Перейти к содержанию

Что следует напоминать умирающему человеку перед смертью


Рекомендуемые сообщения

Абу Хурайра и Абу Са’ид аль-Худри рассказывали, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Внушайте умирающим из вас произнести слова „Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /ля иляха илля Ллах/“». Муслим 916, 917.

Хузейфа рассказывал, что как-то он прижался грудью к Посланнику Аллаха ﷺ, и тот сказал: «Тот, чьими последними словами были слова „Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /ля иляха илля Ллах/“, которые он произнес в надежде увидеть лик Аллаха, войдет в Рай». Ахмад 5/391 с хорошим иснадом. Шейх аль-Альбани перечислил восемнадцать признаков благого конца. «Ахкам аль-Джанаиз» стр.34-43.

Слова Пророка ﷺ «Внушайте умирающим из вас ...» означают, что внушать произнести свидетельство единобожия следует мусульманам. Что же касается неверных, то им надо предлагать принять ислам.

Внушать произнести свидетельство единобожия надо тогда, когда сам человек не произносит его. Если же он сам поступает так, то нет необходимости напоминать ему об этом еще раз.

Кроме того, делать это надо, когда умирающий находится в сознании. Если же он лежит без сознания, то в этом нет смысла. А если он не в силах произнести эти слова вслух, то может повторять их про себя.

Ученые советовали не требовать от умирающего произнести слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» настойчиво, дабы не вызвать у него раздражения и не вынудить его произнести нечто неподобающее. Делать это надо тактично, чтобы он вник в их смысл и произнес их.

Если он произнес их, то не следует требовать от него повторить их до тех пор, пока он снова не заговорит о чем-то другом. А если он заговорит о другом, то надо вновь предложить ему произнести слова свидетельства, чтобы они были последним, что он изрек в этом мире. См. «Фикх ас-Сунна» 1/501.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Передал Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, за три дня до смерти говорил: «Пусть никто из вас не умирает, кроме как ожидая от Аллаха наилучшего». Муслим 2877.

Сказал имам Ан-Навави: «Ученые сказали: это — предостережение от отчаяния и побуждение к надежде при завершении жизни... Сказали ученые: смысл „наилучших ожиданий от Аллаха“ — думать, что Он помилует и простит его». «Шарх Сахих Муслим» 16/210.

Передал имам Аль-Багави от Ибн ’Аббаса, что он сказал: «Если увидите умирающего, то внушайте ему радостные ожидания, чтобы он встретил своего Господа, думая о Нем наилучшее. А если человек полон жизни, то устрашайте его его Великим и Возвышенным Господом». «Шарх ас-сунна» 5/275.

Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я Таков, как обо Мне думает Мой раб». Аль-Бухари 7405.

Сказал имам Аль-Куртуби: «Наилучшие ожидания от Аллаха должны быть у раба больше при смерти, чем во время здравия. Они таковы, что Аллах помилует его, проявит снисходительность, простит. А находящимся с ним надлежит напоминать ему об этом, чтобы он вошел в число тех, о ком сказано: «Я Таков, как обо Мне думает Мой раб». «Ат-Тазкира фи ахваль аль-маута уа умур аль-ахыра» 1/58-59.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха/ля иляха илля-Ллах/». Этот хадис передали Ахмад 3/3, Муслим 916, Абу Дауд 3117, ан-Насаи 4/5 и ат-Тирмизи 976, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

Этот же хадис Муслим передаёт со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. См. Муслим 917.

Имам ан-Навави сказал: «Учёные говорили, что если человек, у которого начинается агония, не станет произносить эти слова сам, присутствующим следует мягко подсказывать ему делать это, чтобы не вызвать у него раздражения, поскольку иначе умирающий может их отвергнуть. Один раз подсказав умирающему, что следует говорить, не следует повторять подсказку, если только он не станет произносить какие-либо иные слова. Наши товарищи указывали на желательность того, чтобы человек, который будет указывать на необходимость произнесения слов свидетельства, пользовался доброй славой, поскольку иначе это может доставить беспокойство умирающему, в результате чего он, возможно, обвинит в нечестии того, кто станет советовать ему проявлять благочестие в последние минуты жизни.

Знай также, что некоторые наши товарищи говорили: «Мы внушаем умирающему, чтобы он говорил: „Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад − посланник Аллаха /Ля иляха илля-Ллах, Мухаммадун расулю-Ллах/“», однако в большинстве своём они внушают умирающим произносить слова «Ля иляха илля-Ллах». Я подробно разбираю этот вопрос, приводя соответствующие указания в главе о похоронах своей книги «Шарх аль-мухаззаб». См. «аль-Азкар» имама ан-Навави (изд. на рус. яз.), стр. 258.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Передают со слов Му’аза, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ كَانَ آخِرَ كَلامِهِ لاَ إلهَ إِلاَّ اللهُ دَخَلَ الجَنَّةَ

«Тот (человек), последними словами которого (станут слова) “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, войдёт в Рай».

Этот хадис приводят Абу Дауд 3116 и аль-Хаким 1/351, сказавший: «Иснад его является достоверным». Также этот хадис передали Ахмад 5/233, 247, Ибн Мандах в «ат-Таухид» 187, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 20/112. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6479, «Мишкатуль-масабих» 1621.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Передают со слов Ма‘киля бин Йасара, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Читайте над своими покойными суру „Йа Син“».

Этот хадис передали Ахмад 5/26 и 27, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 1074, Ибн Маджах 1448, аль-Байхакъи 3/373, аль-Хаким 1/565, Ибн Хиббан 3002 и Абу Дауд 3121, который не считал слабым его иснад, однако он является слабым, поскольку в нём упоминаются имена двух неизвестных передатчиков.

