Перейти к содержанию

Тафсир аятов из суры «аль-Бакара», где приводится мольба Ибрахима и его сына Исмаила, мир им обоим


dauraonline

Рекомендуемые сообщения

Тафсир (толкование) 125-128 аятов из суры «аль-Бакара», где Всевышний Аллах приводит мольбу пророка Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила, мир им. Тафсир сделал шейх Мухаммад бин Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах.

 

125-й аят суры «аль-Бакара»:

 

﴿ وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِّلنَّاسِ وَأَمْناً وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى وَعَهِدْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ ﴾

 

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы завещали Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц»

 

Толкование (тафсир):

 

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей», то есть упомяни, о Мухаммад, этот приказ, который мы установили для людей. Под домом здесь подразумевается – Кааба, так как она является домом Аллаха, Всемогущего, Великого. Известный дом, который нельзя не знать и нельзя забыть. Это пристанище, куда возвращаются люди со всех концов света своими телами и своими сердцами. Те, кто приходят совершать к нему хадж и умру, возвращаются к Каабе своими телами, а те, кто читают намаз, направившись к Каабе, возвращаются своими сердцами, а потому не перестают вспоминать об этом доме каждый день и каждую ночь, более того, направляться в ее сторону является одним из условий в молитве.

 

«и безопасным местом», то есть сделали его безопасным местом для людей, тем местом, где их жизнь и имущество будут в безопасности, даже деревья и траву, растущие там, не разрешается повреждать.

 

«Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления», то есть возьмите себе это место местом для совершения молитвы. С одной стороны, здесь имеются в виду места стояния Ибрахима для поклонения во время хаджа (как Арафат, Муздалифа, Джамарат, Сафа, Марва и другое), а с другой стороны — тот камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу. Этот камень известен для всех.

 

«местом моления», то есть место для молитвы, где совершаются обряды во время хаджа. Что подразумевается под молением? Может подразумеваться моление в языковом смысле, как мольба (ду’а) или моление в шариатском значении.

 

Если мы скажем, что под молением подразумевается моление в языковом смысле, то тогда это охватит собой все обряды хаджа, так как они все связаны с мольбой (дуа).

 

А если мы скажем, что под этим подразумевается моление в шариатском смысле, то это два ракаата, которые совершаются после тавафа позади того места, где стоял Ибрахим. И этот смысл подтверждается тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после того как закончил таваф, подошел к месту стояния Ибрахима и прочитал: «وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى» (Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления) — и совершил два ракаата молитвы[1]. И первое мнение, которое является всеохватывающим, более содержательно. Что касается действия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можем пояснить, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил один из смыслов этого аята, но это не считается ограничением в понимании этого аята, как об этом говорят специалисты по усулюль-фикх.

 

«Мы завещали Ибрахиму (Аврааму)..» – слово العهد (аль ахд) означает важное завещание.

 

«Исмаилу» — сыну Ибрахима. А Исмаил был отцом всех арабов и именно он предназначался для принесения в жертву, исходя из более правильного мнения, то есть именно его Аллах приказал Ибрахиму принести в жертву, и именно он сказал своему отцу: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых»[2]. А мнение о том, что под жертвой здесь подразумевается Исхак, является мнением далеким. И сказали некоторые ученые, что это передается от бану Исраиль, так как они желают видеть Исхака жертвой. Потому что именно он их отец. Но тот, кто поразмышляет над аятом в суре «ас-Cаффат», станет ясным ему слабость этого мнения.

 

«очистить Мой Дом (Каабу)» — под моим домом имеется в виду Кааба. Всевышний Аллах отнес дом к Себе со стороны почета. Под словом очистить подразумевается очищение от осязаемой скверны и скверны смысловой.

 

«для совершающих обход», то есть для тех, кто делает обход вокруг дома.

 

«пребывающих» то есть те, кто находятся в Каабе для совершения поклонения.

 

«кланяющихся и падающих ниц», то есть те, которые совершают молитвы в ней.

 

И Всевышний первыми упомянул совершающих обход, потому что их поклонение обособлено именно этим местом – Каабой. Затем упомянул пребывающих, потому что пребывание возможно в любых других мечетях на земле. Третьими упомянул кланяющихся и падающих ниц, то есть совершающих молитву, потому что молитву разрешается совершать в любом месте на земле, исходя из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…вся земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения…»[3].

