Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Абу Киляба ’Абдуллах бин Зайд аль-Джарми, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если до тебя дойдет нечто неприятное о твоем брате, то прояви усердие для того, чтобы найти ему оправдание, а если ты не сможешь сделать этого, то скажи себе: „Наверное у моего брата есть оправдание, просто я не знаю этого“». См. Абу Ну’айм «Хильяту аль-Аулия» 2/285.

Шейх ’Абд ар-Раззак аль-Бадр, да хранит его Аллах, пишет:

«[И как же велика] разница между тем, кто всячески старается найти оправдание своему брату и тем, кто в стремлении обвинить своего брата клевещет и возводит на него ложь и превратно толкует его слова и поступки».

Источник: al-badr.net (официальный сайт шейха).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос: «Ассаляму ‘алейкум варах’матуллоhи вабаракатуh. Ахи есть ли такой хадис ?

«Если вы услышите о своем брате что-либо порочащее его, найдите для него семьдесят оправданий, и если не найдете ни одного, то признайтесь себе в том, что ему есть оправдание, о котором вы не знаете» (сказал Джафар ибн Мухаммад, передал Бейхакы)

Баракаллоhу фикум!»

Ответ: Ва ‘алейкум салям ва рахматуЛлахи ва баракатух! Ва фийкум баракаллах!

Эти слова не являются хадисом. Они принадлежат Джа’фару ибн Мухаммаду. Их передаёт имам аль-Байхакъи со своим иснадом в книге «Шу’аб аль-Иман» (6/323), доходящего до Джа’фара ибн Мухаммада, который сказал:

عَنْ هِشَامِ بْنِ الْكَلْبِيِّ ، قَالَ : قَالَ جَعْفَرُ بْنُ مُحَمَّدٍ :  إِذَا بَلَغَكَ عَنْ أَخِيكَ الشَّيْءُ تُنْكِرُهُ فَالْتَمِسْ لَهُ عُذْرًا وَاحِدًا إِلَى سَبْعِينَ عُذْرًا ، فَإِنْ أَصَبْتَهُ وَإِلا قُلْ : لَعَلَّ لَهُ عُذْرًا لا أَعْرِفُهُ

«Если до тебя дойдёт что-то о твоём брате (мусульманине), которое тебе не понравится, постарайся найти для него от одного до семидесяти оправданий. Если найдёшь его, то это хорошо, в противном случае скажи: „Возможно, что у него есть такое оправдание, о котором мне неизвестно“».

Джа’фар ибн Мухаммад — это Джа’фар ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусайн ибн ‘Али ибн Абу Талиб — потомок четвёртого праведного халифа ‘Али, да будет доволен им Аллах. Его матерью была Асмаъ бинт аль-Къасим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддыкъ, да будет доволен им Аллах.

Также подобные слова передал Ибн ‘Асакир с иснадом доходящим до Ибн Сирина, как его слова.

عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ سِيرِينَ ، قَالَ: إِذَا بَلَغَكَ عَنْ أَخِيكَ شَيْءٌ ، فَالْتَمِسْ لَهُ عُذْرًا ، فَإِنْ لَمْ تَجِدْ لَهُ عُذْرًا ، فَقُلْ : لَعَلَّ لَهُ عُذْرًا

Сообщается, что Мухаммад ибн Сирин сказал:

«Если до тебя дойдёт что-то о твоём брате (мусульманине), постарайся найти для него оправдание. Если же не найдёшь для него оправдания, то скажи: «Возможно, что у него есть какое-то оправдание».

Эти же слова передали Абу аш-Шейх в «ат-Таубих ва-т-танбих» стр. 53, и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 6/323.

Мухаммад ибн Сирин был известным последователем сподвижников, да помилует его Аллах.

Аллаху известно обо всём этом лучше всех! Источник: hadis.info

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (аль-Худжурат 49: 12).

Ибн ‘Аббас сказал: «Аллах запретил верующему думать плохо о верующем». См. «Тафсир ат-Табари 21/374.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей, ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова». аль-Бухари 5143, 6066, Муслим 2563.

Имам аль-Хаттаби сказал, что в этом хадисе речь идет именно о плохом предположении в отношении людей, что зарождается в сердце человека без основания на это. См. «аль-А’лям» 3/1974.

Ибн ‘Умар рассказывал: «Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершая обход (тауаф) вокруг Каабы, говорил: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой запах. О как величественна ты и как велика твоя святость. Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что святость верующего более велика пред Аллахом, чем святость твоя! Неприкосновенны и священны его имущество и кровь, и мы должны думать о нем лишь хорошее». Ибн Маджах 2619, аль-Байхакъи 5/296. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3420.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: «О мусульманине нельзя думать в любом деле ничего, кроме хорошего, пока не будет доказано обратное!» См. «Найлюль-аутар» 4/327.

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не думайте плохо о слове, сказанном мусульманином, если вы можете найти ему хорошее значение». Ибн Аби ад-Дунья в «Мудара а-нас» 45, аль-Махамили в «аль-Амали» 460. Сообщение достоверное. См. также «Тахкыкъ Тайсируль-‘Азизиль-Хаким» 2/1030.

Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: «Написали мне некоторые братья из числа сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: „Найди положению своего брата лучшее оправдание, пока не дойдет до тебя то, что даст тебе уверенность. Не думай плохо о слове, сказанном мусульманином, если ты можешь найти ему хорошее значение. А кто дал повод обвинять его в чем-то, пусть винит только себя“». аль-Байхакъи в «Шу’абуль-иман» 7854.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Сообщается от аз-Зубайра ибн Мусы, который сказал: «Как-то дочь (сподвижника) ‘Абдуллаха ибн Муты’а ибн аль-Асуада, являвшаяся женой Тальхи ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Ауфа сказала своему мужу: „Я никогда не видела более низких людей, чем твои товарищи!“
Он сказал: „Аккуратнее! Не говори так про них! И что же ты такого низкого видела в них?!“
Она ответила: „Клянусь Аллахом, явную вещь“.
Он спросил: „И что же это?“
Она сказала: „Когда твоё положение становится лёгким (зажиточным), то они неразлучны с тобой. А как только твоё положение становится тяжёлым, то они отдаляются от тебя“.
Он сказал: „Ты лишь описала их благим нравом!“
Она спросила: „Какое же отношение это имеет к благому нраву?!“
Он ответил: „Они навещают нас, когда мы в состоянии силы (оказать им гостеприимство) и не посещают нас, когда мы не способны (их принять)“». Ибн Хиббан в «Рауда аль-‘укъаля» 393.

Приведя это сообщение, имам Абу-ль-Хасан аль-Мауарди сказал: «Посмотри на то, как он (Тальха) по причине своего великодушия истолковал их поведение, что даже сделал их скверный поступок благим, а их очевидное предательство преданностью. Это и есть явное великодушие и полноценный разум! И подобным образом пусть обладатели достоинства истолковывают оплошности своих братьев». См. «Адаб ад-дин уа-ддунья» 289.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...