Перейти к содержанию

Наставления и хадисы от хранителя секретов Посланника Аллаха


Рекомендуемые сообщения

Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Непременно для людей наступят такие времена, когда никто не спасётся, кроме того, кто будет взывать к Аллаху подобно мольбе утопающего»

См. Ибн Аби Шейба. аль-Мусаннаф. Муассасату Улюм аль-Куран и Шарикату Дар аль-Кыбля, 1427/2006. № 29783. Т.15. С.91.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однажды Хузайфу, да будет доволен им Аллах, спросили: «Какая смута является наихудшей?»

Он ответил: «Когда перед тобой добро и зло, и ты не знаешь что из них лучше совершить!»

См. Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Исти’аб» 1/335, Ибн аль-Асир в «Усд аль-гъаба» 1/468.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хузайфа рассказывал: «Обычно люди спрашивали посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о благом, а я спрашивал его о плохом, опасаясь, что оно постигнет меня. Я сказал: „О посланник Аллаха, поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам благо, но придет ли после этого блага зло?“ Он сказал: „Да“. Тогда я спросил: „А придет ли после этого зла благо?“ Он сказал: „Да, но к нему будет примешано и зло“. Я спросил: „В чем же это будет заключаться?“ Он сказал: „Появятся люди, которые станут руководить другими не так, как это делаю я, а вы увидите их дела и не одобрите их“. Я спросил: „А придет ли после этого блага зло?“ Он сказал: „Да, призывающие людей к вратам Ада, и того, кто ответит на их призыв, они бросят в Огонь!“ Я попросил: „О посланник Аллаха, опиши их нам“. Он сказал: „Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке“. Я спросил: „Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?“ Он сказал: „Не расставайся с аль-джама’а мусульман и правителем“. Я спросил: „А если не застану ни аль-джама’а, ни правителя?!“ Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Тогда отстраняйся от всех этих групп, даже если придется тебе для этого вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придет к тебе смерть!“» аль-Бухари 3606, Муслим 1847.

В версии этого хадиса, что приводит имам ат-Табарани сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты увидишь халифа, то следуй за ним, даже если он будет бить тебя по спине! Если же не будет халифа, то беги!» См. «Фатхуль-Бари» 14/321.

А в версии хадиса, что приводит имам Ибн Маджах сказано: «И для тебя лучше умереть, чем последовать за кем-либо из них!» См. «Фатхуль-Бари» 14/322.

Имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе, в которой привел этот хадис, следующим образом: «Как обстоит дело, когда не будет аль-джама’а?»

Хафиз Ибн Хаджар сказал в отношении этих слов: «Т.е. что следует делать мусульманину в такое время, когда разногласия, и когда нет единства вокруг одного халифа». См. «Фатхуль-Бари» 14/321.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: «В этой главе упоминается о том, что следует делать мусульманину во время разногласий и фитны, если не будет или если он не найдет аль-джама’а, которые собрались вокруг халифа? Если начнутся разногласия и не будет халифа, то что следует делать мусульманину пока не будет единства вокруг халифа? Хадис данной главы разъяснил это, что в таком случае ему следует остерегаться всех людей, даже если ему придется держаться за корень дерева, пока его не застигнет смерть! И поступить так для него лучше, чем войти в группу, у которой нет правителя, остерегаясь их, чтобы избежать порчи обстановки, противоречивых страстей по причине различных взглядов». См «‘Умдатуль-къари» 24/288.

Имам аль-Байдауи сказал: «Смысл хадиса в том, что если на земле не будет халифа, то тебе следует уединяться и проявлять терпение в это тяжелое время!»

Имам ат-Табари сказал: «В этом хадисе указание на то, что когда у людей не будет правителя и люди разделяться на партии — не следовать ни за кем из них и отстраняться от всех, если есть такая возможность, чтобы не попасть во зло!» См. «Фатхуль-Бари» 14/323.

Имам Ибн Батталь сказал: «Если у мусульман не будет правителя, и они разделяться на группы, то уаджибом является отстраняться от всех их, следуя тому, что повелел Пророк, мир ему и благословение Аллаха!» См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 10/36.

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби в отношении слов: «отстраняйся от всех этих групп» сказал: «Это указывает на веление уединяться во время смут, и это веление носит обязательный характер, так как невозможно будет спасти свою религию кроме как таким способом! И это отстранение от групп будет поклонением из-за отказа входить в ряды тех, чье правление не полноценное по причине разрозненности». См. «аль-Муфхим» 4/58.