 

Пользы (фауаид):

 

  1. Достоинство Каабы с двух сторон. То, что она является пристанищем для людей и безопасным местом.
  2. Проявление милости Аллаха. Он сделал этот дом пристанищем, к которому люди непременно должны возвращаться, проявив милость к ним тем, что сделал его безопасным. И воистину, Аллах дозволил нарушить ее безопасность Своему посланнику на определенное время, по причине необходимости – это время завоевания Мекки. Затем сказал посланник: «…и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера…». И после этого посланник спросил: «Если же кто-нибудь посчитает это для себя дозволенным, ссылаясь на то, что в Мекке сражался посланник Аллаха, то скажите ему: “Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал вам!”[4]. Все решения принадлежат Аллаху: разрешил посланнику в то время, но не разрешил никому, как до него, так и после него. И поэтому запрещается носить оружие на территории харама[5] так, чтобы каждый человек оставался в безопасности. И когда был ударен Ибн Умар одним из хавариджей острием копья в ступню, в то время, когда он сидел на своем верховом животном в Мина, пришел к нему Хаджадж ибн Юсуф и сказал: «Если бы мы знали кто тебя ранил», на что Ибн Умар ответил: «Это ты меня ранил». Хаджадж ибн Юсуф спросил: «Каким образом?», и ответил Ибн Умар: «Ты нес оружие в такой день, когда его никто не нес до тебя, и ты занес оружие в харам, когда оружие в харам не заносили»[6]. Из этого мы понимаем величие греха тех, кто вселяет страх в ряды мусульман во время обрядов хаджа. И они одни из самых больших преступников, потому что Аллах сделал этот город безопасным в любое время. А что же тогда сказать относительно времени совершения обрядов хаджа, которое Аллах обезопасил для их совершения.
  3. Каждое место, которое является пристанищем для людей должно быть безопасным. И поэтому ученые считали нежелательным заносить в мечети оружие, сказав то, что мечеть является местом безопасным. Но если есть цель сохранить безопасность, то это дело становится обязательным.
  4. Обязательно следует брать места стояния Ибрахима для моления, исходя из слов Всевышнего: «Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления». Так основой приказа является обязательность. Если мы скажем, что в этом аяте указывается на два ракаата после тавафа, то возникнет затруднение, так как большинство ученых говорят, что совершение этих двух ракаатов является сунной. Если же мы скажем, что под местом стояния подразумеваются все обряды хаджа, то нет сомнения в обязательности, так как среди этих обрядов есть вещи, без совершения которых хадж не будет принятым, как стояние на Арафате, таваф, бег между Cафой и Марвой. И среди этих обрядов есть те, без которых хадж будет принят, не смотря на их обязательность, как проведение ночи на Муздалифе и бросание камней в Джамарат. А также есть обряды, без которых хадж будет принят и они не являются обязательными, как совершение молитвы в два ракаата после тавафа. А что касается совершения двух ракаатов после тавафа за местом стояния Ибрахима, то имам Малик считал, что их совершение является обязательным. И мусульманину не следует оставлять их, так как посланник разъяснил этот аят своим действием так, что подошел к месту стояния Ибрахима и произнес слова Всевышнего: «Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления», прочитав два ракаата молитвы.
  5. Аллах вознаграждает того, кто совершает какое-либо дело большим, чем само дело. И Аллах сделал Ибрахима предводителем для людей после того, как он выполнил повеление Аллаха. И Всевышний приказал людям брать места его стояния местами для моления. И это является частью из предводительства Ибрахима.
  6. Обязательность очищения Каабы от скверны осязаемой и скверны смысловой. Исходя из слов Всевышнего: «Мы завещали Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу)». И под завещанием здесь имеется в виду завещание о важном деле. И усиливается этот смысл словами Всевышнего: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются скверной. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети»[7]. И поэтому не разрешается многобожникам и другим из неверующих заходить в пределы харама, так как если они зайдут в эти пределы, то приблизятся к Заповедной мечети.
  7. Чистота является условием для того места, где совершается таваф. Исходя из слов Всевышнего: «..для совершающих обход..».
  8. Указание на первостепенность условия чистоты одежды совершающих обход. Нельзя совершать таваф в одежде, на которой есть скверна.
  9. Таваф может совершаться только вокруг Каабы. Исходя из слов Всевышнего: «…очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход..». Поэтому сказали ученые: условием принятия тавафа Аллахом является совершение его вокруг Каабы. И если совершится таваф за пределами Заповедной мечети, то он не будет принят. Так как тем самым человек совершает таваф вокруг мечети, а не вокруг Каабы. А что касается тех, которые совершают таваф в самой мечети, будь то наверху или внизу (на разных этажах), то их таваф принимается. Исходя из этого, является обязательным остерегаться совершения тавафа, проходя по месту совершения бега между Сафой и Марвой (на всех этажах), потому что это место не является территорией Заповедной мечети.
  10. Достоинство этих четырех видов поклонения: таваф, пребывание в мечети, кланяться в поясном поклоне (руку’) и земной поклон (саджда). А также то, что поясной поклон и земной поклон являются лучшей формой поклонения. Поясной поклон как форма поклонения лучше, чем стояние во время молитвы, а земной поклон лучше их обоих. Но то, что читается во время стояния (Коран) делает его лучше поясного и земного поклонов. И поэтому было запрещено молящемуся читать Коран во время совершения этих поклонов. Воистину, поминание во время стояния — это речь Аллаха (Коран). И это поминание лучше любой вещи. А поминание, совершаемое во время поясного и земного поклонов, является прославлением, и оно меньше почетом, чем Коран. Поэтому разрешено совершать поминание осквернившемуся, в отличие от чтения Корана. И разрешается прикасаться к страницам, содержащим слова поминания Аллаха без омовения, в отличие от прикосновения к Корану. Аллах является самым Мудрым, и Он сделал для каждого столпа молитвы характерное отличие. И сделал поминание достоинством стояния. А достоинством поклонов во время молитвы является сама форма их совершения.

