Перейти к содержанию

Относительно слов Всевышнего: «Я установлю на земле наместника»


dauraonline

Рекомендуемые сообщения

Относительно слов Всевышнего: «Я установлю на земле наместника»
 
Был спрошен шейх Ибн Баз, рахимахуЛлах 
 
Вопрос: Всевышний Аллах говорит: 
 

﴿ وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ ﴾

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Аль-Бакара: 30).
Означает ли это, что Аллах создал человека до Адама, мир ему? Если нет, то, как ангелы узнали, что человек будет распространять нечестие на земле и проливать кровь? Что подразумевается под тем, что Аллах установит наместника на земле? И наместник кому? 
 
 
Ответ: Благородный аят указывает на то, что Всемогущий и Возвышенный Аллах поселил этого человека, а это Адам, мир ему, заменивший на земле тех, кто был на ней из ее обитателей, несших нечестие и не шедших по прямому пути. И слова ангелов указывают на то, что на земле был до Адама народ, несший нечестие, и ангелы опирались в своих словах на то, что произошло на земле, или на другие причины, которые они видели, и тем самым они сказали то, что сказали. И Пречистый и Всевышний Аллах оповестил о том, что Он знает то, чего не знают ангелы, и то, что этот наместник будет править на земле по шариату Аллаха и религии Аллаха, и будет распространять призыв к Единобожию, искренность к Нему, и веру в Него. 
 
И также потомки Адама после него, среди них пророки, и среди них посланники, и наилучшие люди, праведные ученые и искрение рабы Аллаха. И другое из того, что произошло на земле; из поклонения только Аллаху, и правления по Его шариату, приказа того, что Он приказал, и запрета того, что Он запретил.
 
И также то, что исходило от пророков и посланников, праведных ученых и искренних рабов Аллаха и другое. И стал ясным приказ Аллаха в этом деле, и после этого ангелы узнали это великое благо. И говорят: Что перед Адамом были группы людей и существ, которых называли: Джины и Хины. 
 
Но в любом случае Адам является наместником(заместившим) тех, кто приходил и был до него на земле Аллаха, о ком знает Пречистый и Всевышний Аллах. И нет у нас убедительных доказательств в разъяснении того, кто был до Адама, и их описания, и того, что они совершали, нет у нас ничего, чтобы могло разъяснить этот вопрос. Но то, что Аллах сделал его наместником, указывает на то, что до Адама был кто-то на земле. И Адам заместил их в поднятии истины, и разъяснении шариата Аллаха, который был узаконен ему, и заместил их в разъяснении того, что угодно Аллаху и что приближает к Нему, и в запрете порчи на земле. 
И так же те, кто пришел после него из его потомков начали выполнять это великое дело, из пророков, праведников и благочестивых людей. Они стали призывать к истине и разъяснять её, и направлять к религии Аллаха, и оживили Землю повиновением Аллаху, единобожием и правлением по Его шариату, и стали порицать тех, кто противоречит этому. 
 
 
 
Собрание фетв ибн База"Фатава нурун `аля д-дорб" стр. 32 — 33.
 
 
 

 

 

Тафсир 30 аята суры аль-Бакара шейха Ибн Усаймина

 

﴿ «وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ» ﴾

 

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»

 

Толкование:

 

 «Вот твой Господь сказал». Смысл получается таковым: «Вспомни, как твой Господь сказал». Обращение здесь направлено к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и так как обращение к нему, поэтому господство здесь употреблено в своем обособленном смысле.

 

 «…ангелам». Мир ангелов – это скрытый мир, который Аллах создал из света и наделил различными обязанностями. Некоторые из них внушают откровения, как Джибрил, некоторые следят за дождем и растениями, как Микаил, кто-то – дунет в Рог, как Исрафил, кто-то забирает души, как Ангел смерти, и прочие обязанности и дела.

 

 «Я установлю на земле наместника». Наместники – это  те, которые будут наместниками Аллаха или того, кто был до них, либо наместниками друг друга на земле. Есть несколько мнений:

 

1. Возможно, что под словом наместник Аллах имел в виду Адама и его потомство, из которых Аллах сделает наместников Себе и которые будут доводить Его закон и призывать к Нему, а также судить между Его рабами. Это не из-за Его незнания или слабости, далек Он от этого! Аллах дает милость, кому пожелает. Он сказал: «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей…»[1]. Он был наместником Аллаха, который судил людей в этом мире.

2. Возможно, наместники заменяют тех, кто был до них, ведь Земля была заселена еще до людей.

3. Под наместниками имеется в виду то, что поколения людей будут заменять друг друга на земле, ведь кто-то умирает, а кто-то остается жить.

 

Все три варианта возможны, так как среди людей есть и те, и те. Но вот слова ангелов: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь», указывают на то, что более правильным является второй вариант. Получается, что до людей землю населяли существа, которые проливали кровь и распространяли нечестие.

 

«Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь», то есть подобно тому, как это делали жившие до них. Ангелы спросили это с целью узнать об этом подробнее, а не как возражение. Аллах ответил им: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»,– то есть все еще изменится, все будет не так, как это было ранее.

 

 «…тогда как мы прославляем Тебя…», то есть говорим, что ты пречист. Он пречист от двух вещей: 1) от недостатков; 2)  от несовершенства. Также можешь добавить и третье, если хочешь: Он пречист от подобия творениям. От всего этого Аллах пречист. Он пречист от всех недостатков, Аллах никогда не описывается качествами, которые имеют в себе какой-либо недостаток. Что касается несовершенства, то нет недостатков в Его совершенных качествах: Он мощен и не бывает немощным; Его силу не постигает слабость, Его знания не постигает забывчивость и так далее. Поэтому Аллах сказал: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость»[2]. Аллах обладает совершенными качествами, которые никогда не бывают недостаточными. Что касается подобия творениям, то мы и его можем упомянуть отдельно, так как Аллах сам выделил это, сказав: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»[3]. Также Он сказал: «Ему принадлежат наивысшие качества»[4]. Также Он сказал: «Никого не сравнивайте с Аллахом!»[5] Но мы можем сказать, что этот вид входит в первый: в свободу от любых недостатков, так как уподобление Творца творениям само по себе является недостатком. Более того, сравнение совершенного с несовершенным создает недостаток в совершенном, как сказал поэт:

«Разве ты не знаешь, что цена мечу падает, если сказать, что он острее палки».

 Ведь если сказать: «У такого-то есть меч, который острее палки»,– станет ясно, что этот меч  плохой и ничего не стоит. Поэтому мы можем выделить третий пункт, а можем отнести его к первому. Во всяком случае, когда мы говорим: «سُبْحَانَ الله»,– или: «أُسَبِّحُ الله»,– или что-то подобное, то мы должны вспомнить эти вещи.

 

 «…хвалой». Ученые сказали, что эти слова означают, что ангелы воздавали Аллаху хвалу и прославляли Его. То есть в аяте говорится, что они прославляли Его, говоря, что Он свободен от недостатков; и воздавали Ему хвалу, говоря, что Он – совершенен. «الحمد»(хвала) – это описание кого-то совершенными качествами, исходящее из любви и возвеличивания. Если ты сделаешь это еще раз, то называй это словом «ثناء»(хвала). Доказательством этому служит хадис аль-кудси, в котором Аллах говорит: «Я разделил намаз между Собой и рабом поровну. Когда Он говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров»,– Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному»,– Всевышний Аллах говорит: «Мой раб вознес хвалу Мне»[6]. Очищение от недостатков необходимо совершать до подтверждения совершенства, чтобы совершенные качества пришлись на место, уже свободное от недостатков.

 

 «…освящаем…». Освящение (التقديس) – это очищение, но большее чем «очищение»  –   «تنزيه». «تنزيه» – это очищение от всех недостатков в значении оправдания, а освящение – это нечто дополнительное. Поэтому мы говорим в ду'а, которое читается после такбира в намазе: «О Аллах! Отдали меня от моих ошибок так, как Ты отдалил восток и запад друг от друга; О Аллах! Очисти меня от моих ошибок так, как белая одежда очищается от грязи; О Аллах! Очисти меня от моих ошибок водой, снегом и льдом»[7]. Здесь три вещи: 1) требование отдаления; 2) требование очищения; 3) требование омовение и повторного очищения после того, как его уже очистили, чтобы не оставить от грехов никакого следа. Поэтому человек должен одновременно освобождать Аллаха от всяких недостатков и очищать, чтобы разум больше никогда не пытался привязать какие-либо недостатки к Аллаху.

 

«…тебя». Предлог «ل» здесь указывает на то, что они освящают только Аллаха, что невозможно без искренности, а также на то, что только Он достоин этого.

Аллах ответил ангелам: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». Аллах знает, что на этой земле будут пророки, правдивые мужи, павшие мученики и праведники.

