Перейти к содержанию

Все вопросы связанные с разводом в состоянии гнева


Abu Ali Najdi

Рекомендуемые сообщения

Вопрос: «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.Вопрос связан с разводом (таляк). Мы с женой поругались. Во время ссоры жена мне несколько раз сказала что ненавидит меня, ей такой муж не нужен, дай развод и т.д. Я в свою очередь старался не злиться, дабы не совершить глупость, и при этом еле-еле удерживал слова развода, чтобы не произнести их, и таких случаев было не мало. Жене говорю, что через пару дней когда она остынет обговорим вопрос развода. Но в один момент, когда ситуация накалилась (меня все еще изнутри подталкивает к разводу, хотя сам я не хочу его давать) и жена продолжала оскорблять меня словами «ты мне не нужен» я произнес слова развода, и то что я их произнес я понял только после их произнесения. Вопрос: Считается ли такой развод действительным? Вопрос задал по той причине, что у меня три сына (1,3,5 лет) разводиться не хочется и это первые слова развода, которые я не сдержал и произнес. Хочу узнать является ли она еще моей женой или мне следует ее вернуть?

Ответ: Был спрошен достопочтимый шейх ’Адель ас-Субей’и, да хранит его Аллаха, на что он ответил:

«Вагалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху! Если развод был дан при сильном гневе, так что человек не осознавал что говорит, и не контролировал себя из-за её поведения, то в этом случае развод считается недействительным, как на это указывают шариатские доводы. И пусть человек в этот момент будет честным со Всевышним Аллахом, и внимательно посмотрит какой гнев был у него в данный момент, так как за этим следует множество последствий. А если же он осознавал что говорит, то в этом случает развод считается действительным, и ему необходимо возвратить жену обратно. А также пусть женщина побоится Всевышнего Аллаха говорить такие слова в адрес мужа и проявит усердие для сохранения своей семьи».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос: «Является ли талак произнесённый в гневе, без умысла развода действительным? Произносился для того чтобы женщина одумалась и задумалась о своём поведении и ощутила риск опасности потери мужа. Барак Аллаху фикум!»

Ответ: Был спрошен шейх ’Адель ас-Субей’и, да хранит его Всевышний, на что он ответил:

«Такой вид талака является действительным, и пусть каждый побоится Аллаха играть со словами развода».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

Вопрос: «Асаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух. Мой муж дал талак трижды в одно и тоже время. После того как я начала уже оформлять развод, он начал говорить что дал талак в гневе и что каится в том что сказал. И все это было по телефону. Но гнев у него был сильный, но он при этом помнит все что сказал».

Ответ: Уважаемый шейх ’Адель ас-Субей’и, да хранит его Аллах, ответил:

«Вагалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! В этом случае, не смотрится на слова вашего мужа, раз вы говорите что у него был такой гнев, при котором он помнит что сказал. Мнения большинства учёных, из числа которых четыре имама четырёх мазхабов, что троекратный развод в одно и тоже время, считается действительным и оценивается как за три развода. Да, есть одно из мнений имама Абу Ханифы, и слабое и неизвестное мнение в ханбалитском мазхабе что троекратный развод оценивается как за один развод. Это мнение придерживался и Ибн Таймия, а также согласно этому мнению давали фетву Ибн ’Усаймин, Ибн Баз и шейх аль-Альбани, но они издавали фетву согласно этому мнению только как в безвыходной ситуации, но не в общем и не постоянно. Отсюда следует, что более правильное мнение, что вы разведены окончательным разводом, и вы не дозволены для вашего супруга до тех пор, пока не выйдите замуж за другого человека. А Аллаху ведомо лучше!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Анас рассказывал: «Когда к ’Умару приводили того, кто давал троекратный развод за один раз, он бил его по спине!» Са’ид ибн Мансур 1/264. Имам ас-Сан’ани назвал иснад достоверным.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в правление Абу Бакра, и два первых года правления Умара, троекратный развод за один раз — приравнивался к одному. Затем ‘Умар сказал: „Люди в спешке решают дела, в которых следует проявлять терпение. Почему бы нам не претворить в жизнь то, что они торопят?“ После чего он принял это решение (окончательно расторгать брак после троекратного развода)». Муслим 1472.

В хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом говорится, что однажды Абу Рукана дал своей жене троекратный развод за один раз, после чего пожалел об этом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Как ты развелся?» Он сказал: «Трижды» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «За один раз?» Он ответил: «Да». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Это один развод, и если желаешь, то верни ее». Ахмад 1/265, аль-Байхакъи 7/339. Относительно достоверности этого хадиса были разногласия, однако он имеет несколько передач, среди которых есть хорошие сами по себе и усиливающие друг друга. По этой причине достоверность этого хадис подтвердили имам Ахмад, как это передал Ибн аль-Къайим, имам Абу Дауд, имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Бадруль-мунир» 8/104, «Маджму’уль-фатауа» 3/18, «Тахзиб ас-Сунан» 3/122, «Ируауль-гъалиль» 7/145.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос о разводе в состояние негодования был задан шейху Усаймину. И он разделил положение такого человека на три:

«1 — когда человек в негодование и при этом не соображал что говорил, и где находился, т.е. его разум был закрыт, он не понимал, что вообще происходит. На такого человека не распространяется хукм того, что он сделал, будь это таляк или ещё что.
Т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

لا طلاق ولا عتاق في إغلاق

„Нет развода и нет освобождения в закрытости[1]“. [т.е. когда закрыт разум, хадис хасан, см. «Сахих аль-джами’» 7525].
2 — когда человек в негодовании, но он управляет собой, понимает что говорит и делает. То хукм того, что он произнес или сделал в силе.
3 — когда человек в негодовании и он не мог управлять собой, однако не так как в первом случае, просто он находился в сильном негодовании и от этого происходили его поступки. В этом разногласие среди ученых. 

Из них те, кто сказал, что таляк его законный, т.к. он знал что говорит. Другие же сказали, что не законный, т.к. он подобен тому, кто не понимал что говорит, из-за сильного гнева. И это мнение более правильное. И я выбираю его, так как основа то, что он остается при своем никахе. И нельзя аннулировать никах, кроме как при причине явной, кот. основана на йакыне (убежденности).

Т.к. то, что установлено по убежденности, не может быть аннулировано, кроме как по убежденности». См. «Нур ’аля ад-дарб», запись № 110 (а), 13:25.

На подобный вопрос шейх дал следующий ответ: «Нельзя ответить на этот вопрос однозначно, т.к. положение этого зависит от конкретного случая. И необходимо спрашивать такого человека подробно о том, что было, только потом можно дать фатуа!» См. «Нур ’аля ад-дарб», запись № 358 (а), 2:04.

[1] В этом хадисе использовано слово «игълякъ» (إغلاق), т.е. что-то вроде скованного состояния. И имамы разошлись в толковании этого слова. Некоторые истолковали его как «принуждение», а некоторые как «гнев».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шейх Ибн ’Усаймин, да помилует его Аллах, также говорил: «Талак, который происходит от наущений, не действителен, даже если человек произносит слова, если это не было сделано преднамеренно. Потому что это произнесение случилось из-за наущения, а не по причине его желания или намерения. Скорее это было вызвано из-за силы наущения и недостатка его самообладания. Пророк, ﷺ, сказал: „Нет развода по принуждению“. Таким образом, этот развод недействителен, потому что он на самом деле не хотел делать это. Это было то, что произошло без его намерения или со своей стороны он не принимал решения так поступить. Поэтому, это не означает, что произошел развод». См. «Фатауа Исламия», 3/277.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...