Примечание:

Существует разногласие среди историков относительно камня, на котором стоял Ибрахим для возведения Каабы, был ли камень прислонен к стенам Каабы или был на том месте, где находится сейчас. Большинство историков считают, что он был прислонен к Каабе, и то, что Умар ибн аль Хаттаб перенес его на то место, где он находится сейчас. Исходя из этого, у правителя есть право вести рассуждение о необходимости перенести камень, если в этом есть польза. А если же мы скажем, что нынешнее место нахождения камня было и во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Пророк утвердил это место, то не разрешается его менять.

 

126-й аят суры «аль-Бакара»:

 

﴿ وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَـَذَا بَلَداً آمِناً وَارْزُقْ أَهْلَهُ مِنَ الثَّمَرَاتِ مَنْ آمَنَ مِنْهُم بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ قَالَ وَمَن كَفَرَ فَأُمَتِّعُهُ قَلِيلاً ثُمَّ أَضْطَرُّهُ إِلَى عَذَابِ النَّارِ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

 

«Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день». Он сказал: «А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время, а затем заставлю их страдать в Огне. Как же скверно это место прибытия!»

 

Толкование (тафсир):

 

«Вот сказал Ибрахим (Авраам)…», то есть вспомни то, что сказал Ибрахим.

 

«Господи! Сделай этот город…», то есть Мекку. Словом [8] «بَلَد» называется любое место, где живут люди, независимо оттого, большой это город или маленький, все считается «بَلَد». Аллах называет в Коране Мекку «بَلَد»: «Клянусь этим безопасным городом (Меккой)!»[9], а также Всевышний назвал этот город «قرية » (селением): «Сколько же селений, которые превосходили силой твое селение, изгнавшее тебя, Мы погубили! У них не было помощников»[10].

 

«..безопасным» — по мнению некоторых толкователей Корана, в безопасности те, кто находится внутри этого города, так как город сам по себе не описывается безопасностью или страхом, но представляет собой землю и строения, находящиеся в нем. Но тот, кто находится в безопасности, так это его жители. Но все же лучше сохранить внешний смысл этого аята, согласно которому сам город является безопасным, а значит, и те, кто находится внутри него, находятся в безопасности. Так как если кто-то разрушит строения, то это строение уже не будет считаться безопасным: оно подвержено разрушению. Следовательно, если город безопасный, то в безопасности находится как он сам, так и его жители.

