Перейти к содержанию

Напоминание самообольщенным студентам


Рекомендуемые сообщения

’Аиша, да будет Аллах доволен ею, говорила: «Поистине, вы относитесь беспечно к наилучшему виду поклонения, а это — скромность!» Уаки’ «аз-Зухд» № 213, Абу Хатим «аз-Зухд» № 1, аль-Байхаки «аз-Зухд» № 393.

К огромному сожалению, часто приходится наблюдать самообольщение людей, обучающихся шариатским наукам, либо получивших диплом об окончании шариатского вуза. Сравнительно недавно довелось пообщаться с одним из таких: с напыщенной важностью ведет разговоры; говорит о себе во множественном числе; обращение к нему по имени или со словами «брат мой, ...» расценивает как неуважение и непочтение; какой-то недоступностью отгораживаются. 

Одно дело, если бы эти люди достигли каких-либо высот в постижении шариатских наук, и отличились от сотен других студентов своими знаниями, несравнимой пользой, которую они принесли мусульманам. Тогда можно было бы понять источник их самообольщения. Однако ничем подобным они не отличаются. Они лишь заурядные студенты и выпускники шариатских вузов, которые получили некоторые знания, и в сравнении с теми, кто не обучался, являются знающими людьми. Но, несмотря на все это они словами и делами притязают на то, до чего еще не доросли. А простые мусульмане быстро обольщаются студентами, и мало кто из них знает, с каким уровнем знаний возвращается домой абсолютное большинство студентов и выпускников, и какова на самом деле ценность большинства полученных дипломов.

В первую очередь отличаться скоромностью, простотой и естественностью должны люди, которые причисляют себя к шариатским знаниям. И тому пример господин всех имамов — наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отличавшийся предельной скромностью и простотой.

Абу Мас’уд, да будет Аллах доволен им, рассказывал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл один человек, и когда он разговаривал с ним, у него дрожало тело (от переживания). Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему:

هَوِّنْ عَلَيْكَ فَإِنِّي لَسْتُ بِمَلِكٍ إِنَّمَا أَنَا ابْنُ امْرَأَةٍ تَأْكُلُ الْقَدِيدَ

„Успокойся, я не царь. Поистине, я всего лишь сын женщины, которая ела засохшее мясо“». Ибн Маджах 3312, аль-Хаким 3/47. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. «аз-Зауаид» 3/162, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1876.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, строжайшим образом предостерег носителей знаний от самообольщения. Со слов ’Умара бин аль-Хаттаба, да будет Аллах доволен им, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: „Кто лучше нас читает и знает Коран? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас разбирается в фикхе?“» Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил своих сподвижников: «Есть ли в этих людях хоть какое-либо благо?» Они ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда он сказал: «Они будут из вашей среды и из числа членов этой общины, и это они послужат топливом для Огня!» Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Таргиб» № 135.

Также хочется упомянуть двух выдающихся личностей, которые действительно обладали знаниями, и чьи знания и деяния Аллах обратил на пользу всей исламской общине. Но вместе с тем они не зазнались, не обольстились собой. Напротив, в них еще больше укрепились скромность, простота и непритязательность.

’Умар бин ’Абд аль-’Азиз

Общеизвестно какой неоценимый вклад привнес ’Умар бин ’Абд аль-’Азиз, да будет Аллах доволен им, в дело распространения Ислама, и то, как его мудрое правление, основанное на подражании Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и четырем праведным халифам, да будет Аллах доволен им всеми, обернулось невероятной пользой мусульманам на территории обширного халифата. Ко всему прочему он отличался своими глубокими познаниями религии. За все это, он был прозван «пятый праведный халиф», хотя пятым халифом был аль-Хасан бин ’Али, да будет Аллах доволен им и его отцом, чье правление было скоротечным, а сам ’Умар бин ’Абд аль-’Азиз был тринадцатым по счету.

Когда ’ Умару бин ’Абд аль-Азизу, да будет Аллах доволен им, сказали: «Пусть Аллах вознаградит тебя лучшим за то, что ты сделал для Ислама!», он ответил: «Нет, наоборот! Пусть Аллах воздаст Исламу добром за меня!» Сияр А’лям ан-Нубаля Т.5. С.147. Изд. Муассаса ар-Рисаля, 1417 г.х. Тахкык Шу’айб аль-Арнаут.

Ахмад бин Ханбаль

Этот человек не нуждается в представлении, достаточно будет упомянуть, что за его заслуги перед религией, за его знания, он был наречен «Имамом Сунны» — предводитель Сунны, да смилуется над ним Аллах Своей широчайшей милостью.