В этом хадисе три проблемы: Неизвестность передатчика Абу ‘Усмана, неизвестность также его отца, от которого он передает хадис и путаница в иснаде. См. «Ирвауль-гъалиль» 688.

Аз-Захаби в «аль-Мизан» (4/550) сказал: «Ни его отец, ни он сам неизвестны, и не передавал от него никто, кроме Сулеймана ат-Тайми». На них же указывает ан-Навави, когда говорит, что в его иснаде присутствует два неизвестных передатчика.

Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тальхис аль-хабир» (2/104) сказал: «Слабым назвал этот хадис Ибн аль-Къаттан из-за путаницы и прерванности (в иснаде) и неизвестности Абу ‘Усмана и его отца, а Абу Бакр ибн аль-‘Араби передал, что (имам) ад-Даракъутни говорил: „У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл! Нет относительно этой темы достоверного хадиса!“» Т.е. нет относительно чтения Корана умирающим или умершим достоверного хадиса! См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/342-343.

Поэтому данный хадис назвали слабым къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам ан-Навави, шейх аль-Албани и др. См. «‘Аридатуль-ахвази» 6/34, «аль-Вахм валь-ихам» 5/49, «Ирвауль-гъалиль» 688.

Многие имамы, среди которых и шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, говорили, что правильно понимать следует этот хадис так: «Читайте вашим умирающим суру „Йа Син“». Т.е. не умершим, а умирающим. Это подтверждается следующим хадисом: «Внушайте вашим умирающим, чтобы они говорили: „Ля иляха илля-Ллах“». Муслим 2/321. В другой версии этого хадиса есть следующая добавка: «..., ибо тот, чьи последние слова были „Ля иляха илля-Ллах“ рано или поздно войдет в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше». Ибн Хиббан 719. Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим.

В этом хадисе, как и в рассматриваемом, упоминается слово «маутакум» — «вашим умершим», но речь идёт об умирающих, ведь внушать произнести ля иляха илля-Ллах следует тому, кто еще жив, а не тому, кто уже умер, а иначе как они могут стать последними словами умирающего, если внушать их уже умершим?!

Имам аш-Шафи’и говорил: «Мёртвые не получают награду за чтение Къурана над их душами». См. «Тафсир Ибн Касир» 4/258. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа также сказал, что имам аш-Шафи’и считал чтение Къурана над умершим нововведением. См. «Икътида» 182.

Имам Малик сказал: «Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и праведные предшественники не делали этого». См. «аль-Икътида» 182.

Ибн Таймийя сказал: «Чтение Корана над умершим — это новшество». См. «аль-Ихтиярат» 53.

Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: «Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Къурана у могил, на что он ответил: „Нет“». См. «аль-Масаиль» 158.

Что касается того предания, которое пришло в «Китабу-р-Рух» Ибн аль-Къаййима (стр.13), (которые многие люди приводят в доказательство того, что читать умершим Коран дозволено), и в нём сказано, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел у могилы и стал читать Коран, и имам Ахмад сказал ему: «О ты, поистине чтение Корана у могилы — новшество». После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу ‘Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Хиляби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от ‘Абдурахмана ибн ‘Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры „аль-Бакъара“ и её конец, и он сказал: „Я слышал, как Ибн ‘Умар сделал такое завещание“». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать».

Шейх аль-Албани сказал: «Ответов у меня на это предание несколько:

  1. Утверждение того, что предание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Варакъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в своих книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом ‘Али ибн Мусса аль-Хаддадом — его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочке, что он был надёжным, то мы видим, что говорит это аль-Варакъ, а положение аль-Варакъа вы уже знаете.
  2. И даже, если это предание достоверное, то оно более конкретизирующее чем предание, которое привёл Абу Дауд в „аль-Масаиль“ от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Корана у могил, Ахмад сказал: „Нет“), и если мы совместим оба эти мнения (имама Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Корана у могил, кроме как во время похорон.
  3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, не достоверна, так как ‘Абдурахман ибн ‘Аляъ считается неизвестным передатчиком, как о нём сказал аз-Захаби в „аль-Мизан“». См. «Ахкамуль-Джанаиз» 243-244.

Ибн аль-Къаййим в «Задуль-Ма’ад» писал: «То, что делают в наше время: садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Коран или подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле, является новшеством, не имеющим никакой основы в религии».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру „аль-Бакъара“». Муслим 780. Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Корана. И именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает читать Коран в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Коран с кладбищем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабит (аль-Бунани) передал со слов Анаса о том, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к юноше, находящемуся при смерти, и спросил его: «Как ты себя чувствуешь?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, я надеюсь на Аллаха и (очень) боюсь своих грехов». И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (надежда и страх[1]) собираются в сердце раба (Аллаха), находящегося в подобном положении[2], Аллах обязательно дарует ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится».

Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Этот хадис хороший редкий, и некоторые (передатчики) передали хадис от Сабита, передавшего от пророка в отосланном виде. Этот хадис передали ат-Тирмизи 983, Ибн Маджах 4261, ‘Абдуллах ибн Ахмад в «аз-Заваид аз-Зухд» стр. 24-25, Ибн Аби ад-Дунйа, как сказано в «ат-Таргъиб» 4/141, аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» 3/205.

Хафиз аль-Мунзири, имам ан-Навави, хафиз Ибн аль-Муляккъин и имам ас-Сан’ани назвали иснад хадиса хорошим. См. «ат-Таргъиб» 4/214, «аль-Хуляса» 2/902, «Тухфатуль-мухтадж» 1/582, «Субулю-с-салям» 2/144.

Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 3383, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 1555, «Сахих Ибн Маджах» 3455, «Ахкамуль-джанаиз» 11, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1051, 3/41.

[1] См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/41.

[2] То есть, при смерти. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/41.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...