toislamsite

Можно ли просить мертвых о заступничестве (шафа’а)?

Рекомендуемые сообщения

Вопрос: Каков хукм требования дуа или шафа’а (заступничество) от мертвого возле его могилы, если тот кто поступает таким образом убежден, что умерший будет слышать его, если он будет взывать к нему прямо у его могилы. И приводит некоторые доказательства в свою защиту, например как хадис, где пророк, мир ему и благословения Аллаха, обращался к умершим мушрикам у колодца в день Бадра. К тому же утверждает что его дела не подобен делам мушриков времен джахилий, так как они поклонялись идолам, а он в свою очередь требует от мертвого чтобы он сделал за него дуа, а не просит непосредственно у самого мертвеца что-то. Является ли его дела Большим Ширком и есть ли разногласие среди ученых в этом вопросе? Просим разяснить данный вопрос приводя доказательства.

Ответ: Не дозволено просить дуа или шафа’а (заступничество) у мертвых, тем более у их могил. Потому что в момент когда человек обращается к умершему у его могилы, его сердце в большей степени привязывается к нему. И это отвратительное бид’а, приводящее к Ширку и к обращению с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха. И даже его положение может дойти до Большого Ширка, который выводит человека из Ислама, как это зачастую происходит с ними из-за их сильной привязанности к мертвым.

Всевышний Аллах сказал: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом» (Сура Йунус, 18 аят).
В другом аяте Всевышний Аллах сказал: «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?» Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены» (Сура аз-Зумар, 43-44 аят).
Также, Всевышний Аллах сказал: «Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения, они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий» (Сура Фатыр, 13-14 аяты).

Имам аль-Бухари передает хадис от Анаса ибн Малик о том, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволем им Аллах, когда была засуха, просил Аббаса ибн Абдульмутталиба помолиться о ниспослании дождя и говорил: «О Аллах, мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка. Напои же нас!» После чего выпадал дождь. «Сахих аль-Бухари» (1010).
Если бы требование шафа’а или же тауассуль через умерших было бы дозволенным, то что удержало сподвижников, да будет доволен ими Аллах, сделать тауассуль через пророка, мир ему и благословения Аллаха, когда как они обратились к Аббасу ибн Абдульмуттолиб чтобы он сделал за них дуа!?

В этом вопросе ученые были единогласны во все времена. И нет разногласия среди них по данному вопросу. Однако разногласят в нем только приверженцы нововведении с мнениями которых никто не считается.

От ученых, по данному вопросу, передаются следующие слова:

 

Шейхуль Ислям Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Узаконено посещение могилы не из-за того что живой нуждается в мольбе мертвого или же чтобы он сделал тауассуль через него, однако в этом польза, которую приносит живой для мертвого, делая за него дуа. И Всевышний Аллах проявляет милость умершему по причине мольбы живого, а также дает ему (живому) вознаграждение за его дела».

 

 

«Маджму аль-фатауа» (27/71).
 

 

 

Он также сказал: «Никто из пророков не был послан с тем, что делают некоторые люди, взывая к ангелам или пророкам или умершим праведникам подобно тому, как взывают к Марьям и др., требуя от них заступничества перед Аллахом».

 

«Аль-джауаб ас-сахих» (5/187).
 

 

 

