Перейти к содержанию

Шариатское определение термина «джихад»


Рекомендуемые сообщения

Имам аль-Джурджани сказал: «Джихад — это призыв к истинной религии». См. «ат-Та’рифат» 1/107.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Языковое значение термина „джихад“ — это приложение усилий. А шариатское значение слова „джихад“ — это приложение усилий в борьбе с неверными. Это слово используется также для обозначения таких понятий, как борьба с собственной душой, борьба с шайтаном и борьба с нечестивцами. Если говорить о борьбе с душой, то она выражается в изучении того, что связано с религиозными делами, применении полученных знаний на деле и передаче этих знаний другим. Что касается борьбы с шайтаном, то суть ее состоит в том, чтобы противостоять тому сомнительному, что внушает человеку шайтан, и страстям, удовлетворение которых шайтан делает привлекательным для него. Что касается борьбы с неверными, то она может осуществляться как руками, так и с помощью денежных средств, языка или сердца. Борьба же с нечестивцами осуществляется, прежде всего, руками, затем языком, а затем сердцем». См. «Фатхуль-Бари» 6/15.

Имам аль-Маргъинани сказал: «Джихад — это призыв к истинной религии и сражение душами и имуществом с теми, кто противится ее принятию. И джихад не был вменен в обязанность из-за своей сущности, поскольку в нем порча, как разрушение городов и потеря рабов. Однако он был вменен в обязанность для усиления религии Аллаха и отвержения зла от рабов Его». См. «аль-Хидая» 3/17.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Джихадом называется приложение возможностей (усилий) с целью достижения того, что любит Истинный (Аллах) и отражения того, что Он не одобряет». См. «Маджму’ аль-фатауа» 10/192-193.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Истинный смысл джихада — это усердие в достижении того, что любит Аллах, как иман, праведные деяния, и устранение того, что ненавидит Аллах, как неверие, нечестие и ослушание». См. «Маджму’уль-фатауа» 10/192.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: «Поистине, джихад — это отражения искушения неверия (куфр)». См. «Маджму’уль-фатауа» 4/241.

Ибн Таймия также сказал: «Самым наилучшим джихадом и благодеянием является то, в чем больше всего подчинения Господу и больше пользы для раба Аллаха. А если оно вредит ему и препятствует тому, что более полезно для него, то оно не будет праведным деянием». См. «Маджму’уль-фатауа» 22/300.

Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям сказал: «Джихад был сделан следствием проявления веры (иман) не из-за того, что он является благородным сам по себе, а по той причине, что он является обязательным, как средство». См. «Къауа’ид аль-ахкам» 1/47.

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: «Из шариатской аналогии следует, что джихад должен быть лучшим из деяний, которые являются средствами. Ведь джихад — средство для возвышения религии, ее распространения, опровержения неверия и его подавления. И поэтому его достоинство соответствует достоинству его цели». См. «Фатхуль-Бари» 6/77.

Имам аль-Мунауи сказал: «Джихад — это средство для возвеличивания признаков имана, а достоинство средства соизмеряется достоинству достигаемого». См. «Файдуль-Къадир» 2/33. 

Имам ан-Найсабури говорил: «Джихад с помощью довода и призыва к плодам единобожия полноценнее результатом, чем сражение. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Али, да будет доволен им Аллах: „Поистине, если Аллах наставит твоими руками одного человека, это будет лучше для тебя чем все то, над чем восходит солнце!“ И джихад мечем, не станет прекрасным, кроме как после предшествования джихада аргументом. Ведь человек создание благородное, и поэтому когда можно очистить его от порочных качеств, сохраняя его самого — это предпочтительнее, чем уничтожения его сути. Разве ты не видишь как шкура мертвечины, которая может быть полезной в некоторых вещах, шариат побуждает к ее сохранению, как говорил Пророк, мир ему и благословение Аллаха: „Почему бы вам не взять ее шкуру (мертвечины), и не отчистить путем дубления, чтобы использовать ее!“» См. «Тафсир ан-Найсабури» 4/209.

Хафиз ад-Думьяты сказал: «Джихад — это средство, а не цель. И целью сражения является — наставление на истинный путь и достижении степени шахида. А что касается убийства неверных, то это не является целью как таковой. И поэтому, если есть возможность наставить на истинный путь с помощью доказательства, без джихада, то это правильнее и предпочтительнее, чем джихад!» См. «И’анату-тталибин» 4/181.

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: «Джихад ведется не для того, чтобы проливать кровь неверных или присваивать их имущество. Джихад ведется для того, чтобы религия Аллаха восторжествовала над остальными религиями, и чтобы на земле исчезло язычество и все, что несовместимо с истинной верой. Именно это и есть фитна (смута), и если эта смута прекратит свое существование, то мусульмане обязаны прекратить кровопролития и джихад». См. «Тайсируль-Карими-Ррахман» 78.

Также шейх ас-Са’ди сказал: «Джихад бывает двух видов: джихад, который несет в себе благополучие для мусульман, исправление их акъиды, нрава и всего, что связано с их религиозными и мирскими делами. Также этот вид джихада воспитывает в мусульманах истинные знания и деяния. Этот вид и есть основа джихада и его смысл, и именно на нем основывается второй вид, а это джихад, под которым подразумевается защита Ислама и мусульман от врагов из числа кафиров, мунафиков, еретиков и всех врагов религии». См. «Уджубу ат-та’ун байналь-муслимин» стр. 8-7.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...