Перейти к содержанию

О привычке откладывать на потом


Рекомендуемые сообщения

Ибн аль-Джаузи, да помилует его Аллах, сказал: «Сколько раз в сердцах иудеев и христиан пробуждалась любовь к исламу, но Иблис продолжал сдерживать их и говорить: «Не торопись, хорошенько подумай» — и заставлял их откладывать осуществление своих намерений, и, в конце концов, они умирали неверующими. Таким же образом шайтан внушает грешнику не торопиться с покаянием, искушая его грехами, к которым стремится его душа, и теша его надеждами на то, что он всегда сможет попросить Аллаха о прощении. Один поэт сказал:

«Страстям потакая, к греху не стремись,
не прельщайся надеждой на успех покаяния!»


Сколько раз шайтан убеждал решительно настроенных людей откладывать осуществление своих намерений! Сколько раз он удерживал тех, кто стремился к добродетели! Быть может, некий ученый решит повторить материал предстоящего урока, но шайтан скажет ему: «Отдохни часок»; или кто-нибудь проснется ночью с намерением совершить намаз, но шайтан скажет ему: «У тебя еще есть время»; и таким образом шайтан будет продолжать внушать этим людям лень, побуждать их откладывать намеченные дела и убеждать их в том, что у них впереди еще много времени.

Предусмотрительный человек ко всему должен готовится заранее, ибо быть предусмотрительным — значит опережать время, никогда не откладывать ничего на потом и избегать обманчивых надежд..., ведь упущенную возможность возвратить уже нельзя. Причиной нерадения и дурных наклонностей является обманчивая надежда на далекое будущее, ибо человек тешит себя мыслью о том, что вот он перестанет творить зло и устремится к добру, но он лишь обещает себе это и ничего не делает. Без сомнения, тот, кто надеется, что днем он снова продолжит свой путь, ночью идет не спеша; тот, кто надеется, что проснется утром, не проявляет усердия ночью; а тот, кто представляет себе свою скорую смерть, старается изо всех сил... Один предшественник сказал: «Я предостерегаю вас от слова „потом“, ибо оно — самое грозное оружие Иблиса. Два типа людей — предусмотрительный и беспечно питающий надежды на далекое будущее — можно сравнить с путниками, которые по дороге остановились в некой деревне, и один из членов каравана предусмотрительно купил себе все необходимое для завершения поездки и сел ждать, готовый к отправлению. Его беспечный товарищ сказал: „У меня еще будет время приготовиться, может, мы проведем здесь целый месяц“, — но едва он промолвил эти слова, как трубный глас возвестил об отправлении. Обрадовался тот, который приготовился заблаговременно, и растерялся его беспечный товарищ и впал в отчаяние».

Это пример того, как люди проводят свою жизнь в этом мире, ведь среди них есть те, которые готовятся к вечной жизни, и когда к ним приходит ангел смерти, у них нет причин для раскаяния; но среди них есть и такие, которые обманывают самих себя и все дела откладывают на потом, а когда наступает время уходить из этой жизни, вкушают горечь сожаления. Если человек по своему характеру медлителен и любит откладывать дела в долгий ящик, и если к нему приходит Иблис, побуждая его к тому, что уже заложено в нем изначально, то такому человеку трудно перебороть себя, но у него всегда есть возможность одуматься и понять, что он на войне и враг не отступит, и даже если шайтан сделает вид, что отступает, то это не так, ибо, на самом деле, он готовит какую-то хитрость и это всего лишь часть его стратегии...»

См. «Тальбису Иблис», стр. 458.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шейх ’Абдур-Рахман ас-Са’ди, да помилует его Аллах, привел в своей книге «Правила счастливой жизни» одно из правил:

«К числу полезных правил относится привычка решать дела тотчас и выигрывание досуга. Ведь если дела не решать своевременно, то у тебя накапливаются прошлые нерешенные дела и предстоящие, тем самым усиливается тяжесть их решения. Поэтому если решать каждое дело в свое время, к предстоящим делам ты сможешь подойти с полными умственными и физическими силами».

Комментарии шейха Салиха ас-Сухейми, да хранит его Аллах:

«В этой части автор, да смилуется над ним Всевышний Аллах, говорит о том, что ты должен прикладывать предельное старание, чтобы довести дела до конца вовремя, не откладывая их на завтра. Иначе, когда у тебя накапливаются нерешенные дела, ты оказываешься в положении того, о ком говорится в пословице: «Отставший от каравана не проезжает нужного расстояния, хотя и не щадит спины верхового животного».

Все это приводит к заботам и волнениям, к потери устойчивости, ты оказываешься изнуренным и не знаешь с чего начать. Это потому что ты каждый день откладывал дела на потом. И каждый, кто откладывает дела на завтра, оказывается в таком положении. Поэтому начинай с приятных дел, и решай их один за другим, не давая им накапливаться.