Шейхуль Ислям Ибн Теймия, да помилует его Аллах, также сказал: «Второе: Когда кто-то обращается к мертвому или тому, кто отсутствует, подобно пророкам или праведникам, говоря: «Помолись за меня Аллаху», или «Помолись за нас у своего Господа», или же говоря: «Попроси Аллаха для нас», как это делают христиане, взывая к Марьям и другим, то в этом вопросе также нет никаких сомнении у ученых в том, что это ни дозволено, и то, что это бид’а, которую не совершали никто из предшественников этой уммы. И не узаконено в шариате, просить у мертвых ни дуа, ни что-либо другое. В «Муатта» имама Малика приводится, что Ибн Умар (проходя мимо могилы пророка, мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Мир тебе, о посланник Аллаха. Мир тебе, о Абу Бакр. Мир тебе, о отец мой», затем уходил. Также, от Абдуллы ибн Динара предается, что он говорил: «Я видел, как Абдулла ибн Умар подходил к могиле пророка, мир ему и благословения Аллаха, приветствовал его и просил Аллаха благословения за него, и делал дуа за Абу Бакра и Умара». Также, от Анаса ибн Малика и других сподвижников передается, что они приветствовали пророка, мир ему и благословения Аллаха, а когда хотели сделать дуа, поворачивались в сторону Киблы, и затем просили Всевышнего Аллаха. И никогда не делали дуа, обратившись в сторону комнаты, где похоронен пророк, мир ему и благословения Аллаха.

Мазхаб всех четырех имамов, имама Малика, Абу Ханифы, аш-Шафи’и, и Ахмада, а также других имамов этой уммы единогласны в том, что если человек после того как поприветствовал пророка, мир ему и благословения Аллаха, захочет сделать дуа за себя, то он должен повернуться в сторону Киблы».

 

 

«Маджму аль-фатауа» (1/351-352).
 

 

 

Шейх ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Запрещено просить у него (т.е. у пророка, мир ему и благословения Алалха) шафа’а, так же как и прочие вещи, подобно тому, как запрещено просить у других мертвых. Так как от мертвого ничего не требуется. Однако мы делаем за них дуа и просим милости Аллаха за них, если они были мусульманами. Так как пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Посещайте могилы, потому что они напоминают о смерти». «Сахих Муслим» (975).
И тот, кто посещяет могилы Хусейна или Хасана или же других мусульман, чтобы сделать за них дуа и попросить милости и прощения Аллаха за них, как это принято делать у прочих могил мусульман, то это Сунна. А если он идет к могиле для того чтобы попросить у похороненного в нем о чем-то, или прибегнуть к нему за помощью, или потребовать от них заступничества перед Аллахом, то это Большой Ширк».

 

«Маджму’ фатауа Ибн Баз» (6/367).
 

 

 

Шейх ибн Баз, да помилует его Аллах, также сказал: «Никому не дозволено просить заступничества у пророка, мир ему и благословения Аллаха. Так как это собственность Аллаха, Свят Он, и не требуется оно кроме как у Него. Как сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступни-чество целиком» (Сура аз-Зумар, 44 аят).
Поэтому говори: «О Аллах, позволь Твоему пророку заступиться за меня!», или же: «О Аллах, позволь Твоим ангелам заступиться за меня!», или же: «О Аллах, позволь Твоим верующим рабам заступиться за меня!» и т.д. А что касается мертвых, то от них мы ничего не требуем, ни заступничества, ни что либо иное. Даже если они будут пророками или простыми людьми»

 

«Маджму’ фатауа Ибн Баз» (16/105).
 

 

Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, сказал: «Из тех сомнении связаных с этим разделом, это вопрос – шафа’а (заступничества). И они (почитатели могил) говорят: «Мы не требуем от этих праведников чтобы они решили наши проблемы. Однако мы просим их чтобы они заступились за нас перед Аллахом. Потому что праведные люди имеют почет у Аллаха. И мы, через их высокое полжение хотим добиться их заступничества»
На это мы им отвечаем: «Это – именно то, что говорили мушрики прежде вас, оправдывая свои поступки. Но не смотря но это Всевышний Аллах назвал их мушриками, неверующими. Как сказал Всевышний:
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом» (Сура Йунус, 18 аят)».

 

«Аль-Иршад иля сахих аль-и’тикъад» (70-71 стр.).