 

Пользы:

 

1.  Доказательство того, что Аллах обладает качеством речи, которая имеет свой звук и состоит из букв. Это – путь праведных предшественников: сподвижников и их последователей, а также имамов прямого пути. То, что Его речь состоит из букв, извлекается из слов: «Я установлю на земле наместника»,– ведь очевидно, что эти слова состоят из букв. Что касается того, что эти слова произносятся со звуком, то ведь ангелы услышали Его речь. Наличие у Аллаха речи – это одно из проявлений Его совершенства. Более того, речь – это одно из величайших качеств, указывающих на совершенство: Аллах говорит, когда хочет и как хочет, его речь касается как бытия, так и законов шариата.  Все, что происходит во Вселенной, происходит с помощью Его приказа: «Будь». Всевышний сказал: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается»[8]. И все в этом мире предопределено согласно Его желанию. Что касается Его шариата, то он передается нам с помощью Его откровения Своим посланникам и пророкам.

 

2.  Ангелы – разумные существа, так как Аллах обратился к ним, а они ответили. Невозможно обращение к неразумным существам, и существо не сможет ответить, если не будет понимать речь и знать, как ответить. Мы упомянули этот пункт отдельно из-за того, что некоторые отклонившиеся говорят, что ангелы неразумны.

 

3.  Доказательство того, что Аллах совершает действия и делает что хочет, когда хочет и как хочет. Некоторые приверженцы нововведений утверждают, что  Он не придет, не возвышается над Троном, не спускается, не говорит, не смеется, не радуется, не удивляется. Это мнение ложно по нескольким причинам:

 I. Оно явно противоречит текстам, а все, что противоречит текстам, отвергается и возвращается к тому, кто это придумал.

 II.Подобное суждение неправильно, так как некоторые действия могут исходить от Первого, до которого не существовало никого.

 III.То, что Он делает, что хочет, – одно из проявлений Его совершенства. Так как тот, кто не делает ничего, либо не знает и не желает, либо не в силах сделать.

 

Оба этих качества являются недостатками, которые никак не могут быть приписаны к Аллаху. Поэтому остается только удивляться, как они решили, что это является очищением Аллаха от недостатков, в то время как их слова и есть самый большой недостаток. Поэтому хвали Аллаха, который дал тебе благополучие, и проси у Него, чтобы Он избавил их от этой глупости разумов и искажения истины.

 

4.  Потомство Адама заменяет друг друга на этой земле, согласно одному из мнений относительно слова «наместник». Так и есть, ведь ты видишь, что одному человеку сто лет, а другому всего год, и какой между ними промежуток! Это – мудрость Аллаха. Если бы люди только рождались, то земля бы стала тесной для них и дела стали бы намного хуже. Молодые бы не получили милость и никогда не стали бы править, им никогда не досталось бы ничего хорошего в этом мире.

 

5.  Ангелы постоянно поклоняются Аллаху. Они сказали: «Мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя».

 

6.  Неприязнь ангелов к нечестию, ведь они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?»

 

7.  Нет ничего плохого в том, чтобы человек описывал себя хорошими качествами, если он делает это для того, чтобы люди знали, а не для хвастовства. Ангелы казали: «Мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя». Это подкрепляется словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я – господин всего потомства Адама, и не горжусь этим»[9]. А если цель подобных слов – хвастовство и восхваление самого себя, то это запрещено. Всевышний сказал: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен»[10].

 

8.  В аяте содержится указание на то, насколько сильно ангелы возвеличивают Аллаха. Они сказали: «Мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя».


[1] 38:26

[2] 50:38

[3] 42:11.

[4] 30:27

[5] 16:74

[6] Ссылку на хадис смотри на стр. 

[7] «Сахих» ал-Бухари, Книга Азана, глава 84: о поднятии рук при первом такбире, при перед и после поясного поклона, хадис № 744; «Сахих» Муслима, Книга Мечетей и мест для моления, глава 27: о том, что говорится после первого такбира перед чтением аль-Фатихи, хадис № 1354/598.

[8] 36:82

[9] Хадис приводит Ахмад в «Муснаде», 3/2, хадис № 11000; также ат-Тирмизи в «Су- нан», Книга Толкования Корана, глава 17: о суре «Потомство Исраиля», хадис № 3148; «Сунан» Ибн Маджа, Книга Аскетизма, глава 37: о заступничестве, хадис № 4308. В це- почке передатчиков есть Али ибн Зейд ибн Джадан, который не заслуживает доверия, но сам хадис достоверен из-за других похожих хадисов с другим иснадом: смысл ха- диса передает ад-Дарими в предисловии своего «Сунан», 1/39, хадис № 48; также Ибн Аби Асым в «Китабус-Сунна», 2/355–356. Аль-Альбани сказал в 2/356, что иснад хадиса достоверен, а также он сказал в «Сахихут-Тирмизи», 3/71, хадис № 2516–3369: «Хадис достоверный»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...