 

«и надели плодами…» — глагол, который содержит в себе обращение (ду’а), означает: дай, одари, надели.

 

«его жителей…», то есть жителей Мекки.

 

«которые уверовали в Аллаха и в Последний день». Вера в языковом значении – это подтверждение. А в шариате вера – это подтверждение, обязывающее собой принятие и подчинение. Вера в Аллаха включает в себя веру в Его существование, господство, право Аллаха на то, чтобы только Ему Одному поклонялись, а также вера в Его имена и атрибуты[11].

 

«и в Последний день» – Судный день называется также последним днем, так как после него дней больше не будет (мы говорили об этом ранее).

 

«Он сказал: «А неверующим…». Он – это Всевышний Аллах, который ответил на мольбу Ибрахима: также наделю пропитанием тех, кто не верует, но «позволю пользоваться благами недолгое время».

 

«Я позволю пользоваться благами» – предоставляю что-либо для использования.

«недолгое время» – имеется в виду как время, так и то, чем дают пользоваться. Время само по себе короткое, какая бы у человека не была длинная жизнь, она все равно будет короткой. Всевышний Аллах говорит: «В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня»[12]. Также и то, что было предоставлено в пользование – его тоже мало. Все, что может приобрести человек в этом мире из наслаждений, по сравнению с тем, что у него будет в жизни вечной, ничтожно. Как пришло в достоверном хадисе от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Место в раю, которое заняла бы плеть любого из вас, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть»[13]. Мирская жизнь не только мала, она ещё и испорчена трудностями прошлого и будущего.

 

Как сказал один поэт:

 

В один день мы побеждаем, в другой – терпим поражение;

Один день мы печалимся, в другой радуемся.

 

Другой же поэт написал:

 

Не может быть жизнь хорошей, пока она испорчена в своей основе смертью и старостью.

 

Если ты хочешь убедиться в этом, сравни, сколько тебе осталось в этой жизни, и сколько ты прожил. Все мы знаем, что прожили много дней, однако ощущаем, будто бы и не было того, что происходило только вчера. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, описывая мирскую жизнь: «В мире этом я подобен только всаднику, который (днём) останавливается для отдыха в тени дерева, а потом уезжает, покидая его»[14].

Человек передохнул под тенью дерева и пошел дальше! Так и выглядит вся мирская жизнь.

 

«а затем заставлю их страдать в Огне», то есть ввергну в огонь. Каждый стремится избежать наказания огня, но обитатели Ада обязательно получат его, так как сами являются причиной этого наказания. А страдание – это наказание, от которого человек будет испытывать боль.

 

«Как же скверно это место прибытия!» – место, куда возвращается человек.

 

Пользы (фауаид):

 

  1. Указание на достоинство Ибрахима.
  2. Человек не может обойтись без мольбы (ду’а), до какой бы степени почета перед Аллахом он не дошел. Как сказал Всевышний: «Господи! Сделай…»
  3. Мольба (ду’а) приносит результат, пусть это будет в достижении желаемого или устранении неприятного. Если бы ду’а не приносило бы результат, то это было бы бесполезным делом. Некоторые говорят, что нет нужды, просить что-либо у Аллаха, так как Аллах уже предписал тебе, как все произойдет, независимо оттого, будешь ты просить или нет. Ответим на это так: Аллах предписал тебе что-то по причине твоего ду’а, и если ты не будешь просить, ты этого не получишь. Это подобно тому человеку, который говорит: «Я не буду есть, ведь если Аллах предпишет мне, чтобы я жил, я буду жить и голодный, а если он предпишет мне умереть, я все равно умру, даже если мой живот будет полон еды». Однако пища является причиной твоей биологической жизни, поэтому человек, отрицающий тот факт, что обращение к Аллаху с мольбой является причиной, в соответствии с которой Аллах дает результат, тем самым отрицает естественные вещи. В Коране приходит много историй, в которых описывается, как Всевышний Аллах отвечает на ду’а. Да и сам человек замечает, как много того, что он просил у Аллаха, Аллах дал ему. И поэтому как шариат, так и действительность указывают на ошибочность тех, кто отрицает то, что посредством мольбы человек получает желаемое от Аллаха.
  4. Мягкость Ибрагима к тем, кто приходит к этому дому. Ведь если этот дом будет безопасным, то людям будет легче приходить к нему.
  5. Мягкость Ибрахима, который попросил пропитания для тех, кто будет жить в этом городе: «и надели плодами его жителей».
  6. Благой нрав Ибрахима, поскольку он не обобщил в своем ду’а, сказав: «и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день», боясь, что Всевышний ответит ему: «Я дам пропитание лишь тому, кто уверовал».
  7. Пропитание Всевышнего охватывает как верующего, так и неверующего. Как сказал Всевышний: «А неверующим». Более того, оно даровано как людям, так и животным: «Нет на земле ни одного живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения»[15]. Может быть, вам приходилось видеть, как некоторые насекомые живут на земле, вокруг которых ничего нет: но Всевышний дает им пропитание, откуда они совсем не ожидают и не чувствуют, примеров тому множество. В качестве примера можно также привести удивительные истории о некоторых маленьких животных, созданных Аллахом глухими, слепыми, тем не менее, Всевышний наделяет и их пропитанием каждый раз, когда они нуждаются в этом. Воистину Аллах над каждой вещью мощен.
  8. Нам необходимо извлечь из этого короткого времени много дел, которые нам принесут пользу в жизни вечной. Как сказал Всевышний: «Я позволю пользоваться благами недолгое время». Хвала Аллаху, даже маленькое совершенное тобой дело принесет много плодов в жизни вечной. Всевышний умножит его с десятка до семисот и больше.
  9. Подтверждение наказания огнем.
  10. Подтверждение речи Аллаха: «قال» (Он сказал). Его речь состоит из букв и звуков, которые слышны. Довод, указывающий на то, что Его речь состоит из букв, это слова Всевышнего: «Он сказал: «А неверующим…». Его речь также слышна, так как Аллах беседовал с Ибрахимом. Если бы Ибрахим не слышал Аллаха, то беседы не было бы.
  11. Подтверждение наличия слуха у Аллаха. Аллах слышал Ибрахима, и поэтому говорил с ним.
  12. Подтверждение Последнего дня.
  13. В описании огня скверным пристанищем и есть похвала. Ведь каждый, кто слышит эти слова, будет остерегаться попасть в него и не будет делать те дела, которые сделают его из числа обитателей Ада.

127-й аят суры «аль-Бакара»:

 

﴿ وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾

 

«Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий»

 

Толкование (тафсир):

 

После того как Аллах рассказал о том, что сделал этот дом пристанищем для людей, Он начал рассказывать, как строился этот дом, то есть «вспомни, как строил Ибрахим».

 

«и Исмаил» – это слово является союзным к слову «Ибрахим», то есть оно связано с предыдущим именем. Он помогал своему отцу в установлении основы Дома. Его имя пришло после имени Ибрахим, так как в основе Ибрахим строил Каабу а Исмаил помогал ему. Аллах знает лучше.

 

«подняли», то есть расскажи им о том состоянии, когда Ибрахим строил, так, будто это происходит перед ними сейчас.

 

«основание» – на это слово падает действие глагола «يرفع», что означает основание чего-то.

 

«Господь наш! Прими от нас!», то есть каждый из них сказал: «О, наш Господь, прими от нас». И они взывали к Аллаху именем Господь, потому что ответ Аллаха на мольбу рабов из проявления Его господства. Слово «قبول» означает принятие чего-то и довольство им. Как говорят ученые по фикху, сделка произошла, если был ответ и принятие.

 

Всевышний Аллах принимает какое-либо дело только тогда, когда доволен этим делом и доволен тем, кто совершает его. А если Он доволен тем, кто совершает его, значит, вознаградит той наградой, которую обещал.

 

«Воистину, Ты – Слышащий, Знающий» – это предложение объясняет причину их обращения о принятии. «Мы просим тебя принять от нас, так как ты – Слышащий, Знающий», то есть слышишь наши слова и знаешь наше состояние.

 

Пользы (фауаид):

 

  1. Достоинство строения Каабы, так как Аллах приказал пророку вспомнить этот случай.
  2. Достоинства Ибрахима и Исмаила, так как именно они подняли основание дома.
  3. Прочность строения зависит от его основания. То есть если здание будет построено без основания (фундамента), то оно разрушится.
  4. Дозволенность помощи друг другу в добрых делах.
  5. Важность принятия дел Аллахом. Так как самым важным является принятия дела Аллахом, но не само совершение этого дела. Сколько из людей делают много дел, но они не получают ничего, кроме усталости. А есть люди, которые совершают мало поступков, но они принимаются Аллахом и Он дает им пользу. Как пришло в хадисе: «Возможно, некоторым постящимся, помимо голода и жажды, от своего поста ничего не достанется и возможно, некоторым молящимся ночью, помимо желания выспаться, ничего не достанется»[16].
  6. Подтверждение двух имен Аллаха, а это «السميع» — Слышащий и «الْعَلِيمُ» — Знающий. Каждое из имен Аллаха указывает на определенное качество, а некоторые Его имена указывает сразу на два качества и более. Например, имя Аллаха «الخالق» — Создатель указывает на качество создания, и это подтверждает наличие у Аллаха качества знания и мощи. Имя может указывать и на след, который оно оставляет. Как, например, имя Аллаха «السميع» (Слышащий) указывает на то, что у него есть слух, а значит, Аллах слышит каждый звук, произнесенный Его созданиями.
  7. Подтверждения слуха Всевышнего. Слух Всевышнего делится на две части. Слух в значении слышания голосов и слух в значении ответа. Пример для первого значения слуха в словах Всевышнего: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет!..»[17], а также слова Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа»[18]. И этот вид слуха является одним из качеств сущности Аллаха и нераздельно с Его сущностью. Аллах был и не перестает быть слышащим, так как качество противоположное слуха – это глухота. А глухота является недостатком. Аллах же пречист от любого недостатка. Пример для слуха в значении ответа на мольбу (ду’а) в словах Всевышнего: «Воистину, мой Господь внемлет мольбе»[19]. То есть Аллах отвечает на мольбу. Также слова молящегося, когда он говорит: «سمع الله لمن حمده» (услышал Аллах того, кто восхвалил Его), то есть ответил тому, кто Его восхвалил. Слух в этом значении является качеством действия, так как ответ связан с желанием. Если Аллах пожелает, то ответит тому, кто Его восхвалил. А если не пожелает, то не ответит. И оба значения соответствуют мольбе (ду’а). Аллах слышит голос взывающего и отвечает на его мольбу (ду’а). Арабское слово «سمع» — под которым имеется в виду слышание звуков, но иногда подразумевается угроза, а иногда подтверждение и всеохватывание или же поддержка. Пример угрозы в словах Всевышнего: «Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты». Мы запишем то, что они сказали»[20], а также в словах: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет!»[21]. Пример подтверждения и всеохватывания в словах Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа»[22]. Пример поддержки в словах Всевышнего Мусе и Харуну: «Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу»[23].
  8. Подтверждение того, что Аллах знает обо всем, как в общем, так и подробно. Это знание охватывает как то, что существует, так и то, чего нет; то, что может быть, и то, чего быть не может. Пример Его знания в общем в словах Всевышнего: «Чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь»[24], и слова «Вашим Богом является Аллах, кроме Которого нет иного божества. Он объемлет знанием всякую вещь»[25]. Пример Его знания подробного в словах Всевышнего: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы ни было в ясном Писании»[26]. Пример Его знания о том, что есть в словах Всевышнего: «Аллах знает, что вы предаете самих себя»[27]. Его знание охватывает те вещи, которых не было, но которые затем появились: Аллах рассказывает в своей книге о том, что было раньше. Его знание о тех вещах, которые еще не произошли, проявляются, когда Он рассказывает в своей книге о том, что произойдет в судный день, к чему вернутся творения. Его знания охватывают те вещи, которые могут произойти, что подтверждается Его рассказами о событиях, которые происходят с людьми. Пример Его знания даже о том, чего не может быть: «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими»[28], или «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы»[29]. Знай: тот, кто отвергает знания Всевышнего о каждой вещи, является неверующим, и здесь нет разницы между тем знанием, которое связано с его действиями, и теми знаниями, которые связаны с его созданиями[30]. Если кто-то скажет, что Аллах не знает о том, что сделает человек, то такой человек неверующий: это подобно тому, чтобы сказать, что Аллах не знает о том, что он сделает сам. Поэтом ученые ахлюc-сунна уаль-джама’а считают неверующими представителей секты крайних кадаритов, говорящих: «Аллах не знает о том, что сделают его рабы». Нет сомнений в том, что тот, кто отрицает знания Аллаха о действиях его рабов, – неверный, так как Аллах Всевышний говорит: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена»[31]. А также говорит Всевышний: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают»[32]. Ведь тот, кто говорит, что Аллах не знает деяний своих рабов, тем самым отрицает эти аяты. Поэтому сказал Имам Аш-Шафи’и в отношении кадаритов: «Спорьте с ними посредством знания: если они примут – будут побеждены, а если будут отрицать – попадут в неверие». Твоя вера в то, что знания Аллаха охватывают каждую вещь, заставляет тебя чувствовать то, что Аллах наблюдает за тобой и приводит тебя к страху перед Ним, к выполнению Его приказов и оставлению Его запретов. Ведь если ты понял, что Он знает о тебе, то тогда начинаешь бояться Его, стесняться сделать что-то из ослушания Его, желая получить от Него награду.
  9. Приближение к Аллаху посредством Его имен и качеств, которые соответствуют тому, что просит человек в мольбе. Как сказал Всевышний: «Воистину, Ты – Слышащий, Знающий».
  10. Мольба произносится посредством имени «رب» (Господь). Потому что ответ на мольбу является проявлением господства Аллаха, а в основе господства содержится смысл создания и творения.