Необходим определенный распорядок и распределение времени для того, чтобы мысли не расточались по сторонам, и ты был сконцентрирован.
«Всевышний Аллах любит, если человек что-то делает, чтобы он делал это в наилучшей форме» Хадис достоверный, см. «Сахих аль-Джами’» № 1891.

Распределение и упорядочивание дел — один из способов совершения их в наилучшей форме. И в этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для нас наилучший пример, поистине он всегда упорядочивал любое дело.

Однако самым опасным является то, когда человек откладывает покаяние. Некоторые говорят: «Когда в годах прибавлю, тогда и раскаюсь в совершенных прегрешениях и принесу покаяние». Так продолжается до тех пор, пока человек не оказывается на смертном одре, а его душа подходит к горлу, и он начинает издавать предсмертный хрип. Да упасет нас Аллах от этого! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока не начался предсмертный хрип» Хадис достоверный, см. «Сахих ат-Тирмизи» № 3537.

Поэтому категория людей, которые говорят: «В лет шестьдесят, или пятьдесят, я попрошу Всевышнего и Пречистого Аллаха прощения за совершенные деяния, покаюсь перед Ним. Ну, а сейчас оставь меня, дай мне развлечься, насладиться прелестями этого мира и прочими преходящими мирскими благами» — я хочу напомнить о словах Всевышнего и Пречистого Аллаха:

 وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَى يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا يَا وَيْلَتَى لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا لَّقَدْ أَضَلَّنِي عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِي وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِلْإِنسَانِ خَذُولًا 

 

«И в тот день, когда беззаконник (от сожаления) будет кусать свои руки, говоря: „О, если бы я взял вместе с Посланником путь (который ведёт в Рай). О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе (близким) другом! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня“. Воистину, шайтан оставляет человека без поддержки» (Коран; сура 25, аяты 27-29)


 وَأَنِيبُوا إِلَى رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ مِن قَبْلِ أَن يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ وَاتَّبِعُوا أَحْسَنَ مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ بَغْتَةً وَأَنتُمْ لَا تَشْعُرُونَ أَن تَقُولَ نَفْسٌ يَا حَسْرَتَا عَلَى مَا فَرَّطتُ فِي جَنبِ اللَّهِ وَإِن كُنتُ لَمِنَ السَّاخِرِينَ أَوْ تَقُولَ لَوْ أَنَّ اللَّهَ هَدَانِي لَكُنتُ مِنَ الْمُتَّقِينَ أَوْ تَقُولَ حِينَ تَرَى الْعَذَابَ لَوْ أَنَّ لِي كَرَّةً فَأَكُونَ مِنَ الْمُحْسِنِينَ بَلَى قَدْ جَاءَتْكَ آيَاتِي فَكَذَّبْتَ بِهَا وَاسْتَكْبَرْتَ وَكُنتَ مِنَ الْكَافِرِينَ 


«И обратитесь (о, люди) к вашему Господу (с покорностью и покаянием) и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь. Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде чем мучения явятся к вам внезапно, когда вы даже не почувствуете их приближения, чтобы потом не сказала душа: „О, горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху. И ведь я был лишь одним из насмехающихся (над повелением Аллаха, Его Книгой, Его посланником и верующими)“. Или чтобы не пришлось ей говорить: „Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я непременно был бы одним из богобоязненных“. Или чтобы не пришлось ей говорить, когда она увидит мучения: „Если бы у меня была еще одна возможность (прожить в мире), то я стал бы одним из творящих добро“. О, нет [это не правда, что ты говоришь]! Ведь приходили к тебе Мои знамения (которые указывали на истину), и ты счёл их ложью [не признал их истинность], и возгордился (от того, чтобы принять их и последовать им), и оказался из числа неверных» (Коран; сура 39, аяты 54-59)

Мусульманин должен быть активным и не откладывать сегодняшние дела на завтра. Ему нельзя быть ленивым и нерадивым, напротив, он должен быть активным и энергичным, проявлять старание и усердие. Трудиться во благо своих мирских и духовной дел и использовать этот мир, как средство для достижения мира вечного, а не наоборот, добиваться мирского преуспеяния за счет деяний, совершаемых для Вечной жизни».

Источник: «Правила счастливой жизни».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

аль-Хасан аль-Басри советовал: «...Ваша жизнь коротка, так что поторопитесь и не откладывайте сегодняшнее дело на завтра, потому что вы не знаете когда умрёте и встретитесь с Аллахом». См. «Хилья аль-Аулия», 2/140.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...