Шейх аль-Альбани об этом хадисе сказал: «В этом хадисе указание на то, что если мусульманин застанет такое положение, упомянутое в хадисе, то он не должен входить в какую-либо партию и быть с каким-либо джама’атом или группой до тех пор, пока не будет аль-джама’а во главе с правителем, которому дали присягу!» См. «ад-Дауа иля-Ллах» 98.

Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: «Т.е. остерегайся тех, кто будет призывать на себя правление. И в этом хадисе указание на обязательность (уаджиб) отстраняться от всяких течении и политических групп». См. «Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим» 3/260.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы сидели у ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, он спросил: «Кто из вас помнит слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об испытании (искушении)?» Я сказал: «Я (запомнил всё именно) так, как он сказал». ‘Умар воскликнул: «Поистине, ты смел! Расскажи их нам!» − (после чего) я повторил (слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует): «Семья, имущество, дети и соседи являются искушением [фитна] для человека, а намаз, пост, садакъа, побуждение людей к совершению добрых дел и отстранению от злодеяний искупают его упущения». ‘Умар сказал: «Я имею в виду не это, а такое бедствие /фитна/, которое станет бушевать подобно бушующему морю». Я сказал: «Оно не повредит тебе [то есть это не случится при тебе], о повелитель правоверных, ибо, поистине, ты отделён от него запертой дверью». ‘Умар спросил: «(Эта дверь) будет сломана или открыта?» Я ответил: «Она будет сломана»[1]. ‘Умар сказал: «Значит, (после этого) её уже никогда не закроют!»»

Хузайфа сказал: «(Меня) спросили: „Знал ли ‘Умар, о какой двери (идёт речь)?“ Я ответил: „(Он знал это так же хорошо,) как и то, что ночь предшествует утру. Что же касается (сказанного Пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) то я передал ему это без ошибок“». Хузайфу спросили: «Кто же был этой дверью?» Он ответил: «Этой дверью (являлся сам) ‘Умар». Этот хадис передали аль-Бухари 525 и Муслим 144.

[1] ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был убит в 644 г., а несколько лет спустя после убийства третьего праведного халифа ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, среди мусульман начался раскол. Таким образом, одним из препятствий для распространения смуты был второй праведный халиф 'Умар ибн аль-Хаттаб.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух вещах, одна из них уже сбылась, а теперь я ожидаю исполнения второй. Он сказал: «Вера и верность укоренятся в сердцах людей, после чего они познают их из Корана и Сунны». Он также рассказал нам о том, как вера и верность будут покидать человеческие сердца: «Человек заснет, а вера и верность частично покинут его сердце. А то, что останется, будет похоже на след ожога. Когда он заснет в следующий раз, вера и верность опять покинут его сердце, а то, что останется будет похоже на волдырь, который вырастает на ноге, когда человек наступает на горящий уголек. Ты видишь, как он возвышается над кожей, но внутри он пуст. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: „Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!“ И о человеке будут говорить: „Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!“ — несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!» (Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал): «И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия[1], если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель[2], а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!»

Этот хадис передали Ахмад 5/383, аль-Бухари 6497, Муслим 143, ат-Тирмизи 2179 и Ибн Маджах 4053. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1584.

[1] Имеется в виду, что человек вспоминал об установлениях шариата относительно необходимости возвращать доверенное и не пытался обмануть партнёра.

[2] В данном случае подразумевается, что через наместника той или иной провинции всегда можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с установлениями шариата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Йаман сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки (с новой) одежды, до тех пор, пока люди не перестанут знать о посте, молитве, паломничестве и о садакъе, а Книга Великого и Всемогущего Аллаха исчезнет за одну ночь и на земле не останется из неё ни одного аята. И останутся разные группы людей, из них старик и старуха, которые будут говорить: „Мы застали своих отцов на этих словах: „Ля иляха илля-Ллах“, и мы говорим это“». Сыля (ибн Зуфар) спросил его: «Чем поможет им это „Ля иляха илля-Ллах“, если они не будут знать ни о молитве, ни о посте, ни о паломничестве, ни о садакъе?» Но Хузайфа отвернулся от него. Затем тот повторил свой вопрос трижды, но Хузайфа каждый раз отворачивался от него, а потом на третий раз повернулся к нему и трижды сказал: «О Сыля, оно спасёт их от Огня!»

Этот хадис передали Ибн Маджах 4049 и аль-Хаким 4/473, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. «аз-Заваид» 1/247, «Фатхуль-Бари» 13/19. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 3289, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 8077, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 87, «Сыфатуль-фатва» 28.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...