Перейти к содержанию

Разница между искренним наставлением и упреком


Рекомендуемые сообщения

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Искреннее наставление — это благодеяние человеку, исходящее из сострадательности и милосердия к нему, заботы и переживания. Это и есть настоящее чистосердечие и доброе отношение, основанное на милосердии и доброте. Искренний советчик дает наставление только из стремления к Лику Аллаха и надеясь снискать Его благоволение, желая добра Его творениям. Поэтому он делает это в крайне мягкой форме, терпит обиды и упреки, исходящие от человека, к которому обращено наставление. Он обходится с ним подобному тому, как сострадательный доктор относится с тяжело больным человеком. Ведь доктор терпит дурной характер больного, его грубость, исходящую от него антипатию, и обходится с ним мягко, дабы всеми возможными путями донести до него лекарство. Именно таков искренне наставляющий человек.

А что касается упрекающего, то это человек, который в форме наставления стремится опорочить и унизить людей, а получив замечание, накидывается с бранью и руганью. Такой, облачив себя в одеяние искреннего наставляющего и сопереживающего человека, говорит: «Ты совершил то-то и то-то! Ты достоин осуждения и заслуживаешь пренебрежения!». А ведь когда этот человек видит за таким же делом или дурным поступком, того, кого любит и к кому хорошо относится, он не предъявляет ему претензий, и ничего не говорит. Напротив, ищет для него разнообразные оправдания, а уж когда ничего не находит, то говорит: «Никому не дарована непогрешимость! Человек — существо подверженное ошибкам! Достоинства этого человека превосходят его недостатки, а Аллах Прощающий, Милосердный!» и т.п. Удивительно! Чего только не удостаивается тот, кого он любит и что только не достается тому, кого ненавидит. Как получается, что [неприятель] от тебя получает упреки и осуждения, облеченные в форму наставления, а другому [,совершившему то же самое, по причине любви к нему] ты выражаешь надежду, что Аллах простит его и будет к нему снисходителен, и при этом находишь ему различные оправдания?

Также из отличий между искренним советником и упрекающим то, что искренне наставляющий не начинает враждовать с тобой, если ты не принял его наставление, а лишь говорит: «Моя награда уже у Аллаха, принял ты мое наставление или нет», а в твое отсутствие просит у Аллаха за тебя, и не указывает людям на твои недостатки. А упрекающий противоположен всему этому»

См. «ар-Рух» стр. 257-258.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сулейман ибн Салим рассказывал: «Однажды мы разбирали один вопрос с Абу Синаном аль-Асади, и один из нас стал говорить что-то о некоторых обладателей знания, принижая их. Тогда Абу Синан запретил ему это и заткнув его, сказал: „Если талибуль-‘ильм прежде, чем изучит вопрос в религии, станет изучать обсуждение (упрек) людей, то когда он преуспеет?!“» См. «Тартиб аль-мадарик» 4/104.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фудайль ибн ’Ийяд, да помилует его Аллах, говорил: «Верующий скрывает и советует, а нечестивец позорит и унижает» См. «Джами’у-ль-‘улюм», 1/225. 

Хафиз Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Праведные предки были таковы, что если хотели увещевать кого-либо, то увещевали его скрыто. И, как сказали некоторые из них, если кто-либо увещевает своего брата наедине, то — это увещевание; а если кто-либо увещевает его перед людьми, то это — лишь унижение» См. «Джами’у-ль-‘улюм», 1/225.

Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказал:  «Кто увещевал своего брата скрыто (т.е. наедине), тот дал ему наставление и красиво поступил по отношению к нему, а кто увещевал своего брата прилюдно, тот унизил его и опозорил» См. «аль-Хилья» Абу Ну’айма, 9/140.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لاَ يَسْتُرُ عَبْدٌ عَبْداً في الدُّنْيَا إلاَّ سَتَرَهُ اللهُ يَوْمَ القِيَامَةِ

«Если (один) раб покроет другого в мире этом, Аллах обязательно покроет его (самого) в День воскресения». Этот хадис передали Ахмад 2/388, 404 и Муслим 2590. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7713.

Салим передал со слов своего отца (‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,) о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

المسلم أخو المسلم لا يظلمه ولا يسلمه من كان في حاجة أخيه فإن الله في حاجته ومن فرج عن مسلم كربة فرج الله عنه بها كربة من كرب يوم القيامة ومن ستر مسلما ستره الله يوم القيامة

«Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Великий и Всемогущий Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения».

Этот хадис передали Ахмад 2/91, аль-Бухари 2442, Муслим 2580, Абу Дауд 4893, ат-Тирмизи 1426, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7291. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6707, «Сильсиля ас-сахиха» 504, «Ирвауль-гъалиль» 2450, «Мухтасар Муслим» 1830.

Спросили шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах: «Смысл хадиса: «Кто покроет мусульманина, Аллах покроет его и в мире этом, и в мире ином», разве означает, что если человек совершит что-то порицаемое или непристойный поступок, и его я скрою, то Аллах и меня покроет?! Надеюсь, что вы разъясните мне это. Да вознаградит вас Аллах добром!»

Ответ: «Да, этот хадис достоверный передал его Муслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Того, кто развеет верующему одну из печалей мира этого, Аллах развеет ему одну из печалей Дня Воскресения; тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение как в этом мире, так и в мире ином; а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет как в мире этом ,так и в мире ином».

А также в двух достоверных сборниках передается хадис со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат: он не притесняет его, не оставляет его беспомощным. Тот, кто решит нужду своего брата, то Аллах решит его нужду. И тот, кто избавит мусульманина от печалей, то по причине этого Аллах избавит его от печалей Дня Воскресения. А тот, кто покроет мусульманина, того Аллах покроет в Судный День». Вот это является узаконенным: Если человек увидит от своего брата по вере недостаток, то есть грех, то он не раскрывает его, и не распространяет между людьми. А наоборот скрывает его для него, дает наставление, направляет его к добру, призывает его к покаянию Аллаху от этого и не позорит его среди людей. И тот, кто сделает так, и покроет своего брата, того Аллах покроет как в этом мире, так и мире ином. Поскольку воздаяние в соответствии деяния. А что касается тех, которые открыто совершают грехи, не стыдятся и показывают их людям, то они сами себя позорят. И не является уместным для покрытия. Подобно тому, который распивает опьяняющие напитки среди людей на рынках и заседаниях, то он сам себя опозорил. Просим Аллаха благополучия!

Таким образом, кто совершает грехи публично, и не обращает на это внимание , то его дело поднимают до правителей, если они удерживают подобного ему и устанавливают над ним наказание, то его дело поднимают до них. Не является местом покрытия для того, кто открыто совершает непристойные поступки, и публично совершает их. Просим Аллаха благополучия!»

Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/11401.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...