Что касается того, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, обращался к умершим мушрикам у колодца в день Бадра, и то что они слышали его речь, то это из тех вещей, которые присуще только ему и только в этом случае, унижая неверие и неверующих, живых и мертвых.
Къатада сказал: «Аллах оживил их чтобы они смогли услышать его речь, упрекая их, унижая и наказывая, чтобы они желели и скорбили». «Сахих аль-Бухари» (3976).


Ученые постаянного комитета сказали: «Если человек умирает, то теряет слух, и перестает воспринимать голоса живых, и не слышат их разговоры. Всевышний Аллах сказал: «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Сура Фатыр, 22 аят). И Всевышний подтвердил своему пророку, мир ему и благословения Аллаха, что те, которые не внимают его призыву подобны мертвым. И общеизвестно (в науке балягъа) что то, с чем сравнивают (мушаббах бихи) более силен чем тот кого сравнивают (мушаббах) в том качестве, в котором его сравнивают (уаджху шабах). И таким образом мертвые, которые не слышат и тем более не могут ответить, намного уступают в качестве слуха чем те, которые упорствуют в неповиновении пророку, мир ему и благословения Аллаха, затыкая свои уши, дабы не слышать его призыв, оставаясь тем самым в слепом неведении от него, говоря наши сердца запечатаны. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Те же, к кому вы взываете помимо Него, не обладают даже плевой на финиковой косточке. Если вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы и слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они откажутся от вашего Ширка. Подобно Ведающему тебе никто об этом не расскажет» (Сура Фатыр, 13—14 аят).
А что касается убитых мушриков которые были похоронены в яме в день Бадра, когда пророк, мир ему и благословения Аллаха, призвал их и сказал: «Нашли ли вы то что обещал вам ваш Господь истиной? Поистине мы нашли обещание нашего Господа истиной», а так же его слова сказанные сподвижникам когда они с удивлением обратились к нему: «Они слышат не хуже чем вы, когда я говорю», то это из тех вещей, которые присуще только пророку, мир ему и благословения Алалха, и является искючением из общего правила исходя из довода. Также, что умерший слышит стуки сандалей провожающих его в похоронах является исключением из общего правила. Таким же образом понимаем хадис: «Кто бы непоприветствовал меня (у могилы), Аллах неприменно возвращает мне мою душу чтобы я ответил на его салям», как исключение из основного правила»
.

 

«Фатуа аль-ляджна ад-даима» (1/478-479).


Шейху Ибн Усаймину, да помилует его Аллах, был задан вопрос: «Каково правильное мнение в вопросе слышания мертвых?»
 

Шейх ответил: «Правильное мнение то, что пришло в Сунне. И это бесспорный вопрос в котором нет никаких неясностей. В хадисах пришло: «Поистине человек слышит стуки сандалей похоронивших его когда они его покидают», а также известен случай, когда пророк, мир ему и благословения Аллаха, встал перед убитыми у колодца Бадр и начал ругать их, и тогда сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, почему ты с ними разговариваешь?», пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Они слышат не хуже чем вы, когда я говорю». В другом хадисе пришло: «Какой бы мусульманин непоприветствовал могилу того, кого он знал в мирской жизни, Аллах возвращает ему его душу и он отвечает на его приветствие».
Основа в этом вопросе что мертвые не слышат. Так как их души покинули их тела. Однако то, что пришло в Сунне, мы неприменно должны уверовать в него (в виде исключения)»
.

 

«Ликъа аль-баб аль-мафтух» (25/222).

Шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, также сказал: «Однако допуская то, что они слышат нельзя сказать что теперь они могут дать пользу другим. Т.е. они не делают дуа Аллаху за других и не просят прощения у Аллаха за других, и никак не может заступиться за них.
Я говорю это для того, чтобы почитатели могил не зацепились за мои слова, говоря: «Если они слышат, то значит они приближены к Аллаху и мы можем попросить их, чтобы они попросили Аллаха за нас, или же чтобы он заступился за нас у Аллаха и т.д.», на это нет никаких указаний. Потому что когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это – милостыня, которая переходит из рук в руки, знания, которые приносят пользу, и праведный потомок, который молится за него».