128-й аят суры «аль-Бакара»:

 

﴿ رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ﴾

 

«Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный»

 

Толкование (тафсир):

 

«Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе…», то есть сделай нас из числа тех, у которых Ты принял и сделай нас покорившимися Тебе (то есть мусульманами).

 

«…а из нашего потомства…», то есть тех, кто произошел от Ибрахима и Исмаила.

 

«общину, покорившуюся Тебе» – под этой общиной понимается община Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, так как потомками Ибрахима и его сына Исмаила была только община Мухаммада. Что же касается иудеев и христиан, то они не являются потомками Исмаила, но напротив являются потомками Йа’куба бну Исхака бну Ибрахима.

 

«Покажи нам обряды поклонения», то есть разъясни нам их, чтобы мы увидели. Под словом обряды поклонения подразумевается места поклонения.

 

«…и прими наше покаяние», то есть помоги нам покаяться перед тобой. Покаянием раба Аллаху – это возвращение от грехов к подчинению Аллаху. А покаяние от Аллаха рабу – это помощь Аллаха своему рабу в его покаянии, а затем принятие покаяния раба.

 

«Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный», в этих словах содержится приближение к Аллаху посредством Его имен, которые соответствует тому, что просит человек. Имя Аллаха «التَّوَّابُ» (Принимающий покаяние) образовано по лексической формуле в арабском языке, которая указывает на изобилие и многочисленность. То есть Аллах много принимает покаяния Своих рабов, помогая им покаяться.

«الرَّحِيمُ» (Милосердный) — тот, кто описан качеством милости, которую Он проявляет к тем Своим рабам, кому пожелает.

 

Пользы (фауаид):

 