Как-то один из жителей Хорасана сказал имаму Ахмаду: «Хвала Аллаху, благодаря Которому мне довелось увидеть тебя». На это он ответил: «Садись! Что это такое?! Кто я такой, чтобы почитать меня подобным образом?!» Сияр А’лям ан-Нубаля Т.11. С.225. Изд. Муассаса ар-Рисаля, 1417 г.х. Тахкык Шу’айб аль-Арнаут.

Также передается, что когда имаму Ахмаду сказали: «Пусть Аллах вознаградит тебя лучшим за то, что ты сделал для Ислама!», он ответил: «Наоборот! Пусть Аллах воздаст Исламу добром за меня! Ведь кто я такой, и что я собой представляю?!» См. предыдущую ссылку.

Таких примеров из числа наших праведных предшественников огромное множество, но как же мы далеки от их простоты, скромности и непритязательности.

О Аллах! Надели наши души богобоязненностью и очисти их от всего скверного и дурного!

О Аллах! Одари нас прекрасным нравом и полезными знаниями!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как-то ‘Абду-р-Рахман ибн аль-Касим сказал имаму Малику: «Я не знаю кого-либо, кто лучше всех разбирался бы в торговых вопросах, чем жители Египта». Малик его спросил: «Почему?» Ибн аль-Касим ответил: «По причине тебя!» На что Малик возразил: «Я сам не знаю вопросы торговли, тогда каким образом они знают это (лучше всех) по причине меня?!» Ибн Абдуль-Барр в «Джами’уль-абяниль-‘ильм» (1/533).

Из этого же раздела и слова шейха Сулеймана ар-Рухайли:

Шейх Сулейман Ар-Рухейли: «Зазнавшийся студент и наставление ему»

«Из высказываний имама Малика, которые не должны остаться незамеченными для требующих знание, его слова: «Щит ученого — слова „я не знаю“. Если он пренебрежет ими, получит смертельный удар». «Щит ученого, — щит, которым он себя защищает: слова „я не знаю“. Если он пренебрежет ими, получит смертельный удар». Этот щит требующий знание непременно должен взять на вооружение. И если его спросят о чем-то, чего он не знает, пусть ответит: «Я не знаю».

Из бедствий нашего времени то, что многие требующие знание стали осмеливаться говорить без знания. Бывает, зададут ему вопрос... Придут паломники, совершающие хадж (большое паломничество). Или придут паломники, совершающие умру (малое паломничество). А он — «шейх» в Медине. Требующий знание в Пророческой мечети. Приходит к нему совершающий умру и спрашивает: «О шейх, каково правовое положение того-то?» И он постесняется (не ответить). Как же ему не ответить? Он ведь «шейх», 10 лет уже как не был в своей стране. Приходят сейчас к нему его земляки, а он ответит «я не знаю»?! И дает фатву. Основываясь на догадках. И он ошибся в таком случае, даже если угадал правильный ответ!

Более того, осмеливается на слова без знания в великих вопросах! Его спросят про некую личность: «Каково твое мнение о таком-то?» Или: «Знаешь ли ты такого-то?» А он не знает ничего о нем. Он ничего не знает о нем. Но говорит о нем, например: «Я думаю, что ученые плохо отзывались о нем». А он ничего не слышал! Однако, есть такая вероятность, и он говорит: «Я думаю, что ученые плохо отзывались о нем». И, быть может, он еще зазнаётся и говорит: «Он — маджхуль (неизвестный — вид джарха) для меня!» Или говорит: «Я уже 10 лет в Медине, а он ни разу не посетил меня!» И будет считать это джархом (дискредитацией) для того человека. И это — великая ошибка! Требующий знание должен говорить только на основании знания, и его щитом должны быть слова «я не знаю». Кем бы он ни был! Если он не имеет того знания по данному вопросу, при котором, отвечая, он останется чистым перед Аллахом, то пусть говорит: «Я не знаю». Или же пусть попросит отсрочку. Скажет: «Дай мне один день, я проверю». И тому подобное. Братья, мы много раз видели, как шейху Ибн Базу задавал спрашивающий вопрос, а шейх отвечал: «Подойди за ответом на следующей неделе». А он был имамом этого мира в его время! Однако, он уточнял ответ, прежде чем его дать.

Требующие знание должны быть внимательными к этому положению, которое заключается в том, что щитом для требующего знание является крепкая хватка за слова «я не знаю», если он не знает. И он не должен говорить кроме как на основании знания».

Сл. «И’дад аль-муфтий», даура 1, запись 3/1.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...