 

 

«Ликъа аль-баб аль-мафтух» (14/87).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вопрос: Уважаемый Шейх, передают от вас, что вы делаете разницу между тем, кто просит у покойного возле его могилы попросить Аллаха за него, и между тем, кто просит у покойного ходатайство (шафаат)? Зная, что просьба о ходатайстве, является одним из видов просьбы о мольбе, что является основным фактором, влияющим на это различие?

Ответ: «Хвала Аллаху. Одним из видов большого ширка, является ширк в дуа (мольбе) и это мольбы к покойным и отсутствующим, о исполнении своих нужд, мольбы о помощи к ним в экстренных ситуациях (истигъаса), просьбы о победе и пропитании от них, будь это просьбы к покойным находясь возле их могил или в далеке. А если просящий их, убежден, что они делают это (исполняют его просьбы) своей мощью, то тогда он в своем деле собрал и ширк в Рубубийи (Господстве) и ширк в Ибада (поклонении Аллаху).

Если же просящий покойного, просит его, чтоб он попросил Аллаха и он находится рядом с могилой и убежден что он слышит, то это является новшеством и средством ведущим к ширку, как это сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах.

Известно, что просьба за другого, является ходатайством (шафаат) за него, следовательно просящий попросить за себя, является просящим ходатайства (шафаат). Поэтому, это называют требованием ходатайства (истишфа) или посредничеством (таувассулем), как сказал правитель правоверных, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «О Аллах ! Поистине, мы использовали посредничество (натаувассаль) к Тебе, через нашего пророка и Ты поил нас (т.е. посылал нам дождь), поистине, мы используем посредничество (натаувассаль) к Тебе через дядю нашего пророка – напои же нас (т.е. пошли нам дождя)». Это является всего лишь просьбой о мольбе (дуа) от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем от Аббаса, да будет доволен им Аллах, и оба этих случая при их жизни. Ни Умар, ни кто то другой не отправились на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, для того чтоб попросить о такой мольбе, что указывает на незаконность подобного в Шариате, и на то, что это не является причиной для достижения требуемого. А если это не законно в отношении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то в отношении кого-либо другого, тем более.

Если просьба к покойному о мольбе и ходатайстве по средством него, сопровождается \обрядом\ приближения к нему, каким-либо из видов поклонения, то это именно то, что делали многобожники \курейшиты\. Они поклонялись тем, кому поклонялись, считая их своими ходатаями (заступниками), веря, что они приближают их к Аллаху, как сказал Аллах:
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, кто не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: „Они — наши заступники [„шуфа’а“] перед Аллахом“» Сура Юнус 18 аят.
«А те, которые взяли себе „авлия“, кроме Него, и говорили: „Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху “» Сура Толпы, 3 аят.

Они являлись неверующими многобожниками за то, что делали между собой и Аллахом посредников в поклонении.

А что по поводу того, кто просит у отсутствующих или у покойного, при этом находясь далеко от его могилы, взывает к нему из различных мест, просит непосредственно помощи (ястагъис) от него, то он совершающий многобожие (многобожник). Потому что он уподобил \этого покойного\ Аллаху, Который слышит мольбы просящих и отвечает на просьбы бедствующих.

В следствии всего выше сказанного становится ясно, что нет разницы между просьбой о дуа (мольбе) и просьбой ходатайства (шафаат) от живого или покойного. Я не припомню, чтоб я делал такую разницу. Возможно тот, кто передавал от меня, что-то не правильно понял, либо я имел в виду другое, а он не понял выражаемого мною.

А Аллаху об этом ведомо лучше. Да благословит Аллах и приветствует нашего любимого Пророка Мухаммада».



Достопочтенный Шейх, Абдурахман ибн Насыр аль-Баррак. Да сохранит его Аллах. См. вопрос номер 14.


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты