Перейти к содержанию

Об опасности злорадства, издевательства и упрека грехом


Рекомендуемые сообщения

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не каются, те несправедливые» (аль-Худжурат 49: 11).

Со слов Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто упрекнул своего брата (по вере) грехом, не умрёт, пока сам его не совершит!» ат-Тирмизи 2505.

Имам ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис является хорошим (хасан), но редким, и иснад его не является полноценным, так как передавший его Халид ибн Ма’дан не застал Му’аза ибн Джабаля». См. «Сунан ат-Тирмизи» 3/327.

Но проблема этого хадиса не только в прерванном иснаде, но и в передатчике по имени Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Забаля, которого обвиняли во лжи Ибн Ма’ин и Абу Дауд. Следовательно, данный хадис никак не может быть достоверным. См. «ас-Сильсиля ад-дафи’а» 178.

Однако смысл его верный, ибо подобное подтверждается и в других хадисах и словах саляфов.

Со слов Джабира ибн Сулейма, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в своих наставлениях ему, сказал: «Если какой-нибудь человек станет бранить и упрекать тебя тем (грехом), что он знает о тебе, то ты не упрекай его тем, что тебе известно о нём, и тогда ответственность понесёт только он». Абу Дауд 4084. Имам ат-Тирмизи, хафиз ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Рияд ас-салихин» 796, «Сахих ат-Таргъиб» 2782.

Хасан аль-Басри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они (сподвижники) говорили: „Кто обвинит своего брата по вере в грехе, за который он покаялся перед Аллахом, тот не умрёт, пока Аллах не испытает его этим же грехом“». Ибн Аби ад-Дунья в «ас-Самт» 291.

Ибн аль-Къайим сказал: «Поистине, упрёк своего брата (по вере) его грехом хуже, чем совершённый им грех и хуже, чем его ослушание, поскольку это является проявлением непокорности Аллаху, восхвалением своей души и заявлением о том, что его душа не причастна к греху, тогда как его брат погряз в этом. Но быть может, осознание совершённого греха и чувство униженности, покорности и презрение своей души освободит его от болезни высокомерия и самовосхваления. А его стояние перед Аллахом с опущенной головой, поникшими очами и опечаленным сердцем будет для него лучше, чем твоё многочисленное благодеяние, которым ты обольстился, полагая, что этим самым ты сделал одолжение Аллаху и Его творениям. В таком положении совершивший грех ближе к милости Аллаха, тогда как попрекающий грехом ближе к гневу Аллаха. Грех, который приводит совершившего его к униженности (перед Аллахом) любимей для Аллаха, чем покорность, приводящая к обольщению. И поистине, для тебя лучше проспать всю ночь и проснуться сожалеющим, чем провести ночь в молитвах и проснуться обольстившимся. Ведь деяния обольщённого не принимаются. И поистине, для тебя лучше смеяться, признавая (свои грехи), чем плакать, считая себя возвышенным. Ведь сожаление кающихся любимей для Аллаха, чем восхваление Аллаха обольстившимися. Может быть так, что Аллах посредством совершённого им греха, извлёк для него лекарства от „смертельной“ болезни, тогда как в тебе это есть, но ты этого не ощущаешь. В отношении тех, кто повинуется Аллаху и ослушается Его, у Него есть множество тайн, которые знает только Он, и о которых ведают обладатели знания, познавшие человеческую сущность. А есть и такие тайны, о которых не ведают даже ангелы, записывающие деяния». См. «Мадариджу-ссаликин» 1/177.

Со слов Уасиля ибн Аскъа’а, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не проявляй злорадства в отношении своего брата (по вере), ведь Аллах может помиловать его и подвергнуть испытанию тебя». ат-Тирмизи 2506, ат-Табарани в «аль-Кабир» 15/431, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 2/310. Этот хадис назвали хорошим аз-Зуркъани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Мухтасар аль-Макъасыд» 1184.«Тахридж Джами’ аль-усуль» 11/726.

Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если я увижу на своём пути мужчину, который доит овцу и поиздеваюсь над ним, то боюсь, что я не умру, пока сам не сделаю то же самое». Ибн Аби Шейба 27197. Иснад хороший. См. «Тахридж аль-Мусаннаф» 14/196.


Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал свою общину обращаться к Аллаху с мольбой за защитой от злорадства врагов:

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обращайтесь к Аллаху за защитой от трудностей испытания, от бедствия, от дурного предустановления и от злорадства врагов». аль-Бухари 6616, Муслим 2707.

«اللهمَّ إنِّي أعُوذُ بِكَ مِنْ جَهْدِ الْبَلَاءِ، وَدَرَكِ الشَّقَاءِ، وَسُوءِ الْقَضَاءِ، وَشَمَاتَةِ الْأَعْدَاءِ»

/Аллахумма инни а’узубика мин джахиль-баля, уа дараки-шшакъа, уа сууъиль-къада, уа шамататиль-а’да/.

Поразительное назидание:

Сообщается, что великий имам таби’инов — Мухаммад ибн Сирин, да будет доволен им Аллах, в своё время был очень богатым, однако впоследствии был обременён большими долгами, за что даже был заключён в темницу. Хишам рассказывал: «Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, завещал, чтобы после его смерти его омыл Мухаммад ибн Сирин. Когда же это произошло и Ибн Сирину сообщили об этом, он сказал: „Я заточён“. Ему сказали: „Но амир разрешил тебе выйти для этого“. На что он ответил: „Поистине, меня заточил не амир, а хозяин имущества“. Тогда хозяин имущества разрешил ему, и он вышел и обмыл Анаса». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 2/267.

Более того, эта его обременённость долгами стала поводом тому, что люди стали злословить о нём. Сабит аль-Бунани рассказывал: «Как-то Мухаммад ибн Сирин сказал мне: „О Абу Мухаммад, ничто не мешало мне посещать ваше собрание, кроме опасения славы и известности. И не переставало испытание одолевать меня, пока не схватило меня за бороду“. Люди говорили: „Это — Мухаммад ибн Сирин, который съел имущество людей!“, ибо на нём был большой долг». Ибн Са’д в «ат-Табакъат» 7/199, аль-Фасауи в «аль-Ма’рифа уа-ттарих» 2/61.

Что касается причины его долга, то Абу-ль-Хасан аль-Мадаини в биографии Ибн Сирина сказал: «Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло». аль-Хатыб в «Тарих Багъдад» 5/335, Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 53/226.

Вероятно Ибн Сирин опирался в своём поступке на хадис, который с различных путей передаётся со слов Маймуны и Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что когда Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили о мышке, которая упала в жир, он ответил: «Если жир твёрдый, то срежьте то, что было вокруг мыши. А если жир был жидким, то не приближайтесь к нему». ан-Насаи 4260, Ибн Хиббан 1390.

Имамы разногласили касательно достоверности этого хадиса. Так, аль-Бухари, Ибн Хазм, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аль-Альбани и др. считали этот хадис отклонённым /шазз/, который противоречит достоверному хадису с таким же смыслом, в котором нет добавки про жидкий жир.

Тогда как ат-Тахауи, Ибн Хиббан, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ахмад Шакир и др. считали этот хадис достоверным, который не противоречит, а дополняет ту версию.

В любом случае, имам Ибн Сирин проявил в этом вопросе великую осторожность и не стал торговать таким маслом, а вылил его, несмотря на то, что на сегодняшний день эта сума оценивалась бы в миллионы.

Так вот, далее, самое поразительное в этой истории:

Абу-ль-Хасан аль-Мадаини сказал: «Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло. И он говорил: „Тридцать лет назад я упрекнул человек кое-чем, и полагаю, что этим самым был наказан сейчас сам“. Было сказано, что он упрекнул некого человека нищетой и сам был испытан этим». аль-Хатыб в «Тарих Багъдад» 5/335, Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 53/226.

А хафиз Ибн Раджаб передал: «Когда Ибн Сирин был заточён по причине долга, он сказал: «Поистине, я знаю тот грех, который стал причиной этого положения. Я упрекнул человека около сорока лет назад, сказав ему: „О банкрот“». См. «Маджму’ ар-расаиль» 2/413.
Свят Аллах, а ведь насколько хуже произносят вещи в наше время мусульмане, чем эти слова Ибн Сирина, да помилует его Аллах, после чего пожинают последствия своих упрёков и злорадств, не понимая о причине постигших их трудностей и бед.

Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от зла наших языков и сердец!

© A’mash

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...