  1. Сильная нужда человека в своем Господе. И приходит слово «О Господь наш!» в этих аятах несколько раз. А также то, что человек нуждается в особенной заботе своего Господа.
  2. Человек нуждается в том, чтобы Аллах укрепил его веру. Ведь если Всевышний не укрепит его, то человек погибнет: «Сделай нас покорившимися Тебе». Нет сомнений, что Ибрахим и Исмаил были мусульманами и оба были пророками, но Ислам человека не может быть постоянным без поддержки Аллаха. Как сказал Всевышний своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти»[33].
  3. Важность искренности. Слова Всевышнего: «مُسْلِمَيْنِ لَكَ» (покорившимися Тебе) указывают на искренность в покорности перед Аллахом. Как сказал Всевышний в другом аяте: «О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа»[34].
  4. Ислам охватывает полное покорение: как внешнее, так и внутреннее.
  5. В мольбе человеку следует охватывать свое потомство. Так как праведное потомство – след праведности человека: «из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе». В одном из аятов Ибрахим читает ду’а: «Убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам»[35]. Иметь праведное потомство является очень важным для человека.
  6. В своей основе человек — невежественен. Как сказал Всевышний: «وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا» (Покажи нам обряды поклонения), то есть научи нас им.
  7. Основа поклонения в том, что оно должно совершаться человеком только таким образом, как это пришло в шариате. Как сказал Всевышний о словах Ибрахима: «وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا» (Покажи нам обряды поклонения).
  8. Запретность поклонения Аллаху каким либо способом, если на это не пришло указаний в шариате. Так как оба этих пророка: Ибрахим и Исмаил попросили у Аллаха, чтобы Он научил их обрядам поклонения. Если бы поклонение не ограничивалось на этом, то они поклонялись бы Аллаху без того, чтобы спрашивать Его о том, как поклоняться.
  9. Каждый человек нуждается в принятии его покаяния Аллахом. Как сказал Всевышний: «وَتُبْ عَلَيْنَا» (и прими наше покаяние), так как человек создан ошибающимся.
  10. Подтверждение двух имен Аллаха — «التواب» — Принимающий покаяние и «الرحيم» — Милосердный. А также тех качеств, которые они содержат в себе.
  11. Дозволение искать приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его имен и качеств. Как сказал Всевышний: «إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ» (Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный). Это является средством приближения, при помощи которого молящийся достигает то, что он хочет.
  12. Приближение к Всевышнему посредством Его имен должно соответствовать тому, что просит человек у Всевышнего. Как сказал Всевышний: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их»[36].

Примечание:

Если кто-то спросит, как могли Ибрахим и Исмаил просить у Аллаха, чтобы Он сделал их мусульманами, если они таковыми и так являются. Ответим: Они имели в виду укрепить их в Исламе. Так как человек, по своей сущности, не находится в безопасности от того, каким будет его исход. Или можно сказать, что здесь подразумевается их просьба об усилении их ислама, посредством искренности перед Аллахом и подчинения Его приказам. Также может подразумеваться их подготовка к тому, что будет после этого, в их словах: «а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе».

 

И первое мнение является более предпочтительным.

 

Тафсир Корана шейха Усаймина, Сура «аль-Бакара»

 

Администрация сайта Daura.com

 

[1] Муслим, 2950.

 

[2] Сура «ас-Саффат», аят 102.

 

[3] Бухари 335, Муслим 1162.

 

[4] Бухари 104, Муслим 1354.

 

[5] Харам — имеется в виду запретная (харам) территория.

 

[6] Бухари, 966.

 

[7] Сура «ат-Тауба», аят 28.

 

[8] Транскрипция: /баляд/.

 

[9] Сура «ат-Тин», аят 3.

 

[10] Сура «Мухаммад», аят 13.

 

[11] Или же можно сказать описания, качества.

 

[12] Сура «аль-Ахкаф», аят 35.

 

[13] Бухари, 2892.

 

[14] Передал Ахмад 1.441 под номером 4207, Тирмизи под номером 2377, Ибн Маджа под номером 4109. Шейх Альбани назвал этот хадис достоверным.

 

[15] Сура «Худ», аят 6.

 

[16] Передал Имам Ахмад под номером 8843, Ибн Маджа под номером 1690. Шейх Альбани назвал этот хадис достоверным.

 

[17] Сура «аз-Зухруф», аят 80.

 

[18] Сура «аль-Муджадала», аят 1.

 

[19] Сура «Ибрахим», аят 39.

 

[20] Сура «аль-Имран», аят 181.

 

[21] Сура «аз-Зухруф», аят 80.

 

[22] Сура «аль-Муджадала», аят 1.

 

[23] Сура «Та-Ха», аят 46.

 

[24] Сура «ат-Талак», аят 12.

 

[25] Сура «Та-Ха», аят 98.

 

[26] Сура «аль-Ан’ам», аят 59.

 

[27] Сура «аль-Бакара», аят 187.

 

[28] Сура «аль-Му’минун», аят 91.

 

[29] Сура «аль-Анбия», аят 22.

 

[30] То есть Аллах знает не только о том что Он сам делает, но так же и знает то, что делали, делают и будут делать его создания.

 

[31] Сура «Каф», аят 16.

 

[32] Сура «аз-Зухруф», аят 80.

 

[33] Сура «аль-Исра», аяты 74,75.

 

[34] Сура «аль-Бакара», аят 112.

 

[35] Сура «Ибрахим», аят 35.

 

[36] Сура «аль-А’раф», аят 180.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...