Перейти к содержанию

С кем остаётся ребёнок после развода


Abu Ali Najdi

Рекомендуемые сообщения

Вопрос: «Ассаляму Алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, вопрос: ребенку девочке 1,5 года, мать ребенка вышла повторно замуж. Отец ребенка хочет забрать дочь к себе. Является ли доводом отказ отцу в воспитании ребенка: 1) его принадлежность к одной из 73 течений в Исламе; 2) его жестокое отношение к своим детям; 3) его жена не может смотреть ребенка по состоянию здоровья? У матери девочки, все условия для религиозного воспитания, ее нынешний муж хорошо относится к ребенку».

Ответ: Шейх ’Адель ас-Субей’и, да хранит его Аллах, ответил:

«Вагалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! Вам необходимо обратиться к шариатскому судье в вашей местности. А основа в данном вопросе, что мать имеет больше права в воспитании ребёнка, и она не лишается этого права до тех пор, пока она не выйдет за кого-то замуж, и отец в состоянии воспитывать ребёнка. А что касается конкретно вашего случая, основываясь на то как вы задали вопрос, что у бывшего вашего мужа есть определённые проблемы, то воспитание переходит к вашей матери.То что я ответил, то это с точки зрения основы данного вопроса. Так же есть другие обстоятельства на которые должен обратить внимание шариатский судья, как например, что будет лучше для ребёнка».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому остается ребенок в случае развода?

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх

Ребенок имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если они в разводе, то ребенок остается с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в ее опеке. Исключением из этого являются те случаи, когда мать не может воспитывать ребенка — если она не обладает здравым рассудком; если здоровье не позволяет ей дать ребенку нормальное воспитание; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведет непристойный образ жизни. В этих случаях ребенок отдается на воспитание отцу или другому близкому лицу.

Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына ’Асыма. Однажды ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался возле мечети, ’Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребенка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, ‘Умар сказал: «Это — мой сын». То же самое сказала бабушка ребенка. Тогда Абу Бакр сказал: «Оставь его ей», — и ’Умар не стал возражать ему[1]. Об этом сообщил Малик в «аль-Мууатта».

По словам Ибн аль-Къайима, впоследствии, во времена своего правления, ’Умар выносил решение на основании этого суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал против этого.

Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (Развод 65: 6).

Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребенок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет — в зависимости от разных обстоятельств.

Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку. Абу Дауд передал со слов Абу Хурайры, что однажды в такой ситуации Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.

Передают, что такое решение выносили ‘Умар, ‘Али и Шурейх. Это мнение так-же разделяли ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов. Тем не менее, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет категоричного суждения по этому поводу. По-этому окончательное решение о том, с кем будет жить ребенок, ложится на плечи судьи. Он обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства[2]. В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.
А Аллаху об этом ведомо лучше!
 

[1]. Ибн ’Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка». Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис хороший.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж». См. «Шарх аль-мумти’» 6/26.

[2]. Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: «Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: „Спроси ребенка о причине такого выбора“. Судья спросил, и ребенок ответил: „Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми“. Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка». См. «Найлюль-аутар» 6/296.

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...