания, выносит решение для людей без знания, этот человек находится под угрозой попасть в огонь. И таким же образом тот, кто знает истину, но он поступает несправедливо из-за страстей, из-за своей любви к человеку или из-за подкупа или из-за другого подобного, выносит несправедливое решение и они оба в огне. Потому что у первого нет знания, и нет у него необходимого инструмента для вынесения решения, он невежда не имеет права выносить решение. А второй намеренно поступил несправедливо и притеснил, поэтому он в огне. А тот, кто узнал истину и вынес решение в соответствии с ней, то он в раю.

 

А что касается хадиса «кто проявил усердие» и то, что пришло с таким смыслом, то это хадис `Амра ибн аль-`Ааса, он приходит в двух достоверных сборниках от Пророка — да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». Это относительно ученого, который знает шариатские решения, и не является невеждой. Но порой может скрыться от него и быть не ясными некоторые вещи, и он проявляет усердие и делает изыскания в поисках истины, смотрит на доводы из Корана и Сунны и исследует шариатское решение. И если не было ему облегчено быть правым, то он получает вознаграждение за усердие и теряет вознаграждение за отсутствие правильного решения. Потому что он ученый, подходящий для вынесения решения. Но в некоторых вопросах может ошибаться после того как проявит усердие и исследования при наличии правильного намерения, этот получит вознаграждение за усердие и упустит вознаграждение за отсутствие правильного решения.

 

Второй проявил усердие, искал истину, внимательно отнесся к доказательствам и не было у него плохого намерения, напротив он «муджтахид» ищущий истину, и было ему облегчено, и он нашел верный путь к этому вопросу и вынес правильное решение. То этот получает два вознаграждения, вознаграждение за правильный ответ и за усердие.

 

И нет между этими двумя хадисами противоречия. Первый хадис относительно невежды, который выносит решение без знания. Второй хадис относительно того у кого есть знания и он подходит для того, чтобы выносить решения, но порой могут быть не ясными для него некоторые вещи в некоторых вопросах и он проявляет усердие, исследует и смотрит на доводы, затем выносит решение исходя из того что видится ему правильным. И порой может, видится ему, что это правильно, а на самом деле это не правильно и не удалось ему ответить правильно.

 

 

 

Абу Дауд – 3573, Ат- Тирмизи -1322 и Ибн Маджаh – 2315

Аль-Бухари – 7352 и Муслим – 1716

 

 

 

Собрание фетв ибн База «Фатава нурун `аля д-дорб» стр. 489 — 491.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...