Перейти к содержанию

Четыре мазхаба(Ибн Баз)


dauraonline

Рекомендуемые сообщения

Четыре мазхаба

 

Был спрошен шейх Ибн Баз, рахимахуЛлах

 

Вопрос: Четыре учения Ахмадитский, Шафиитский, Маликитский и Ханафитский, являются ли эти учения правильными? В какое время они появились? 

 

Ответ: Более правильно сказать: четыре мазхаба. Ахмадитский: это последователи Ахмада ибн Ханбаля — да смилуется над ним Аллах. Шафиитский: это последователи Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии — да смилуется над ним Аллах. Маликитский: это последователи имама Малика ибн Анаса- да смилуется над ним Аллах. Ханафитский: это последователи Абу Ханифы ан-Ну`мана ибн Сабита — да смилуется над ним Аллах. Эти мазхабы известны у обладающих знанием, и они нашли свое распространение в более поздние века, в третьем веке и после него.

Что касается мазхаба Абу Ханифы, то он был известен и распространился во втором веке, и так же мазхаб имама Малика во втором веке. Касательно мазхаба аш-Шафии и Ахмада, то они стали известны позже, в третьем веке и после него. И все они хороши и на прямом пути, и на истине, да будет доволен ими Аллах и да смилуется над ними. Они ученые прямого пути и ученые добра, но нельзя говорить, что один из них непогрешим, не ошибается, напротив, у каждого из них имеются ошибки, в зависимости от того, насколько скрылась от него Сунна, и в зависимости от того, что они познали из книги Аллаха Всемогущего и Великого. Каждый из них может упустить что — то из знания и что-то из Сунны, и это может постичь как их, так и других. Как Аль-Ауза`и, Исхак ибн Рахавейх, Суфьян ибн `Уейна, Ваки` ибн аль-Джаррах и другие известные имамы.

 

Каждый из них может упустить, что-то из знания, потому что никто не может охватить всю Сунну и все знание, он может упустить некоторые вещи. Но они имамы прямого пути, и у них есть последователи, которые упорядочили их мазхаб, собрали заданные им вопросы и фетвы, и записали это так, что распространились эти мазхабы и стали известны по причине их последователей, которые составили труды об этом, и собрали в них вопросы этим имамам и что они ответили на это. И могут исходить некоторые ошибки от некоторых из них, по той причине, что не дошла до него Сунна в некоторых вопросах, и он ответил по своему старанию, и может произошла ошибка из — за этого. До другого же дошел хадис, и он знает этот хадис, и он вынес правильное решение, и это может произойти с каждым из них в малочисленных вопросах, да смилуется над ними Аллах. И поэтому Малик— да смилуется над ним Аллах сказал: «Кто бы из нас не был, то он опровергает или опровергается, кроме хозяина этой могилы» имея в виду посланника Аллаха — да благословит его Аллах и приветствует.

 

А что касается выбора определенного мазхаба, то это право требующего знание, требующие знания не должны фанатично следовать ни за кем. Но если он припишет себя к одному из мазхабов, как принадлежность, потому что он считает что его правила и основы подходят ему, то нет в этом проблем. Но не следует ему слепо следовать за Шафии, Ахмадом, Маликом и Абу Ханифой и ни за кем другим, напротив он должен брать знания, откуда они взяли. И он должен смотреть на доказательства, и то, что будет более предпочтительным в доводе из спорных вопросов, и должен принять это. А что касается тех вопросов, в которых ученые единогласны, то не разрешается никому противоречить им, потому что ученые не могут быть единогласными на лжи, исходя из слов Пророка — да благословит его Аллах и приветствует: «Не перестанет группа из моей общины открыто сражаться на истине...»1 и до конца хадиса. И если они единогласны, то это группа из них.

 

Но в спорных вопросах ученый должен смотреть на доказательства, и если доказательства в пользу Абу Ханифы, то принимать его мнение, а если в пользу Малика, то принимать его мнение, если в пользу Аш- Шафии, то принимать его мнение, и если в пользу Ахмада, то принимать его мнение, и таким образом, если в пользу Аль-Ауза`и или Исхака ибн Рахавейха или других. Обязательно принимать с доказательством, и оставлять то, что противоречит этому, потому что Пречистый Аллах говорит:

 

﴿ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً  ﴾


«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (Ан-Ниса:59).

 

И говорит Пречистый: 

﴿ وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِن شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ  ﴾


"Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (Аш-Шура: 10).

 

Обязательно следует ученым предоставлять шариатским доводам то, в чем препираются люди, и какие доказательства перевесят, то обязательно надо придерживаться их.

А что касается простых людей, то они спрашивают ученых своего времени, выбирают хорошего ученого, в котором проявляется подражание Пророку— да благословит его Аллах и приветствует, набожность, проявляется в нем знание и хорошо отзываются о нем люди. Следует искать и спрашивать. И мазхабом этого человека является мазхаб того, кто дал ему фетву, но ему надо икать ученых, и спрашивать в своей стране или вне своей страны о тех, кто известен знанием, достоинством, следованием истине и обереганием молитвы. И кто известен своим следованием Сунне, из отпускания бороды, укорачивания одежды, и далек от сторон обвинения, и другие вещи свидетельствующие о прямом пути ученого. И если укажут на ученого, у которого внешние качества хороши и он известен знанием и спросит его о том, что ему не понятно, то хвала Аллаху. 

 

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾


«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (Ат-Тагабун: 16) 

 

и Пречистый сказал: 

 

﴿ فَاسْأَلُواْ أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ ﴾


«Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого» (Аль-Анбийа: 7).

 

 

 

Муслим 156

 

Собрание фетв ибн База"Фатава нурун `аля д-дорб" стр. 23 −25.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...