Abu Ali Najdi

Есть ли разница между молитвой мужчины и женщины?

Рекомендуемые сообщения

Вопрос: «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Есть ли разница между мужским и женским намазом, так как я из стран СНГ , там женщины по другому молиться , а мужчины по другому, хотя я сам нигде не нашел указание на различие чтение намаза между мужчиной и женщиной!»

Ответ: Уважаемый шейх ’Абдуль ’Азиз ас-Са’ид, да хранит его Аллах, ответил: 

«Вагалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! В основе женщина совершает молитву так же, как и мужчина, кроме некоторых случаев, как например, женщина если встаёт имамом среди женщин, то она встаёт посередине ряда, для неё не является обязательным совершение группового намаза в отличии от мужчин. Также женщине необходимо в отличие от мужчины прикрыть всё тело кроме кистей рук и лица. Что же касается различий между самим исполнением молитвы, то в нём нет никаких различий, даже при совершении земного поклона ей не следует прижимать руки к телу и быть скованной, она садится также, как и мужчина, хоть и были некоторые имамы, которые противоречили этому».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всевышний Аллах сказал: «А кто совершает праведные дела, будь то мужчина или женщина и тот верующий, то он войдет в Рай!» Сура «ан-Ниса», аят 124.

‘Аиша рассказывала: «Однажды посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили о человеке, который нашел выделение, но не может вспомнить о поллюции во сне. На что он ответил: „Ему следует искупаться“. А когда его спросили о человеке, который видел возбуждающий сон, но не нашел выделений. Он ответил: „Он не обязан купаться“. Умм Суляйм тогда спросила: „А если женщина увидит подобное во сне, обязана ли она купаться?“ Он ответил: „Да. Поистине, женщины сестры мужчин!“» Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Имам Ибн аль-Къатан и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

В комментарии к этому хадису имам аль-Хаттаби сказал: «Из этого хадиса понимается, что если обращение идет в мужском роде, то в это входят и женщины, кроме как в определенных местах, на которые указали конкретные исключающие доказательства!» См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/161.

То же самое цитирует и шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Адаби, автор известного комментария к сборнику хадисов имама Абу Дауда. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/295.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее!» аль-Бухари 631, 6008.

Сказал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, в заключении своей книги «Сыфату с-саля ан-Набий ﷺ»: 

«Всё, что было упомянуто выше о том, как совершал намаз Пророк ﷺ, относится равным образом как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в Сунне не сделано каких-либо исключений для женщин относительно того, что было приведено (в данной книге).

По сути, общий характер его ﷺ высказывания: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я», включает в себя и женщин. 

Этот взгляд разделял Ибрахим ан-Нах’и, который сказал: «Действия женщины во время намаза такие же, как у мужчины». Ибн Аби Шайба (1/75/2) через достоверную цепочку передатчиков, восходящую к нему.

Также аль-Бухари сообщил от Умм ад-Дарды, что «она усаживалась во время намаза так же, как и мужчина, а она прекрасно разбиралась в религии (факиха)». «ат-Тарих ас-Сагир» (стр. 95) через достоверную цепочку передатчиков.

Хадис, в котором сообщается, что при совершении земного поклона женщине следует прижимать руки к телу (индимам), и что в этом она поступает не так, как мужчина, передаётся в форме «мурсаль» и не является достоверным. Абу Дауд в «аль-Марасиль» (117/87) приводит этот хадис со слов Йазида ибн Аби Хабиба. Этот хадис содержится в книге «ад-Даи’фа» (2652).

Что же касается сообщения имама Ахмада со слов Ибн ’Умара, который велел своим жён садиться скрестив ноги во время намаза, то его цепочка передатчиков недостоверна, поскольку она содержит в себе ’Абдуллаха ибн ’Умара аль-’Амри, который является слабым (да’иф) передатчиком. Сообщение приведено в книге сына имама Ахмада Абдуллаха «аль-Маса’иль» (стр.71). [конец слов шейха]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

От саляфов передается то, что подтверждает тот факт, что нет между их молитвами никакой разницы. Имам аль-Бухари передал: «Умм ад-Дарда садилась в молитве так же, как и мужчины, а она была факъихом». См. «Сахих аль-Бухари» 1/123.

Однако среди ученых есть разногласие о том, о какой именно Умм ад-Дарде идет речь: сподвижнице или же из числа таби’инов, поскольку у Абу ад-Дарды было две жены. Хафиз Ибн Хаджар выбрал то, что речь идет в этом сообщении о младшей, тогда как сам аль-Бухари отдал предпочтение тому, что речь идет о старшей, поскольку он сам сказал, что она была факъихом, в связи с чем и привел это сообщение в своем Сахихе в качестве довода! И даже сам Ибн Хаджар, упоминая смысл названия этой главы и приведения имамом аль-Бухари в ней этого сообщения от Умм ад-Дарда, сказал, что одна из причин это то, что нет разницы в совершении молитвы между мужчиной и женщиной! См. «Фатх аль-Бари» 1/356.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Но все же, есть некоторые исключения в молитвах между мужчинами и женщинами, на которые указывает Сунна, а именно:

  1. Прикрытие аурата. В этом они отличаются, ибо женщине необходимо в отличие от мужчины прикрыть все тело кроме кистей рук и лица.
  2. Совершая молитву позади мужчины, женщины указывают на ошибку имама хлопком, а мужчины словами «Субхана-Ллах».
  3. Если женщина совершает молитву с одним мужчиной, скажем братом или мужем и т.д. то в отличие от двух мужчин, которые становятся рядом друг с другом, женщина становится позади.
  4. Если женщины молятся в своем кругу джама'атом, то в отличии джама'ата мужчина, женщина-имам становится посреди них в первом рядом, как это делали ’Аиша и Умм Саляма.
  5. В отличие от мужчин лучший ряд для женщин в групповой молитве — это последний (подальше от мужчин), тогда как у мужчин лучшим рядом является первый.
  6. Женщина не совершает для мужчин азан и икъама, однако в своем кругу они могут это делать, как это передается от ’Аиши.
  7. Не читает вслух при посторонних мужчинах намаз.
  8. Для них не является обязательным совершение группового намаза в отличии от мужчин. См. «аль-Мугъни» 1/488, 2/258, 328, «аль-Маджму’» 3/429, 455.


Что же касается различий между самим исполнением молитвы, то в нем нет никаких различий, ни в стоянии, ни в поднятии рук, ни их складывании на груди, ни в поясном и земном поклонах, ни в ташаххуде. Однако некоторые имамы считали желательным, чтобы женщины прижимала руки к телу и была более скованней, то нет на это разграничение ни одного достоверного сообщения, и этому условию делал опровержение имам Ибн Хазм, сказавший что на это нет никаких доводов. См. «аль-Мухалля» 4/124. 

А кто утверждает обратное, обязан предоставить доказательство. См. «Сахих фикъху-Сунна» 1/345-346.

А Аллаху ведомо обо всем лучше!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение